Гештальтпсихология

145

(от нем. Gestalt — образ, структура, форма), направление в заруб, психологии 1-й пол. 20 в., выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения её организации и динамики в виде особых целостностей («гештальтов»), чьи свойства несводимы к свойствам их частей. Гл. Представители — нем. Психологи М. Вертхаймер, В. Кёлер, К. Коффка. Идеи Г. Лежат также в основе теории личности К. Левина. Первые эксперим. Исследования Г. Посвящены анализу восприятия и позволили выделить ряд новых феноменов в этой области (напр., соотношение фигуры и фона). Согласно Г., гештальты восприятия возникают вследствие стремления поля сознания индивида образовывать «хорошие», т.е. Простые, симметричные и замкнутые фигуры, обладающие константностью, устойчивостью.

Целостный характер восприятия в Г. Объясняется не целостностью воспринимаемых предметов, а самодвижением психич. Структур к уравновешенному состоянию. Сущность мышления — во внезапной перестройке восприятия проблемной ситуации («ин-сайт»). Был экспериментально обнаружен один из центр, механизмов мышления — выявление новых сторон предметов путём мысленного их включения в новые связи и отношения. В Г., однако, игнорировалась роль практич. И мыслительной деятельности в подготовке подобной перестройки восприятия.Представители Г. Применили свои принципы к объяснению развития психики, в т. Ч. И в дет. Возрасте, утверждая, что оно подчинено общим стабильным законам построения и преобразования восприятия, памяти и мышления.

Вместе с тем была вскрыта несостоятельность объяснения дет. Интеллекта законами ассоциаций и формальной логики, показана важность его включения в проблемные ситуации. Было выявлено, в частности, что у школьников, обучавшихся на основе традиц., формальных методов, несравненно труднее выработать творческий подход к задачам, чем у тех, кто вообще не обучался.Исследования представителей Г. Обогатили психологию новыми фактами. Идеи Г. Способствовали утверждению системного подхода к психич. Процессам. Однако Г. Было присуще неист. Понимание психики, преувеличение роли формы в психич. Деятельности. В совр. Психологии Г. Заметной роли не играет.Источи. Коффка К., Основы психич. Развития, пер. С нем., М.-Л1934. Дункер К., Психология продуктивного (творческого) мышления, в кн.

Психология мышления, пер. С нем., М. 1965. В с p т-геймер М., Продуктивное мышление, пер. С англ., М., 1987. К of f k a K., Prin-ciples of gestalt psychology, N. Y., 1935. K o h-ler W., Gestalt psychology, N. Y., 1947.Лит. Анцыферова Л. И., Гештальт-психология, в кн. Совр. Психология в капи-талистич. Странах, М., 1963. Я P о III с в-с к и и М. Г., Психология в XX столетии. М., 1971, гл. 7..

Значения в других словарях
Гештальтпсихология

одна из крупнейших школ зарубежной психологии 1-й половины 20 в., выдвинувшая в качестве центрального тезис о необходимости проведения принципа целостности при анализе сложных психических явлений. Возникновение Г. Связано с общим кризисом механистического мировоззрения на рубеже 19—20 вв. И ассоциативной психологии как специфической формы этого мировоззрения в психологической науке. Термин «гештальт» (нем. Gestalt — целостная форма, образ, структура) восходит к выдвинутому Г. Фон Эренфельсом (1..

Гештальтпсихология

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (нем. Gestalt - форма - образ, структура), одна из основных школ зарубежной (преимущественно немецкой) психологии 1-й пол. 20 в. В условиях кризиса механистических концепций и ассоциативной психологии выдвинула принцип целостности (введенное Г. Фон Эренфельсом понятие гештальта) в качестве основы при исследовании сложных психических явлений. Исходила из учения Ф. Брентано и Э. Гуссерля об интенциональности (см. Интенция) сознания. Главные представители - М. Вертхаймер, В. Келе..

Гештальтпсихология

ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ (от немецкого Gestalt - форма, образ, структура>), одна из основных школ (преимущественно немецкой) психологии 1-й половины 20 в. Подчеркивала целостный и структурный характер> психических образований, опираясь на представление о "гештальткачестве" как свойстве целого, которое сохраняется и при изменении отдельных его частей (например, мелодия>, проигрываемая в разных тональностях, и т.п.). Основные представители. Немецкие психологи М. Вертхаймер, В. Келер, К. Коффка. Сложивши..

Гештальтпсихология

[нем. Geschtalt - образ, форма + психология] - психол. Направление в западной психологии, возникшее в Германии в первой трети XX в. И выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения целостных структур (гештальтов), первичных по отношению к своим компонентам ("целое раньше части").(Источник. "Словарь иностранных слов". Комлев Н.Г., 2006). ..

Гештальтпсихология

Сущ., кол-во синонимов. (1). ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt форма, образ, структура). ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt, образ, целостная форма + психология) одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины 20 в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур ("гештальтов"), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt, образ, целостная форма + Психология)одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины XX в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур («гештальтов»), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt, образ, целостная форма + психология) - одно из основных направлений в зарубежной психологии первой половины 20 в., рассматривавшее психику человека как совокупность целостных психических структур ("гештальтов"), формирующихся независимо от объективной реальности. Несмотря на ограниченность Г., ее конкретные достижения и антимеханистическая направленность были восприняты в последующем развитии психологии.. ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt - образ, целостная форма, греч. Psyche - душа, logos - учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX - первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890. Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Г. Изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. Выдвигала принцип внутренней..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt – образ, целостная форма, греч. Psyche – душа, logos – учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX – первой трети XX вв. [v. Ehrenfels Ch., 1890. Wertheimer E., 1912]. Термин был предложен Ch.v. Ehrenfe. ..

Гештальтпсихология

(нем. Gestalt – образ, целостная форма, греч. Psyche – душа, logos – учение, наука). Идеалистическое направление в зарубежной психологии конца XIX – первой трети XX вв. (v. Ehrenfels Ch., 1890. Wertheimer E., 1912). Термин был предложен Ch.v. Ehrenfels. Г. Изучала психику с точки зрения целостных структур (гештальтов). В отличие от структурной психологии, выделявшей в психике, сознании отдельные элементы и синтезировавшей из них более сложные психические феномены, Г. Выдвигала принцип внутренней..

Гештальтпсихология

(от гештальт и психология) — одно из ведущих направлений в современной психологии, основывающееся на тезисе о принципиальной несводимости целого (характеристика которого была названа «геш-тальткачеством») к сумме составляющих его частей. В учении утверждается, что целое вообще нечто другое, нежели сумма его частей, выделяемых из него посредством обособления, и что первичным и основным элементом психики являются психические структуры, целостные образования (гештальты).. ..

Гештальтпсихология

..

Гессен Сергей Иосифович

[16(28) 8 1887, г Усть-Сысольск (ныне Сыктывкар), — 27 1950, Лодзь, Польша], философ, педагог По окончании гимназии в Петербурге учился в Гейдель-бергском и Фрейбургском ун-тах (1905— 10) Неокантианец, ученик Г Риккерта, под руководством к-рого написал диссертацию «Об индивидуальной причинности» Был инициатором создания рус секции междунар журн «Логос» (совм с Ф Степуном и др ) С 1914 приват-доцент Петрогр ун-та по курсу истории педагогики, преподавал логику, психологию, педагогику в гимназиях В..

Гёте (Goethe) Иоганн Вольфганг

(28.8. 1749, Франкфурт-на-Майне, — 22.3.1832, Веймар), нем. Поэт, мыслитель, естествоиспытатель. Иностр. Поч. Ч. Петерб. АН с 1826. Крупнейший представитель Просвещения в Германии, один из основоположников нем. Лит-ры нового времени. Учился в Лейпцигском (1765—68) и Страсбургском (1770—71) ун-тах. С 1775 жил в Веймаре, занимая высокие адм. Должности в Саксен-Веймарском герцогстве.В наследии Г. Худож. Творчество и ес-теств.-науч. Изыскания дополняли друг друга. Универсализм интересов и творчества..

Гжегожевская (Grzegorzewska) Мария

(18.4.1888, с. Волучи, близ Ра-вы Мазовецкой, — 7.5.1967, Варшава), польск. Педагог и психолог, проф. Варшавского ун-та (1957—59). Училась в Брюсселе и Париже (1913—15), работала в парижских спец. Школах. С 1919 в Польше, референт по спец. Школам в Мин-ве вероисповеданий и нар. Просвещения. Основатель и директор (1921—60) Ин-та спец. Педагогики (с 1976 — Высш. Школа спец. Педагогики им. Г.) и Гос. Учительского ин-та (1930—35) в Варшаве, ред. Журн. «Szkola specjalna» (— «Спец. Школа», с 1924).Г. ..

Гигиена Детей И Подростков

Раздел гигиены, изучающий влияние разл. Факторов окружающей среды на организм ребёнка и разрабатывающий гиги-енич. Нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармонич. Развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Предмет изучения Г. Д. И п. — гигиена уч. Процесса, трудового обучения, физич. Воспитания и режима дня. Гигиена труда работающих подростков. Гигиена стр-ва, благоустройства и оборудования школ и дет. Учреждений. Гигиена питания. Бу..

Дополнительный поиск Гештальтпсихология Гештальтпсихология

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гештальтпсихология" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гештальтпсихология, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 18 символа