Горнозаводские Школы

104

Уч. Заведения при горных з-дах в России в 18—19 вв., созд. Для подготовки квалифи-циров. Рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. Характер и в то же время положили начало проф.-тех. Образованию в России. В первой Г. Ш. При Олонецких з-дах (осн. В 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. Дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. Ш. На Урале. В Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах. В 1724—25 действовали 2 школы в Екатеринбурге (100 уч-ся). В 1735—41 Г. Ш. Постепенно были открыты при всех крупных казённых з-дах Урала. В 29 школах обучалось св. 600 уч-ся — дети мастеровых и работных людей, солдат, подьячих, до 1740 — духовенства, с 1735 — дворян.

Были и дети крестьян. Осн. Типами Г. Ш. Были словесные и арифметические, дававшие навыки чтения, письма, действий с целыми и дробными числами, в нек-рых Г. Ш. Изучали геометрию. В Екатеринбурге (с 1735) имелось 5 Г. Ш. Разного типа. Словесная, арифме-тич., лат., нем. И знаменованная (рисовальная). Среди учащихся нем. Г. Ш. Преобладали дети дворян, заводской администрации, в латинской школе обучались гл. Обр. Дети духовенства и иностранцев. В словесной школе был выделен класс пения. В арифметической наиб, способные ученики от геометрии переходили к тригонометрии, маркшейдерству, пробирному делу или геодезии. В латинской и немецкой изучались языки и элементы истории, географии. В знаменованной — рисование кистью и пером. Ученики из знаменованной и нем.

Школ, а также нек-рые из латинской посещали арифметическую, а учащиеся из арифметической — знаменованную школу.Основы организации и деятельности Г. Ш. Урала были определены В. Н. Татищевым, начальником з-дов в 1720—22 и в 1734—39. Он разработал программы обучения, воспитания и проф. Подготовки учащихся, включая практич. Занятия. Однако организов. Обучение ремёслам велось лишь в Уктусской школе (осн. В 1721) и в Екатеринбургских школах во2-й пол. 30-х гг. 18 в. Большинство учащихся после распределения их по гл. Специалистам, мастерам знакомилось с заводскими специальностями, при этом немногие продолжали обучение в Г. Ш. Выпускники Г. Ш. Урала направлялись на3-ды Сибири, Севера, обслуживали нужды Берг-коллегии. В нач. 40-х гг. 18 в. Св. Половины Г.

Ш. Урала были закрыты из-за недостатка средств.В Сибири первая Г. Ш. Была открыта при Нерчинском з-де в 20-х гг. 18 в. В 30-х гг. Г. Ш. Появились в Красноярском крае при Луказском, Ирбинском з-дах, в 1753 на Алтае (Барнаул). Во 2-й пол. 18 в. Сеть Г. Ш. В Сибири была расширена.В Нерчинской и Барнаульской школах наряду с чтением, письмом и арифметикой были введены спец. Предметы, практич. Занятия. В 80-х гг. 18 в. Барнаульская Г. Ш. Стала первым ср. Уч. Заведением, готовившим техников горного дела (срок обучения 5—6 лет).В 1837 в России действовало 46 Г. Ш. 1 — в Петерб. Губ., 2- в Олонецкой, 1 — в Вятской, 18 — в Пермской, 5 — в Оренбургской, 2 — в Екатеринославской, 8 — в Томской, 9 — в Иркутской, кроме того, 2 горных уч-ща — в Барнауле и Нерчинске, Горная техн.

Школа при Петерб. Технол. Ин-те. На Урале в Г. Ш. Обучалось св. 1,2 тыс., в Сибири — 1,7 тыс., в остальных Г. Ш. — 0,5 тыс. Чел.Школы Уральских казённых з-дов (1847) положили начало созданию системы горнотехн. Образования на Урале. Открылись элементарные Г. Ш. При з-дах (срок обучения 2 года), 6 окружных уч-щ с обучением общим и спец. Предметам (срок обучения 4 года) и Уральское горное уч-ще — ср. Спец. Уч. Заведение (осн. В 1853, срок обучения — 4 года). Во всех уч. Заведениях вводились практич. Занятия, в Уральском уч-ще — месячная практика на произ-ве. Лучшие ученики Г. Ш. Рекомендовались в окружные уч-ща. Окончившие окружные уч-ща — в Уральское. На Урале было открыто 6 жен. Г. Ш. Расширялась сеть Г. Ш. И уч-щ на казённых з-дах Юга России, в Сибири, действовали они и при нек-рых частных предприятиях.В 1879 Г.

Ш. Были переданы из Горного ведомства в ведение Мин-ва нар. Просвещения и преобразованы в двухклассные нач. И гор. Уч-ща, лишённые практич. Уклона, что отрицательно сказалось на подготовке кадров низшего звена для горной пром-сти. Вопрос о реорганизации горнотехн. Образования обсуждался на съездах горнопромышленников Урала, Юга России в нач. 20 в., но так и не был решён до революции.Лит. Нечаев Н. В., Горнозаводские школы Урала. (К истории проф.-тех. Образования в России), М., 1956 (библ.). Очерки истории школы и пед. Мысли народов СССР, XVIII в. — первая пол. XIX в., М., 1973, гл. 13. А. М. Сафонова..

Значения в других словарях
Горнозаводские школы

учебные заведения при горных заводах 18—19 вв., готовившие квалифицированных рабочих и техников горной промышленности. Положили начало развитию профессионально-технического образования в России. Появление Г. Ш. Связано с широко развернувшимся в начале 18 в. Строительством горных предприятий. Подготовка квалифицированных рабочих первоначально (в 1-й четверти 18 в.) проводилась на Олонецких заводах, откуда вызывались на Урал мастера. В 1721 по инициативе рус. Учёного и государственного деятеля В...

Горнозаводские Школы

ГОРНОЗАВОДСКИЕ ШКОЛЫ - учебные заведения (начальные и повышенного типа) при горных заводах России, открывались с 1-й четв. 18 в. Сочетали общее образование с подготовкой квалифицированных рабочих и мастеров горной промышленности. Положили начало профессионально-техническому образованию в России. В 1879 преобразованы в повышенные начальные училища.. ..

Горнозаводские Школы

Учебные заведения (начальные и повышенного типа) при горных заводах России, открывались с 1-й четв. 18 в. Сочетали общее образование с подготовкой квалифицированных рабочих и мастеров горной промышленности. Положили начало профессионально-техническому образованию в России. В 1879 преобразованы в повышенные начальные училища.. ..

Горнозаводские школы

См. В ст. Учебные заведения горные.. ..

Горнозаводские школы

См. В ст. Учебные заведения горные.. ..

Горнозаводские Школы

Нач. Уч. Заведения горн. Ведомства, действовавшие в Екат. С 1724 по 1879. Инициатор их организации - В.Н.Татищев. В окт. 1723 Татищев разработал план, согласно к-рому в г. Должны были открыться словесная и арифметическая школы. Для арифметической шк. Татищевым была разработана первая в истории России программа проф. Обучения отд. Видам ремесел, к к-рым уч-ся должны были приступать по мере овладения геометрией. После отъезда Татищева с У. Екат. Шк. С 1725 до 1735 были единственными уч. Заведениям..

Горнозаводские Школы

- учебные заведения начального и повышенного типа при горных заводах России. Открывались в первой четверти XVIII в. Сочетали общее образование с подготовкой квалифицированных рабочих и мастеров горной промышленности. Положили начало профессионально-техническому образованию в стране. В 1879 г. Преобразованы в повышенные начальные училища.. ..

Гордость

1) чувство, к-рое отражает высокую оценку человеком своих или чужих (др. Человека, группы, страны и т. Д.) достижений и заслуг, осознание их соответствия высоким нравств. Ценностям и образцам. Регулятивная роль Г. Определяется тем, что она ориентирует человека на эти ценности и образцы. 2) моральное чувство, отражающее собств. Достоинство, самоуважение и независимость личности. В случае утраты человеком критич. Отношения к себе Г. Переходит в самомнение, самоуверенность, чванство, высокомерие и ..

Горинёвский Валентин Владиславович

[22.9(4.10). 1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], гигиенист, педиатр, один из первых отеч. Учёных в области врачебного контроля за физич. Развитием и воспитанием детей. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил мед. Ф-т Гей-дельбергского ун-та (1887). Работал в Петербурге. До 1913 врачом, преподавателем шк. Гигиены и основ физич. Воспитания в разл. Вузах. С 1913 проф. Высш. Курсов, организованных Лесгафтом. С 1917 проф. Мед. Ф-та Самарского ун-та. С 1921 зав. Науч. Отделом Гл. Воен. Школы физич...

Горный Алтай

Республика Алтай (в 1948—1992 Горно-Алтай-ская автономная область), входит в Рос. Федерацию. Пл. 92,6 тыс. Км2. Нас. 192 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Алтайцы 30,7%, русские ок. 60,4%, казахи 5,5%. Центр — Горно-Алтайск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 609,9 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979—564 чел.). В отраслях экономики (1989) было занято ок. 30 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 9 тыс. С высшим и св. 20 тыс. Со средним спец..

Горный Бадахшан

Гоpно — Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. Км2. Нас. 161 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 8 тыс. С высшим и св. 9 тыс. Со средним спец. Образованием.Гл. Проблема организации обучения в том, что родные языки осн. На..

Дополнительный поиск Горнозаводские Школы Горнозаводские Школы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Горнозаводские Школы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горнозаводские Школы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 20 символа