Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан
(31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), франц. Философ, деятель Просвещения, идеолог рев. Буржуазии 18 в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. Поколения франц. Просветителей — Монтескье, Вольтером, входил в кружок, группировавшийся вокруг Д. Дидро и П. Гольбаха. На основе фи-лос. Материализма строил последовательно сенсуалистич. Психологию, учение о морали, развивал пед. Идеи".В 1758 написал кн. «Об уме» (рус. Пер. 1917, 1938), направленную против основ феод, порядка, феод.-религ. Идеологии и католич. Церкви. Книга была запрещена властями и сожжена. Осн. Принципы её Г. Развил и обосновал в новом труде «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (изд. 1773, рус. Пер. 1938).Во взглядах Г. Можно выделить 4 осн.
Идеи. Врождённое равенство всех людей. Личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей. Воспитание как направляющая сила в развитии интересов. Полит, система как определяющее начало воспитания. Пытаясь применить материалистич. Сенсуализм к объяснению жизни общества, Г. Утверждал, что человек — продукт среды. Нет врождённых идей и страстей, говорил Г., врождённой является лишь простейшая физич. Чувствительность. Человек от рождения ни глуп, ни умён, ни зол, ни добр, он только невежествен и невоспитан. Г. Видел в изменении юрид. Законов и улучшении воспитания рычаг создания всеобщего счастья. Благосостояние общества, полагал Г., зависит от талантов и добродетелей его граждан, и т.
К. Они зависят от воспитания, общество может управлять формированием талантов и добродетелей и само определять своё благополучие в настоящем и будущем. Г. Требовал, чтобы школы были изъяты из-под контроля церкви и переданы в ведение гос-ва.Различия в способностях людей являются, по Г., следствием различий в условиях воспитания, к-рое он понимал широко — как всякое формирующее психику влияние среды. Г. Подробно рассматривал воспитание ребёнка в семье, подростка в школе, юноши в более широком социальном общении и подчёркивал роль случая (совпадения определённых внеш. Обстоятельств с состоянием повыш. Восприимчивости). Анализируя роль случая в воспитании, Г. Пытался раскрыть внутр. Механизм воспитат. Воздействия и тем открыть возможность его сознат.
Применения. Г. Стремился доказать, что воспитание никогда не бывает одинаковым. Ссылка на одинаковые условия воспитания у детей с разными интересами и способностями, по мнению Г., несостоятельна и не доказывает происхождения этих различий из различия врождённых задатков. Даже незначит. Внеш. Изменения могут оказать большое влияние на формирование личности.Г. Подверг резкой критике религ. Учение о врождённых нравств. Чувствах и представлениях и доказывал их опытное происхождение и обусловленность интересами людей. В процессе воспитания, считал Г., осн. Значение имеет не столько умственное развитие, сколько воспитание интересов, «страстей». Они каждого делают умным, и только они могут побудить людей на трудные дела, великие поступки и большие открытия.
Осн. Социальный вопрос, считал Г., состоит в том, при какой полит, системе интересы правителей совпадают с интересами народа и усилия отд. Людей направляются на общую пользу. Таким обществ, строем он признавал только республику — пр-во всего народа, к-рое стремится воспитывать людей так, чтобы личный интерес каждого совпадал с интересом всего общества. Воззрения Г. Выражали наиб, рев. Тенденции буржуазии того времени и оказали значит, влияние на формирование идей Великой франц. Революции, а в последующем — идей виднейших представителей утопич. Социализма 1-й пол. 19 в.С о ч. OEuvres completes, v. 1 — 14, Р., 1795. В рус. Пер.-Соч., т. 1 — 2, М., 1974.Лит. Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. Филос. Соч., т. 2, М., 1956.
Дидро Д., Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме». Система-тич. Опровержение книги Гельвеция «Человек» Собр. Соч., т. 2, М.-Л., 1935. Ворони-цын И. П., К. А. Гельвеции, М., 1934. Момджян X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955. С и л и и М. А., К. А. Гельвеции — выдающийся франц. Философ-материалист 18 в., М., 1958. Keim A., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907. Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926. H o r o-w i t z I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954. П. Я. Гальперин..
Дополнительный поиск Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан
На нашем сайте Вы найдете значение "Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 33 символа