Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри

137

(4.5.1825, Илинг, близ Лондона, — 29.6.1895, Истборн, Сассекс), англ, естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. Ч.-к. Петерб. АН (1864). .1895 проф. Королевской горной школы. В 1871—80 секретарь, в 1883—85 през. Лондонского королевского об-ва.Г. Переносил дарвиновскую идею борьбы за существование на человека, полагая, однако, что в цивилизов. Обществе действие законов природы ограничивается законами развития общества. Наиб, способным к выживанию считал человека, умеющего согласовывать своё поведение с социально-этич. Нормами, отводя, т. О., важнейшую роль воспитанию. По Г., воспитание, как и всякая наука, должно быть построено на знании объективных законов природы. Предлагал строить образование не только на основе гуманитарных наук, утверждающих исключительность человека, но и на непосредств.

Изучении природы, подчиняющей человека себе. Интересуясь проблемами образования, стал активным деятелем шк. Реформы 1870, был избран президентом первого Лондонского шк. Совета. Идея науч. Образования была положена в основу составленных Г. И принятых в школах Лондона уч. Программ и талантливо им написанных учебников (зоология и физиология). По его требованию в англ, школах была введена биология как уч. Предмет. Летом 1871 прочёл курс биологии шк. Учителям, впервые соединив лекции с лабораторными работами. Указывая на необходимость гос. Системы широкого нач. Образования (в программу элементарных школ Г. Включил основы естествознания, рисование, музыку, домоводство), в то же время отвергал мысль об обязательности ср. Образования, считая его привилегией наиб, способных детей.Г.

Известен как блестящий лектор, популяризатор науч. Знаний. Одним из первых стал читать публичные лекции для рабочих. Важной стороной своей деятельности Г. Считал борьбу за открытие техн. Уч. Заведений и общеобразоват. Школ для взрослых.Соч. Science and education, N. Y., 1894. T. H. Huxley on education. A selection from bis writings, ed. By C. Bibby, Camb., 1971. В рус. Пер. — О положении человека в ряду органич. Существ, СПБ, 1864. Уроки элементарной физиологии, СПБ, 18773. Об университетском воспитании, СПБ, 1876. Введение, СПБ, 1881 (Сер. Первонач. Учебников, № 27).Лит. Мензбир М. А., Т. Г. Гексли, «Рус. Мысль», 1895, кн. 11. Ирвин У., Обезьяны, ангелы и викторианцы, пер. С англ., М., 1973. Huxley L., Life and letters of Thomas Henry Huxley, v. 1 — 2, L., 1900.

Bibby C., T. H. Huxley, scientist, humanist and educator, L., 1959. С. Л. Савина..

Значения в других словарях
Гезелл (Gesell) Арнолд Лусиус

(21.6. 1880, Алма, шт. Висконсин, — 29.5.1961, Нью-Хейвен, шт. Коннектикут), амер. Психолог. Окончил Висконсинский (1906) и Йельский (1915) ун-ты. Работал в Йель-ской психиатрич. Клинике (1911—48), с 1930 её директор. В 1950 на основе этой клиники создан Гезелловский ин-т дет. Развития (Нью-Хейвен), в к-ром изучается онтогенез психики в тесной связи с клинич. Пед. Исследованиями. Г. Разработал практич. Систему диагностики пси-хич. Развития ребёнка от рождения до юношеского возраста, к-рая базиру..

Гёйнике, Хейнике (Нeinicke), Самуэль

(10.4.1727, Наутшюц, близ Наумбурга, — 30.4.1790, Лейпциг), нем. Педагог. Был учителем нем. Яз., предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению («Новая азбука и чтение», 1762). Одновременно вёл пед. Работу с глухими детьми. В 1778 открыл в Лейпциге первый в Германии (платный) ин-т для глухих (ныне школа его имени). В ин-те было 15 воспитанников. Свою гл. Задачу Г. Видел в том, чтобы обучить глухих устной речи. Наряду с этим он прививал навыки счёта, письма, а также зау..

Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан

(31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), франц. Философ, деятель Просвещения, идеолог рев. Буржуазии 18 в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. Поколения франц. Просветителей — Монтескье, Вольтером, входил в кружок, группировавшийся вокруг Д. Дидро и П. Гольбаха. На основе фи-лос. Материализма строил последовательно сенсуалистич. Психологию, учение о морали, развивал пед. Идеи".В 1758 написал кн. «Об уме» (рус. Пер. 1917, 1938), направленную против основ феод, порядка, фе..

География В Школе

Уч. Предмет, содержание к-рого составляют основы физ., социальной и экон. Географии. Физ. Г. Включает осн. Понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботан. Г., зоогеографии, а также картографии и нек-рых смежных с физ. Г. Естеств. Наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная и экон. Г. Включают осн. Понятия общей и региональной экон. И социальной Г., Г. Населения, полит. Г., а также важные понятия ряда экон. Наук (экономики..

Дополнительный поиск Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 36 символа