Гигиена Учебных Занятий

117

Система оптимальных, научно обоснованных требований к организации уч. Процесса — нормирование умственных и физич. Нагрузок, рациональная организация уроков (в т. Ч. Трудового обучения и физич. Воспитания), чередование видов уч. Работы в течение дня, недели, уч. Года. Нарушение гигиенич. Требований приводит к истощению нервной системы учащихся, переутомлению и ослаблению организма, снижению его сопротивляемости разл. Инфекциям.Гигиенич. Требования учитываются в рациональной организации всего дня школьников (см. Режим дня). Определённая продолжительность разл. Занятий (в т. Ч. Занятия физкультурой и спортом), сна и отдыха, достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярное и калорийное питание, выполнение правил личной гигиены.Эти требования по организации уч.

Процесса разрабатываются гигиенистами при участии педагогов с учётом анатомо-физиол. Особенностей развития детей и подростков, их функциональных возможностей. Для учащихся мл., ср. И ст. Классов устанавливается разл. Продолжительность уч. Года, уч. Дня и урока. Нормируется и длительность перемен. Длительность уч. Дня определяется с учётом недельной нагрузки в макс, числе обязательных уч. Часов в неделю. Специально отводится время на проведение факультативных и доп. Занятий.В общем объёме уч. Времени особо планируются занятия по общественно полезному труду и трудовая практика (для учащихся ср. И ст. Ступени общеобразоват. Школы).Работоспособность учащихся в течение разл. Временных интервалов подвержена большим изменениям. Так, в течение года наиб, высокие показатели работоспособности отмечаются во 2-й пол.

Первой и в начале второй четверти, а в конце второй и особенно в конце третьей четверти и конце уч. Года они значительно снижаются. Каникулы, даже короткие, способствуют восстановлению работоспособности. Недельная кривая изменения работоспособности детей имеет свои особенности. Наиб, низкие показатели отмечаются в первый и предпоследний день уч. Недели. Снижение работоспособности в начале года, недели объясняется тем, что для включения организма в работу необходимо нек-рое время. Отмечаемое повышение работоспособности учащихся в последний день уч. Недели объясняется меньшей (специально задаваемой) уч. Нагрузкой, а также феноменом т. Н. Конечного прорыва.Работоспособность ребёнка неодинакова и в течение дня. У детей мл.

Шк. Возраста она более высокая в середине 1-го и на 2-м уроках, у детей ст. И ср. Возраста — с сер. 1-го и до конца 3-го уроков. Это время используется для проведения контрольных работ или для занятий, требующих от учащихся особо напряжённого внимания. Чередование разл. Предметов в режиме уч. Занятий, благодаря чему обеспечивается переключение внимания ребёнка с одного вида деятельности на другой, создаёт благоприятные условия для восстановления работоспособности головного мозга. Так, для улучшения умственной деятельности необходимо правильно организовать уроки физкультуры и ручного труда. Поэтому с гигиенич. Позиций целесообразно отводить этим предметам третьи часы занятий в нач. Школе и третьи-четвёртые уроки в 5—8-х кл.Письмо и чтение — осн.

Виды работы первоклассников, требующие большого напряжения ЦНС, и прежде всего зрительных и двигат. Анализаторов. Длит, выполнение письменных работ, когда уроки рус. Яз. И математики следуют друг за другом, способствует быстрому сильному утомлению детей. Поэтому для первоклассников наиб, рациональной является такая последовательность уроков. Рус. Яз., чтение, математика либо математика, чтение, рус. Язык. Для снижения, томления школьников 6—9 лет важно чередовать виды работы в течение одного урока.Гигиенич. Требования предусматривают нормирование длительности разл. Видов уч. Работы. Так, у мл. Школьников, особенно у детей 1—2-х к л., из-за недостаточного развития мышц кисти рук, несовершенной координации движений затруднён процесс письма.

Оптимальная продолжительность письменной работы, составляющая в начале урока 2 мин 40 с, к концу урока снижается до 1 мин. Общую продолжительность письменных работ как на уроке, так и дома следует ограничить 5—10 мин, в течение к-рых необходимо 2 раза делать гимнастику для пальцев рук. Имеются нормы непрерывной работы и для разных видов деятельности на уроках труда. Непрерывная работа уч-ся 1-х кл. С картоном, бумагой, тканью ограничивается 5 мин, 2—3-х кл. — 5- 7 мин, 4-х кл. — 10 мин, а работа с деревом и проволокой — 4—5 мин. Используемые в работе инструменты по массе и размерам должны соответствовать силе, размерам руки и амплитуде осн. Движений ребёнка. Учащимся мл. Классов удобнее работать с бумагой толщиной не более 0,5 мм, легко поддающейся резанию по прямым и закруглённым линиям, для лепки пользоваться пластилином, к-рый более податлив, чем глина.

Для снижения утомляемости учащихся рационально чередовать разл. Виды операций.При составлении расписания уроков особого внимания заслуживает планирование сдвоенных уроков. Известно, что длит, занятия одним и тем же видом работы утомляют учащихся, способствуют значит, снижению работоспособности на последующих уроках. В то же время в нек-рых случаях сдваивание уроков оказывается целесообразным и необходимым, напр. Для выполнения лабораторных работ по физике, химии и др., отличающихся разнообразным содержанием и требующих больше времени для исполнения. Это же относится и к урокам трудового обучения детей ср. И ст. Шк. Возраста.Для поддержания работоспособности учащихся большое значение имеют формы и методы преподавания.

Если учитель ведёт урок эмоционально, использует ди-лактич. Материал, соответствующий возрастным особенностям и возможностям учащихся, они лучше усваивают знания. Подобные уроки менее утомительны, потому что при такой форме изложения уч. Материала функционируют и слуховой, и зрительный анализаторы. Это особенно относится к урокам в 1-м кл., когда учитель должен показать детям связь не только слов, но и чисел с образом и действием. Во время урока дети устают не только от умственной работы, но и от длит, сидения за партой. Для отдыха, восстановления работоспособности между уроками используются перерывы разл. Продолжительности. Для большей информативности совр. Методы преподавания предусматривают широкое использование ТСО.

Продолжительность уроков о использованием телевидения не должна превышать 25—30 мин при условии установки в помещении двух телевизоров и рассаживании учащихся на расстоянии от 2 до 5,5 м от экрана. Предельно допустимая работа с программиров. Звукозаписями для учащихся нач. Классов на уроках математики 15—20 мин, на уроках рус. Яз. 20—24 мин. На уроках чтения применять звукозаписи рекомендуется лишь в качестве иллюстративного материала. Их целесообразно использовать не более чем на 2 уроках подряд. Не рекомендуется применять программиров. Звукозаписи во 2-й пол. Четвёртой четверти. Они утомительны на фоне сниженной работоспособности в конце уч. Года. Для гигиенич. Организации трудового обучения на ср. И ст. Ступенях школы каждому учащемуся отводится рабочее место с учётом его роста, обеспечивается достаточное искусств, и естеств.

Освещение. Перед началом занятий проводится проверка техн. Состояния оборудования, инструментов, изоляции электропроводки, заземления. Уч-ся должны ознакомиться с правилами техники безопасности. Особые гигиенич. Требования предъявляются к организации производит, труда. Работа учащихся на пром. Произ-вах разрешается только в утреннюю смену и при отсутствии на участке вредных факторов (шум — не выше 75 дБ и др.). При наличии в воздухе токсич. Веществ учащимся до 18 лет разрешается работать не более 3 ч в день. К трудовому обучению и производит, труду допускаются только учащиеся, не имеющие мед. Противопоказаний.Уроки физкультуры проводятся во всех классах ср. Школы и по спец. Программе в проф.-тех. И ср. Спец. Уч. Заведениях в специально оборудованных залах или на открытом воздухе.

Во время занятий более интенсивная физич. Нагрузка чередуется с отдыхом или с менее интенсивной нагрузкой. К макс, физич. Нагрузке, к-рая даётся во второй четверти урока (в нач. Классах — подвижные игры, в ср. И ст. Классах — упражнения на снарядах), организм детей готовят постепенно возрастающей нагрузкой. Заканчивается урок ходьбой, медленно выполняемыми упражнениями, успокаивающими организм. Уроки физкультуры не разрешается сдваивать (кроме занятий плаванием и лыжами). В спорт, зале поддерживается оптимальный воздушно-тепловой режим, во время занятий обеспечивается постоянный приток свежего воздуха.Для поддержания работоспособности учащихся, снижения утомления большое значение имеет правильная организация отдыха и работы дома.

Начинать приготовление домашнего задания рекомендуется после приёма пищи и отдыха (лучше на свежем воздухе). К вечеру утомляемость детей резко возрастает. Учащимся 1-х кл. Задания на дом не задаются. Макс, продолжительность приготовления уроков составляет для учащихся 2-х кл. 30 мин, 3—4-х — до 1 ч, 5—6-х — до 1,5 ч, 7—8-х. — до 2 ч, 9—11-х кл. До 2,5 ч.2ППосле определённого периода непрерывных занятий (уч-ся 7—9 лет через 35 мин, а уч-ся ср. И ст. Шк. Возраста через 45 мин) делают перерыв в 5—10 мин| а в середине каждого уч. Часа — физкультурную разминку с офтальмотренингом. Чрезмерно длит, занятия сокращают время сна и прогулки на свежем воздухе.Общие гигиенич. Рекомендации по режиму уч. Занятий не подходят для детей, страдающих отклонениями в состоянии здоровья, напр.

Перенёсших тяжёлые нервные заболевания, страдающих ревматизмом. Для таких детей рекомендуется сокращённая продолжительность дневных уч. Занятий и доп. День отдыха среди недели. Индивидуального подхода требуют также уч-ся, перенёсшие инфекц. Заболевания. Работоспособность остаётся пониженной после выздоровления в течение 10—14 дней. Необходимо организовывать индивидуальные консультации по каждому предмету, освобождать от занятий физкультурой (на 2 нед) и от работ в мастерских (на 7—15 дней в зависимости от заболевания).Лит. Режим дня, работоспособность и состояние здоровья школьников, под ред. М. В. Антроповой, М., 1974. Гигиенич. Оценка обучения учащихся в совр. Школе, под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха, М., 1975. Адаптация организма учащихся к уч.

И физич. Нагрузкам, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982. Физиолого-гигиенич. Аспекты уч. Нагрузки старшеклассеиков, под ред. В. И. Козлова, М. В. Антроповой, М., 1986. Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986. Л. А. Леонова..

Значения в других словарях
Гжегожевская (Grzegorzewska) Мария

(18.4.1888, с. Волучи, близ Ра-вы Мазовецкой, — 7.5.1967, Варшава), польск. Педагог и психолог, проф. Варшавского ун-та (1957—59). Училась в Брюсселе и Париже (1913—15), работала в парижских спец. Школах. С 1919 в Польше, референт по спец. Школам в Мин-ве вероисповеданий и нар. Просвещения. Основатель и директор (1921—60) Ин-та спец. Педагогики (с 1976 — Высш. Школа спец. Педагогики им. Г.) и Гос. Учительского ин-та (1930—35) в Варшаве, ред. Журн. «Szkola specjalna» (— «Спец. Школа», с 1924).Г. ..

Гигиена Детей И Подростков

Раздел гигиены, изучающий влияние разл. Факторов окружающей среды на организм ребёнка и разрабатывающий гиги-енич. Нормативы, направленные на охрану и укрепление здоровья, гармонич. Развитие и совершенствование функциональных возможностей организма детей и подростков. Предмет изучения Г. Д. И п. — гигиена уч. Процесса, трудового обучения, физич. Воспитания и режима дня. Гигиена труда работающих подростков. Гигиена стр-ва, благоустройства и оборудования школ и дет. Учреждений. Гигиена питания. Бу..

Гилфорд (Guilford) Джой Пол

(7.3. 1897, Маркетт, шт. Небраска, США, — 11.12.1976, Нью-Йорк), амер. Психолог. Проф. Южно-Калифорнийского ун-та (с 1940). Один из лидеров психометрич. Направления в исследованиях мышления и личности. Автор трёхмерной теоретич. Модели «структуры интеллекта» («куб Г.»), согласно к-рой интеллект может быть представлен тремя сторонами. Операции, продукты и содержание мышления. По Г., разл. Компоненты мыслительной деятельности (оригинальность, гибкость интеллекта и др., всего до 120) могут быть выя..

Гимназии

Средние общеобразоват. Уч. Заведения (обычно гуманитарно-фи-лол. Направления). Термин «Г.» заимствован из Др. Греции (гимнасий, см. Античность). Становление европ. Г. Нового времени связано с возникновением в 15—16 вв. Латинских школ, готовивших к поступлению в ун-т и занимавших более высокое положение в сравнении со школами родного языка, дававшими элементарное образование. В 16—18 вв. На основе лат. Школ создавались Г., в к-рых на первый план вышло изучение древних языков (греч. И лат.) и анти..

Дополнительный поиск Гигиена Учебных Занятий Гигиена Учебных Занятий

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гигиена Учебных Занятий" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гигиена Учебных Занятий, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 23 символа