Гоббс (Нobbes) Тома
С (5.4.1588, Мал-мсбери, — 4.12.1679, Хардуик), англ, философ. Продолжая в философии линию Ф. Бэкона, Г. Создал законченную систему механистич. Материализма, соответствовавшую уровню развития естеств. Наук его времени. В учении о познании пытался соединить 2 метода — эмпирико-сенсу-алистический (аналитический) и дедуктивно-рационалистический (синтетический). Считая основой познават. Деятельности человека- ощущения, выявил способность сознания соединять и сопоставлять полученные ощущения и создавать на этой основе сложные идеи и образы. Согласно Г., основным, если не единственным, орудием познания, мыслительной деятельности является язык, к-рый выступает и как средство передачи мыслей и знаний в процессе обучения.
Идеи Г. Об ассоциативных связях в мышлении и учение о языке оказали существенное влияние на ассоциативную психологию и на пед. Мысль нового времени. Обучение представлял как процесс, направленный на то, чтобы вызвать в др. Людях те же представления, к-рые имеет учитель. Особую роль он отводил определениям (дефинициям) понятий. Обучение философии, напр., начинается, по Г., именно с определений, вследствие чего весь дальнейший процесс приобретения знаний осуществляется путём синтеза понятий.Собственно пед. Идеи Г. Служат логич. Дополнением его учения о гражд. Обязанностях, вытекающих из обществ, договора и морального долга индивида. Образование и воспитание должны быть подчинены интересам гос-ва, выступающего у Г. В качестве абсолютного суверена и гаранта всеобщего мира и безопасности граждан.
Исходной посылкой пед. Идей Г. Является признание изначального равенства всех людей в отношении физич. И умственных способностей и убеждение, что различия между ними в значит, мере объясняются особенностями жизненного опыта или воспитания. Природная любознательность людей и овладение верным науч. Методом позволяют им (независимо от социального статуса) достичь состояния свободы, к-рая характеризуется Г. Как способность к «добровольному», соз-нат. Действию, учитывающему характер влияния внеш. Среды. В процессе воспитания и образования должны преподаваться «истинные и добрые учения», а рекомендуемые учащимся книги содержать «здравые, чистые и полезные идеи». Огромную роль в процессе воспитания и образования Г. Отводил авторитету родителей, учителей и воспитателей, к-рым надлежит вести себя в присутствии своих воспитанников в соответствии с правилами «добродетели» и «справедливости», поскольку, по мнению Г., юношеский характер легче склоняется к плохому под влиянием примера, чем к доброму под влиянием учения.
Сторонник реального образования, основанного на усвоении достижений науки и тесно связанного с нуждами практич. Жизни. Особое место в процессе обучения отводил геометрии и механике, к-рые рассматривал как идеальные модели науч. Мышления.Соч. Opera philosophica, quae latine scripsit..., v. 1—5, L., 1839—45. The English works, v. L —11, L., 1839—45. В рус. Пер. — Сочинения, т. 1 — 2, М., 1989—91.Лит. Мееровский В. Б., Гоббс, М., 1975. P o l i n R., Politique et Philosophie chez Thomas Hobbes, P., 1952. Peters R., Hobbes, [L., 1956]. H i n n a n t Ch. H., Thomas Hobbes. A reference guide, Boston (Mass.), 1980. B. M. Карев..
Дополнительный поиск Гоббс (Нobbes) Тома
На нашем сайте Вы найдете значение "Гоббс (Нobbes) Тома" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гоббс (Нobbes) Тома, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 19 символа