Гештальтпсихология
(от нем. Gestalt — образ, структура, форма), направление в заруб, психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения её организации и динамики в виде особых целостностей («гештальтов»), чьи свойства несводимы к свойствам их частей. Гл. Представители — нем. Психологи М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка. Идеи Г. Лежат также в основе теории личности К. Левина. Первые эксперим. Исследования Г. Посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (напр., соотношение фигуры и фона). Согласно Г., гештальты восприятия возникают вследствие стремления поля сознания индивида образовывать «хорошие», т.е. Простые, симметричные и замкнутые фигуры, обладающие константностью, устойчивостью.
Целостный характер восприятия в Г. Объясняется не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психич. Структур к уравновешенному состоянию. Сущность мышления — во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации («ин-сайт»). Был экспериментально обнаружен один из центр, механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путём мысленного их включения в новые связи и отношения. В Г., однако, игнорировалась роль практич. И мыслительной деятельности в подготовке подобной перестройки восприятия.Представители Г. Применили свои принципы к объяснению развития психики, в т. Ч. И в дет. Возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления.
Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения дет. Интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Было выявлено, в частности, что у школьников, обучавшихся на основе традиц., формальных методов, несравненно труднее выработать творческий подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.Исследования представителей Г. Обогатили психологию новыми фактами. Идеи Г. Способствовали утверждению системного подхода к психич. Процессам. Однако Г. Было присуще неист. Понимание психики, преувеличение роли формы в психич. Деятельности. В совр. Психологии Г. Заметной роли не играет.Источи. Коффка К., Основы психич. Развития, пер. С нем., М.-Л1934. Дункер К., Психология продуктивного (творческого) мышления, в кн.
Психология мышления, пер. С нем., М. 1965. В с p т-геймер М., Продуктивное мышление, пер. С англ., М., 1987. К of f k a K., Prin-ciples of gestalt psychology, N. Y., 1935. K o h-ler W., Gestalt psychology, N. Y., 1947.Лит. Анцыферова Л. И., Гештальт-психология, в кн. Совр. Психология в капи-талистич. Странах, М., 1963. Я P о III с в-с к и и М. Г., Психология в XX столетии. М., 1971, гл. 7..
Дополнительный поиск Гештальтпсихология
На нашем сайте Вы найдете значение "Гештальтпсихология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гештальтпсихология, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 18 символа