Герцен Александр Иванович

224

[25.3(6.4). 1812, Москва, — 9(21). 1870, Париж], рус. Писатель, философ, публицист.В 1833 окончил физ.-мат. Отделение Моск. Ун-та. В 1834 за участие в кружке вольномыслящей молодёжи был арестован и в 1835 выслан (Пермь, Вятка, Владимир). В 1839 вернулся в Москву, затем переехал в Петербург. В 1841—42 в ссылке в Новгороде. С июля 1842 жил в Москве, активно участвовал в идейно-филос. Борьбе, сотрудничал в «Отеч. Записках». В 1847 уехал с семьёй за границу, жил во Франции, Швейцарии. С 1852 в Лондоне, где основал (1853) Волы-ную русскую типографию. В 1855—68 издавал альманах «Полярная звезда», в 1857—67 совм. С Н. П. Огарёвым выпускал первую рус. Рев. Газ. «Колокол».В обширном наследии Г. Нет спец. Те-оретич. Работ о воспитании, а из худож. Произв.

Непосредственно к этой теме обращены повесть «Кто виноват?» (1841- 1846) и частично «Былое и думы» (1852- 1868). Однако в течение всей жизни Г. Живо интересовался пед. Проблемами. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной пед. Концепции, к-рую он пытался реализовать и на практике — в отношениях с собств. Детьми. Пед. Взгляды Г. Определялись его филос. (атеизм и материализм), этич. (гуманизм) и полит, (рев. Демократизм) убеждениями. Представления Г. Об исключительно важной роли сознательной рев. Деятельности личности обусловили его подход к проблеме воспитания прежде всего как к проблеме формирования нового человека, способного к осмыслению законов окружающей жизни, обладающего внутр.

Свободой.Рассматривая вопрос о роли условий воспитания в развитии человека, Г. Указывал на зависимость человека от среды, вместе с тем считал, что личность не просто принимает влияние среды, но и отвечает на него. Этот ответ может содержать в себе как «сочувствие», так и «противоречие». Занять такую свободную критич. Позицию по отношению к обществ, проблемам может человек, обладающий способностями и навыками духовного самоопределения. Поэтому в основе пед. Концепции Г. Лежит мысль о необходимости всестороннего и свободного развития личности. Любое воспитание — домашнее, школьное, университетское и др. Должно исходить прежде всего из отношения к ребёнку как к личности самостоятельной с её индивидуальными особенностями и устремлениями и быть ориентировано на те качества, к-рые уже заложены в его характере и могут получить дальнейшее развитие.

Воспитание, по Г., — сознательный, целенаправленный процесс формирования человека, способного к «сознательному деянию», одухотворённому труду и служению обществу, осуществляемый под руководством педагога. Важнейшую роль в этом играет образование, особенно изучение естеств. Наук, к-рое способствует выработке реалистич. Мировоззрения, трезвого (для Г. — уверенного в невозможности «честного союза науки с религией») взгляда на жизнь. «Нам кажется почти невозможным без естествоведения воспитать действительное, мощное, умственное развитие, — писал Г., — никакая отрасль знаний не приучает так ума к твёрдому, положительному шагу, к смирению перед истиной, к добросовестному труду и, что ещё важнее, к добросовестному принятию последствий такими, какими они выйдут, как изучение природы» («Публичные чтения господина профессора Рулье», 1845).

Естеств.-науч. Образование должно не загружать ум обилием фактов, а прежде всего учить молодых людей «спрашивать», развивать у них способности и вкус к самостоят, мышлению, к-рое является необходимым условием любого активного действия. Г. Неоднократно обращался к проблемам естествознания («Письма об изучении природы», 1845—46, и др.), написал 2 рассчитанные на детей и юношество работы, в к-рых популяризация естеств.-науч. Знаний тесно увязывалась им с задачей развития систе-матич. И строго науч. Мышления молодых поколений («Опыт бесед с молодыми людьми», 1858, «Разговоры с детьми», 1859).Однако одностороннее увлечение естествознанием, как и вообще наукой, указывал Г., может сделать человека кабинетным «цеховым» учёным, далёким от запросов жизни («Дилетантизм в науке», 1843).

Полноценная личность не может быть воспитана в отрыве от др. Отраслей человеческого знания и деятельности — в противном случае существует опасность впасть в ремесленничество науки и за множеством фактов потерять общность дела. Осознать важнейшие цели выбранной деятельности, их связь с общими задачами своего времени молодым людям должен помочь прежде всего «мир человеческий, мир истории», т.е. Приобретение молодыми людьми разносторонних гуманитарных знаний. Гуманитарное образование, считал Г., призвано не уводить молодёжь от реальной жизни, а, напротив, усиливать интерес к актуальным проблемам действительности. Для Г. Классич. Образование — «эстетич. Школа нравственности» («Записки одного молодого человека», 1840—41).

С дет. Лет при помощи книг воспитывается нравств. Чувство, формируются обществ, идеалы.Целенаправленное систематич. Разностороннее воспитание, утверждал Г., может осуществляться только педагогом, понимающим свою ответственность перед формирующейся личностью и придерживающимся передовых пед. Взглядов, соответствующих достижениям науки и философии. Особенно важным он считал умение подсказать воспитаннику пути и способы связи идеала с конкретной действительностью. В повести «Кто виноват?» Г. Показал, какую трагич. Роль сыграло в судьбе его героя то, что он был воспитан честным и восторженным, но не понимавшим реальной жизни учителем. Позже размышления Г. О пед. Ответственности отразились в главах «Былого и дум», посвящённых детству и юности автора.

Много внимания этим проблемам уделял Г. На страницах изданий Вольной русской типографии, где находили живой, страстный отклик факты и сообщения его корреспондентов, касавшиеся разного рода безнравственных и недостойных поступков преподавателей, воспитателей и вообще людей, имевших какое бы то ни было отношение к воспитанию молодёжи.Г. Понимал, что в условиях рос. Действительности высокие личные качества наставника далеко не всегда могут обеспечить успех его деятельности, т. К. Неизбежно вступают в противоречие с системой офиц. Педагогики. Поэтому выступал против любых ущемлений просвещения, подчёркивая огромное значение преобразования шк. Системы для будущего России. Особый интерес в связи с этим проявлял к положению в рос.

Ун-тах. Ун-т, в представлении Г., развивает мышление, даёт подлинные знания и к тому же «учит столько же или ещё больше аудиторией, сколько кафедрой, юным столкновением, горячим обменом мыслей» («Провинциальные университеты», 1861).Мысли Г. О воспитании человека, способного активно участвовать в преобразовании жизни, о развитии самостоятельности мышления сохраняют своё значение для отеч. Педагогики.Соч. Собр. Соч., т. 1—30, М., 1954—66. Избр. Пед. Высказывания, М., 1951. О воспитании и образовании, М., 1990 (совм. С Н. П. Огаревым).Лит. Т с и л о в Б. М., Психол. Взгляды Герцена, в сб. Филос. Записки, т. 5, М., 1950. Зейлигер — Рубинштейн Е. И., Пед. Взгляды А. И. Герцена, Л., 1958. М., 19622. Соколов М. В., Т с и л о в Б. М.,Д 14 Рос. Педагогическая энц., т.

1И. В. Гёте.Психол. Идеи А. И. Герцена, ВП, 1962, № 2. Панибратцева 3. М., Взгляды Герцена на личность и ее развитие, «Уч. Зап. ЛГПИ им. А. И. Герцена», 1964, т. 254. Володин А. И., Проблема единства личного и общественного в творчестве А. И. Герцена, в кн. Очерки истории рус. Этич. Мысли, М., 1976. ПирумоваН. М., А. Герцен — революционер, мыслитель, человек, М., 1989. Семенов В., Александр Герцен, М., 1989. Т. Н. Эйдельман..

Значения в других словарях
Герцен Александр Иванович

Герцен Александр Иванович (псевдоним ≈ Искандер) [25.3(6.4).1812, Москва, ≈ 9(21).1.1870, Париж], русский революционер, писатель, философ и публицист. Родился в семье богатого помещика И. А. Яковлева. Мать ≈ немка Луиза Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Г. Носил фамилию, придуманную отцом (от нем. Herz ≈ сердце). В 1833 Г. Окончил физико-математическое отделение Московского университета.═ Духовное развитие Г. Протекало под воздействием социального опыта декабристов, Июльской революции 1830..

Герцен Александр Иванович

ГЕРЦЕН Александр Иванович (1812-70) - российский революционер, писатель, философ. Внебрачный сын богатого помещика И. А. Яковлева. Окончил Московский университет (1833), где вместе с Н. П. Огаревым возглавлял революционный кружок. В 1834 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под псевдонимом Искандер. С 1842 в Москве, глава левого крыла западников. В философских трудах "Дилетантизм в науке" (1843), "Письма об изучении природы" (1845-46) и др. Утверждал союз философии с естественными ..

Герцен Александр Иванович

(псевдоним Искандер) — знаменитый публицист. Он был незаконный сын богатого помещика Ивана Алексеевича Яковлева и вывезенной последним из чужих краев немки. Родился в 1812 году 25 марта. В юности получил обычное барское воспитание на дому, основанное на чтении произведений иностранной литературы, преимущественно конца XVIII века. Французские романы, комедии Бомарше, Коцебу, произведения Гете, Шиллера с ранних лет настроили мальчика в восторженном, сантиментально-романтическом тоне. Систематическ..

Герцен Александр Иванович

(1812-1870), русский революционный деятель, писатель, философ, публицист. Родился 25 марта (6 апреля) 1812 в Москве, внебрачный сын богатого помещика И.А.Яковлева. В отрочестве зачитывался произведениями русских поэтов, драмами Шиллера, сочинениями французских философов. Вдохновлялся историей Отечественной войны 1812 года. В 1833 окончил Московский университет (физико-математическое отделение). В университете увлекся революционными идеями и вместе с своим другом Н.П.Огаревым участвовал в кружке ..

Герцен Александр Иванович

Герцен, Александр Иванович - политический деятель, внебрачный сын знатного русского барина Ив. Ал. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. 25 марта 1812 г. Она стала матерью ребенка, которому Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко, но необыкновенно богато одаренная его натура стала развертываться очень рано. У матери научился он немецкому языку,..

Герцен Александр Иванович

(псевдоним Искандер) (1812, Москва — 1870, Париж), писатель, публицист, философ. Внебрачный сын московского аристократа И.А. Яковлева (получил придуманную фамилию и считался воспитанником своего отца), родился в доме дяди, А.А. Яковлева (ныне Тверской бульвар, 25. Перед ним — памятник Герцену, скульптор М.О. Мильбергер). В 1812 после вступления войск Наполеона I в Москву семья поселилась на Малой Дмитровке (дом не сохранился). С 1824 Герцен жил в Большом Власьевском переулке, с 1833 — в переулке..

Герцен Александр Иванович

(1812—1870), революционер-демократ, публицист, писатель, философ. Впервые приехав в Петербург в 1836, Г. Был в нём ещё 3 раза, в том числе в 1839, когда во время кратковременного приезда встречался с В. Г. Белинским. В мае 1840 — июне 1841 жил в доме Лерха (ныне улица Герцена, 25. Мемориальная доска), служил в Министерстве внутренних дел. В 1841 за «распространение неосновательных слухов» — резкий отзыв в письме к отцу о «душегубстве» царской полиции — был выслан из Петербурга в Новгород с опр..

Герцен Александр Иванович

Герцен, Александр Иванович - политический деятель, внебрачный сын знатного русского барина Ив. Ал. Яковлева и немки Луизы Гааг, которую Яковлев, возвращаясь после многолетнего путешествия по Европе, взял с собою в Москву. 25 марта 1812 г. Она стала матерью ребенка, которому Яковлев дал фамилию Герцен (от немецкого слова "Herz" - сердце). Первые годы мальчика прошли уныло и одиноко, но необыкновенно богато одаренная его натура стала развертываться очень рано. У матери научился он немецкому языку,..

Герцен Александр Иванович

(наст. Фам. Яковлев. 1812–1870) – рус. Писатель, публицист, революц. Деятель. Незаконнорожденный сын богатого помещика И.А. Яковлева и воспитательницы его детей, немки Луизы Гааг. Брак родителей не был оформлен, и Г. Носил придуманную отцом фамилию (от нем. Слова Herz – сердце). Окончил Моск. Ун-т (1833), где вместе с Н.П. Огаревым возглавлял революц. Кружок. В 1934 арестован, 6 лет провел в ссылке. Печатался с 1836 под пс. Искандер. С 1842 в Москве руководил левым крылом западников. В филос. Тр..

Герцен Александр Иванович

(1812-1870) - философ, публицист, общественный деятель. Окончил физико-математический факультет Московского ун-та (1829-1833), совместно с Н.П. Огаревым руководил социально-философским кружком, ориентированным на идеалы Французской революции и идеи А.К. Де Сен-Симона. Миросозерцание Г. Складывалось на общем фоне влияний эпохи александровского мистицизма, филос. Романтизма и нем. Философии. Ф. Шиллер и Ф.В.Й. Шеллинг, а затем и Г.В.Ф. Гегель становятся его духовными ориентирами.За связь со студен..

Германия

(Deutschland), Федеративная Республика Германия, гос-во в Центр. Европе. Пл. 357 тыс. Км2. Нас. 78,7 млн. Чел. (кон. 1990). Столица — Берлин.Первые школы у германцев появились с распространением христианства при монастырях (с 7 в.) и предназначались для послушников. С 9 в. Помимо этих «внутренних» школ действовали «внешние», где наряду с будущими церковнослужителями могли учиться представители ср. Сословий. Школы имелись и при жен. Монастырях. Значит, влияние на формирование нем. Культуры оказал..

Гернле, Хёрнле (Нoernle), Эдвин

(11.12.1883, Бад-Канштатт, ныне р-н Штутгарта, — 21.7.1952, Бад-Либешшайн), деятель герм. Рабочего движения, педагог, писатель. Учился в Тюбингенском и Берлинском ун-тах. В 1910 вступил в СДПГ. Чл. Коммунистич. Партии Германии (КПГ) с 1919, чл. ЦК КПГ в 1921- 1924, руководитель отдела образования и пропаганды ЦК (с 1921). С 1922 чл. ИККИ, пред. Дет. Комиссии при ИККИ с 1925. В 1924—33 депутат герм, рейхстага, на заседаниях к-рого выступал от фракции КПГ по вопросам шк. Политики. В 1933—45 в анти..

Гершунский Борис Семёнович

(р. 19.1.1935, Киев), педагог, один из учредителей и акад. РАО (1992), д-р пед. Наук (1982), проф. (1989). Окончил Киевский политехн. Ин-т (1957). Преподавал в Киевском техникуме радиоэлектроники. В 1982—84 науч. Сотр. НИИ педагогики УССР. С 1984 в НИИ общей педагогики АПН СССР (ныне Ин-т теории образования и педагогики РАО. В 1992—94 дир.)С 70-х гг. Разрабатывал проблемы теории и методологии прогностики как направления пед. Исследований, обосновал осн. Направления и этапы разработки пед. Прогно..

Гессен Сергей Иосифович

[16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), — 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905— 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус секции междунар журн «Логос» (совм с Ф Степуном и др ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В..

Дополнительный поиск Герцен Александр Иванович Герцен Александр Иванович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Герцен Александр Иванович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Герцен Александр Иванович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 25 символа