Гербарт, Хербарт (Нerbart)
И, — ганн Фридрих (4.5.1776, Ольденбург. 14.8.1841, Гёттинген), нем. Философ, пег холог и педагог. Учился в Йеной — «ун-те (1794—97), где слушал лекц«И. Г. Фихте. В 1797—1800 работал л-. Машним учителем в Швейцарии. Зде-si познакомился с методикой нач. Обученк« расимов, На уро-., 1965. Ио—иенбург, — эсоф, пси-Йенском т лекции, ботал до-ии. Здесь обучения"И. Г. Песталоцци. Завершал обучение в Гёттингене, где в 1802—03 сам стал читать лекции по философии. В 1808—33 проф. Кёнигсбергского, затем Гёттинген-ского ун-тов. В Кенигсберге основал при ун-те пед. Семинар с опытной школой. Важнейшие труды — «Гл. Пункты метафизики» (1806), «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания» (1806), «Учебник психологии» (1816, рус. Пер. 1875), «Психология как наука, основанная на опыте, метафизике и математике» (т.
1—2, 1824—25), «Общая метафизика с началом филос. Учения о природе» (1828—29), «Очерк лекций по педагогике» (1835).Г. Был сторонником ассоциативной психологии, но считал, что превращение её в науку требует соединения «метафизики» с математикой, т.е. Филос. Положений о психич. Явлениях с матем. Расчётом психич. Процессов. По Г., мир состоит из неизменных простейших сущностей («реалов»), к-рые вступают в разл. Связи, создавая только впечатление, что мир изменяется. В качестве психич. Реалов признавал представления, а психич. Процессы рассматривал как отражение в сознании их взаимодействия. Подробно разработал матем. «статику» и «динамику» этого взаимодействия. Исходил из понимания ограниченности объёма сознания, при к-рой множество представлений, стремящихся проникнуть в него, остаётся за т.
Н. Порогом сознания. Как реальные силы родственные представления объединяются, усиливают друг друга, проникая в сознание, а противоположные вытесняют друг друга из сознания или мешают подняться к нему из области бессознательного. Даже новые впечатления могут проникнуть в сознание лишь при условии, что они не только обладают достаточной силой, но и получают поддержку со стороны родств. Представлений прошлого опыта. Соединение представлений прошлого опыта с новыми впечатлениями определяет отчётливость, правильность и прочность восприятия и усвоения нового.Учение Г. Об ограниченности объёма сознания, о его пороге, о важности учёта порога сознания для матем. Исчисления психич. Процессов сыграло большую роль в формировании экспериментальной психологии.
Учение Г. О роли апперцепции в усвоении новых знаний послужило теоре-тич. Основой построения урока, последовательности, системности обучения и др. Фактически Г. Предпринял попытку теоретически обосновать педагогику. Философия, по Г., указывает цель воспитания, психология — пути достижения этой цели.Определяя гл. Цель воспитания как гармонию воли с этич. Идеями и выработку многостороннего интереса, осн. Путями её достижения считал воспитывающее обучение и нравств. Воспитание, а также «управление» (подавление «дикой резвости» ребёнка). Особенно большое значение придавал воспитывающему обучению, в процессе к-рого развивается многосторонний интерес, имеющий, согласно Г., шесть видов. Эмпирический — к окружающему миру. Спекулятивный (умозрительный) — к причинам вещей и явлений.
Эстетический — к прекрасному. Симпатический — к «близким». Социальный — ко всем людям. Религиозный. Основой интереса считал внимание и выдвинул поэтому в качестве важнейших ди-дактич. Задач возбуждение и поддержание апперцептивного внимания и развитие произвольного внимания.В педагогике 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. Большой популярностью пользовалось учение Г. О ступенях обучения. На первой ступени (наз. Им «ясностью») осуществляется первонач. Ознакомление уч-ся с новым материалом, основанным на широком использовании средств наглядности. На второй ступени («ассоциация») происходит установление связи новых представлений со старыми в процессе свободной беседы. Третья ступень («система») характеризуется связным изложением нового материала с выделением гл.
Положений, выводом правил и формулированием законов. На четвёртой ступени («метод») у уч-ся в процессе выполнения упражнений с использованием новых знаний вырабатывается навык применения их на практике. В этих положениях Г. Отражены существенные стороны уч. Процесса, однако абсолютизация и универсализация данной схемы вели к формализму в организации урока, нашедшему особенно яркое выражение у последователей и учеников Г.Ставя выше всего развитие мышления учащихся, Г. Отводил гл. Место в уч. Плане древним языкам и математике, к-рые, по его убеждению, лучше всего дисциплинируют ум. Считал, что ребёнок в своём развитии повторяет путь, пройденный человечеством. Отсюда он делал вывод, что ребёнку ближе и понятнее жизнь древних народов, чем современников.
В связи с этим Г. Говорил о необходимости до 14 лет обучать в основном языку, лит-ре и истории антич. Мира, а также математике и географии.Собственно нравств. Воспитание, по Г., как и вся его пед. Система, строится на пяти нравств. Идеях, к-рые, по Г., охватывают всю этику. Это — идея внутр. Свободы, делающая человека цельным. Идея совершенства, совмещающая в себе силу и энергию воли, дающая «внутр. Гармонию». Идея благорасположения, заключающаяся в согласовании воли одного человека с волей др. Людей. Идея права, применяемая в случае конфликта двух или неск. Воль. Идея справедливости, служащая руководящим началом при суждении о награде тому, кто оказывает услуги обществу, или о наказании того, кто нарушает его законы. Правильно воспитанный человек, осознавший эти идев, к-рые, с точки зрения Г., являются неизменной основой всеобщей морали, не будет вступать в конфликт с окружающим миром.
Важную роль в нравств. Воспитании отводил религии, которая должна внушать человеку чувство зависимости от «высших сил».К нравств. Воспитанию тесно примыкает у Г. «управление», задача к-рого состоит во внеш. Дисциплинировании воспитанников, в приучении их к порядку. Осн. Средствами управления, по Г., являются надзор, приказание и запрещение, наказания, вплоть до телесных, а также умение занять ребёнка. Вспомогат. Роль в управлении Г. Отводил авторитету и любви воспитателя, причём авторитет должен принадлежать отцу, а любовь — матери.Пед. Теория Г. — в особенности его тео-ретич. Обоснование педагогики, идея воспитывающего обучения и разработки метод, приёмов, учитывающих воспитат. Возможности уч. Предметов, — оказала большое влияние на последующее развитие теории и практики воспитания во мн.
Странах. Идеи Г. Интерпретировались в работах его учеников и последователей (наиб, известны Т. Циллер, О. Вильман. В. Рейн и К. Стой).С о ч. Samtliche Werke, Bd 1 — 19, Lpz. — Langensalza, 1882—1912. Ausgewahlte Schriften zur Padagogik, ausgewahlt, eingeleitet und erlautert von F. Hofmann [u. А.], В., 1976 (Padagogische Bibliothek). В рус. Пер. — Избр. Пед. Соч., т. 1, предисл. Н. К. Баумана и Г. П. Вейсберга, М., 1940. [Статьи], в кн. Идеи эстетич. Воспитания, т. 2, М., 1973.Лит. И. Ф. Гербарт, в кн. Пискунов А. И., Сов. Ист.-пед. Лит-ра, М., 1960, с. 68—69 (библ.). В all au ff T h., S с h а l l e r K., Padagogik. Eine Geschichte der Bildung und Erziehung, Bd 3. Vom 19/20 Jahrhundert, Munch., 1973.П. Я. Гальперин, А. И, Пискунов..
Дополнительный поиск Гербарт, Хербарт (Нerbart)
На нашем сайте Вы найдете значение "Гербарт, Хербарт (Нerbart)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гербарт, Хербарт (Нerbart), различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 26 символа