Гаспринский Исмаил

140

(8(20).3. 1851, с. Авджи, ныне в Бахчисарайском р-не в Крыму, — 11(24).9.1914, Бахчисарай), деятель мусульм. Культуры в России, педагог, писатель. Учился в медресе в Симферополе, в кадетских корпусах в Воронеже и Москве. Был близок к семье М. Н. Каткова. С нач. 70-х гг. Путешествовал, посетил Турцию, Индию, Персию, Египет, в 1872—76 жил во Франции. В Стамбульском ун-те и в Сорбонне слушал лекции по философии, социологии, филологии. Служил в Ассоциации проф. Переводчиков в Париже, сотрудничал с И. С. Тургеневым. По возвращении в Крым занимался обществ.-пед. Деятельностью, преподавал рус. Язык в нач. Школах и в медресе. С 1883 и до конца жизни издавал газ. «Терджиман» («Переводчик»), первый еженедельник, отвечавший образоват. И культурным запросам мусульман России.

Как приложения к газете выходили журн. «Детский мир», «Женский мир».В своей публицистике Г. Развивал идеи культурно-полит, движения джадидизма, выступал за реформу традиц. Мусульм. Образования (см. Мусульманская культура). Был инициатором создания для крымскотатарских детей новометодных школ. Принял участие в организации подобных школ в Каракоме (1886) и Самарканде (1893). Сторонник всеобщего образования, Г. Высказывался за равноправие женщин в сфере просвещения, содействовал открытию нач. И проф. Жен. Школ. В открытых им уч. Заведениях Г. Использовал общепед. И метод, принципы, выработанные в рус. Педагогике, — народности воспитания, единства воспитания и обучения, нач. Обучения на родном языке. Для крымскотатарского языка разработал и применил в практике систему обучения грамоте по звуковому методу.

Ввёл преподавание рус. Яз., нач. Курсов по арифметике, географии, истории, естествознанию, выступал за изучение в новометодных школах араб, и тур. Языков. Большое внимание уделял рациональной организации уч. Процесса по классно-урочной системе, начал применять экзамены, внеклассные формы обучения. Составленные Г. Уч. Планы основывались на обобщении опыта рус. Нач. Школ (гл. Обр. Земских). Свои пед. И метод, идеи Г. Реализовал в учебниках для нач. Школы, составленных с учётом нац. Специфики («Учитель ребёнка», 1888. «Турецкая хрестоматия», 1894), а также в метод, пособии «Книга для учителей» (1896). Следуя образцам уч. Книг К. Д. Ушинского, Г. Поместил в них произв. Классич. Лит-ры, фольклора, а также собств. Лит. Сказки и миниатюры. Впервые в мусульм.

Уч. Лит-ре использовал форму метод, указаний.Автор ряда науч.-популярных книг («Страноведение», 1889. «Врачебное наставление», 1901. Альманах «Знание народу», 1901). Популярного издания «Правила поведения на Востоке и Западе» (1911). Энциклопедич. Сб. «Изд-во Ис-маила», посвящённых новостям науки, культуры, техники. Романов и др. Лит. Произведений..

Значения в других словарях
Гарниш, Харниш (Нarnisch), Христиан Вильгельм

(28.8.1787, Вильс-нак, — 15.8.1864, Берлин), нем. Педагог. Изучал теологию в ун-тах Галле и Франкфурта-на-Одере. Был священником (с 1809), домашним учителем. В 1809—12 работал в ин-те И. Э. Пламана в Берлине, первом в Германии уч. Заведении, где преподавание было организовано по принципам Песталоцци. С 1812 — дер философии. Преподавал и руководил учительскими семинариями в Бреслау (ныне Вроцлав, Польша. 1812—22) и Вайсенфельсе, близ Галле (1822—42).Сыграл значит, роль в распространении методов П..

Гартли, Хартли (Нartley), Дейвид

(30.8.1705, Армли, — 28.8.1757, Бат), англ, философ, один из основоположников ассоциативной психологии. Изучал богословие в Кембридже. В дальнейшем получил мед. Образование и всю жизнь работал врачом. Стремясь установить точные законы формирования психич. Процессов для управления поведением людей и т. О. Усовершенствовать общество, попытался применить принцип механич. Причинности. Считал, что внеш. Объекты, воздействуя на органы чувств, вызывают колебат. Движения (вибрации) мельчайших частиц вещ..

Гастев Алексей Капитонович

[26.9 (8.10). 1882, Суздаль, — 1941], ученый и поэт, один из основоположников педагогики проф. Образования и науч. Организации труда в РСФСР. Учился в Моск. Учительском ин-те (исключен в 1901 за рев. Деятельность). Секретарь ЦК Всерос. Союза рабочих металлистов (1917—18). В 1918—19 зав. Отделом искусств Нарком-проса УССР. Организатор и руководитель Центр, ин та труда при ВЦСПС (ЦИТ. 1920—38). В 1924—26 зам. Пред. Совета по НОТ при Наркомате РКЙ. Активный участник дискуссий по проблемам пролетарс..

Гаудиг (Gaudig) Гуго

(5.12.1860, Штек-Кай, — 2.8.1923, Лейпциг), нем. Педагог, один из создателей педагогики личности. Был учителем реальной гимназии в г. Гера (с 1887). Директор жен. Гимназии с учительской семинарией в Галле (с 1896). С 1900 руководил гор жен. Гимназией и жен учительской семинарией в Лейпциге. Гл. Принципом дидактики считал самодеятельность учащихся. В противовес тщательно планируемому учителем уроку, подавлявшему, по мнению Г, самостоят, уч. Работу, разработал систему «свободного получения знаний»..

Дополнительный поиск Гаспринский Исмаил Гаспринский Исмаил

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гаспринский Исмаил" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гаспринский Исмаил, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 18 символа