Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан

135

(31.1.1715, Париж, — 26.12.1771, там же), франц. Философ, деятель Просвещения, идеолог рев. Буржуазии 18 в. Окончил иезуитский коллеж. Был близок с представителями ст. Поколения франц. Просветителей — Монтескье, Вольтером, входил в кружок, группировавшийся вокруг Д. Дидро и П. Гольбаха. На основе фи-лос. Материализма строил последовательно сенсуалистич. Психологию, учение о морали, развивал пед. Идеи".В 1758 написал кн. «Об уме» (рус. Пер. 1917, 1938), направленную против основ феод, порядка, феод.-религ. Идеологии и католич. Церкви. Книга была запрещена властями и сожжена. Осн. Принципы её Г. Развил и обосновал в новом труде «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (изд. 1773, рус. Пер. 1938).Во взглядах Г. Можно выделить 4 осн.

Идеи. Врождённое равенство всех людей. Личный интерес как движущая сила индивидуального развития и решающее начало в деятельности людей. Воспитание как направляющая сила в развитии интересов. Полит, система как определяющее начало воспитания. Пытаясь применить материалистич. Сенсуализм к объяснению жизни общества, Г. Утверждал, что человек — продукт среды. Нет врождённых идей и страстей, говорил Г., врождённой является лишь простейшая физич. Чувствительность. Человек от рождения ни глуп, ни умён, ни зол, ни добр, он только невежествен и невоспитан. Г. Видел в изменении юрид. Законов и улучшении воспитания рычаг создания всеобщего счастья. Благосостояние общества, полагал Г., зависит от талантов и добродетелей его граждан, и т.

К. Они зависят от воспитания, общество может управлять формированием талантов и добродетелей и само определять своё благополучие в настоящем и будущем. Г. Требовал, чтобы школы были изъяты из-под контроля церкви и переданы в ведение гос-ва.Различия в способностях людей являются, по Г., следствием различий в условиях воспитания, к-рое он понимал широко — как всякое формирующее психику влияние среды. Г. Подробно рассматривал воспитание ребёнка в семье, подростка в школе, юноши в более широком социальном общении и подчёркивал роль случая (совпадения определённых внеш. Обстоятельств с состоянием повыш. Восприимчивости). Анализируя роль случая в воспитании, Г. Пытался раскрыть внутр. Механизм воспитат. Воздействия и тем открыть возможность его сознат.

Применения. Г. Стремился доказать, что воспитание никогда не бывает одинаковым. Ссылка на одинаковые условия воспитания у детей с разными интересами и способностями, по мнению Г., несостоятельна и не доказывает происхождения этих различий из различия врождённых задатков. Даже незначит. Внеш. Изменения могут оказать большое влияние на формирование личности.Г. Подверг резкой критике религ. Учение о врождённых нравств. Чувствах и представлениях и доказывал их опытное происхождение и обусловленность интересами людей. В процессе воспитания, считал Г., осн. Значение имеет не столько умственное развитие, сколько воспитание интересов, «страстей». Они каждого делают умным, и только они могут побудить людей на трудные дела, великие поступки и большие открытия.

Осн. Социальный вопрос, считал Г., состоит в том, при какой полит, системе интересы правителей совпадают с интересами народа и усилия отд. Людей направляются на общую пользу. Таким обществ, строем он признавал только республику — пр-во всего народа, к-рое стремится воспитывать людей так, чтобы личный интерес каждого совпадал с интересом всего общества. Воззрения Г. Выражали наиб, рев. Тенденции буржуазии того времени и оказали значит, влияние на формирование идей Великой франц. Революции, а в последующем — идей виднейших представителей утопич. Социализма 1-й пол. 19 в.С о ч. OEuvres completes, v. 1 — 14, Р., 1795. В рус. Пер.-Соч., т. 1 — 2, М., 1974.Лит. Плеханов Г. В., Очерки по истории материализма, Избр. Филос. Соч., т. 2, М., 1956.

Дидро Д., Размышления по поводу книги Гельвеция «Об уме». Система-тич. Опровержение книги Гельвеция «Человек» Собр. Соч., т. 2, М.-Л., 1935. Ворони-цын И. П., К. А. Гельвеции, М., 1934. Момджян X. Н., Философия Гельвеция, М., 1955. С и л и и М. А., К. А. Гельвеции — выдающийся франц. Философ-материалист 18 в., М., 1958. Keim A., Helvetius, sa vie et son oeuvre, P., 1907. Grossman M., The philosophy of Helvetius..., N. Y., 1926. H o r o-w i t z I. L., Claude Helvetius..., N. Y., 1954. П. Я. Гальперин..

Значения в других словарях
Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан

..

Гёйнике, Хейнике (Нeinicke), Самуэль

(10.4.1727, Наутшюц, близ Наумбурга, — 30.4.1790, Лейпциг), нем. Педагог. Был учителем нем. Яз., предложил вариант звукового (без чтения по слогам) метода обучения чтению («Новая азбука и чтение», 1762). Одновременно вёл пед. Работу с глухими детьми. В 1778 открыл в Лейпциге первый в Германии (платный) ин-т для глухих (ныне школа его имени). В ин-те было 15 воспитанников. Свою гл. Задачу Г. Видел в том, чтобы обучить глухих устной речи. Наряду с этим он прививал навыки счёта, письма, а также зау..

Гексли, Хаксли (Нuxley), Томас Генри

(4.5.1825, Илинг, близ Лондона, — 29.6.1895, Истборн, Сассекс), англ, естествоиспытатель, ближайший соратник Ч. Дарвина и популяризатор его учения. Иностр. Ч.-к. Петерб. АН (1864). .1895 проф. Королевской горной школы. В 1871—80 секретарь, в 1883—85 през. Лондонского королевского об-ва.Г. Переносил дарвиновскую идею борьбы за существование на человека, полагая, однако, что в цивилизов. Обществе действие законов природы ограничивается законами развития общества. Наиб, способным к выживанию считал..

География В Школе

Уч. Предмет, содержание к-рого составляют основы физ., социальной и экон. Географии. Физ. Г. Включает осн. Понятия общего землеведения, региональной Г., геоморфологии, почвоведения, климатологии, океанологии, ботан. Г., зоогеографии, а также картографии и нек-рых смежных с физ. Г. Естеств. Наук (геологии, метеорологии, экологии и др.). Социальная и экон. Г. Включают осн. Понятия общей и региональной экон. И социальной Г., Г. Населения, полит. Г., а также важные понятия ряда экон. Наук (экономики..

Герасимов Сергей Апол Динариев

[21.5(3.6).1906, Екатеринбург, — 28. Г. 1985, Москва], кинорежиссёр и сценарист нар. Арт. СССР (1948), д. Ч. АПН ССС. (1978), дер искусствоведения (1967), проф (1946), Герой Соц. Труда (1974). В 19» окончил Ленингр. Ин-т сценич. Иск-Ri С 1924 артист кино, с 1930 также режнс сер и сценарист. Снимался в фильмат «Шинель» (по Н. В. Гоголю, 1926), «СУ-ломок империи» (1929) и др. Среди режнс сёрских работ пользовавшиеся популяр ностью в 30—40-х гг. Фильмы о совре менности (в нек-рых снимался сам «Семе..

Дополнительный поиск Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гельвеций (Нelvetius) Клод Адриан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 33 символа