Горный Алтай

85

Республика Алтай (в 1948—1992 Горно-Алтай-ская автономная область), входит в Рос. Федерацию. Пл. 92,6 тыс. Км2. Нас. 192 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Алтайцы 30,7%, русские ок. 60,4%, казахи 5,5%. Центр — Горно-Алтайск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 609,9 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979—564 чел.). В отраслях экономики (1989) было занято ок. 30 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 9 тыс. С высшим и св. 20 тыс. Со средним спец. Образованием.Внедрение шк. Обучения связано с деятельностью Алтайской духовной миссии (осн. В 1828—30). Её глава — архимандрит Макарий (М. Я. Глухарёв) — начал разработку алт. Письменности на рус. Графич. Основе и в 1830 открыл в Улале (ныне Горно-Алтайск) школу (первую на Алтае).

Миссией были учреждены также Мыюгин-ская (1850), Макарьевская (1855) и др. Школы, в к-рых позднее введена система Н. И. Илеминского. В 60-х гг. Появились светские нач. Школы. Сел. Волостные, а в 80-х гг. Церковно-приходские. Учителя для работы с алтайцами готовились гл. Обр. В миссионерских уч. Заведениях Казани, Бийска. В кон. 80-х гг. Миссионерская учительская школа открылась в Улале.Члены духовной миссии усовершенствовали алт. Письменность. Макарий Невский (М. А. Невский), В. И. Вербицкий в соавторстве с Ильминским подготовили первую науч. Грамматику алт. Языка (изд. В 1859 в Казани). Макарий Невский составил также «Алтайский букварь» (изд. В 1882). В кон. 19 в. В шк. Обучении стали использоваться оригинальные нра-воучит. Рассказы М. В. Чевалкова, переведённые им басни И.

А. Крылова и др.В 1913 в Алтайской духовной миссии насчитывалось ок. 70 миссионерских уч. Заведений. Охват обучением детей шк. Возраста был незначительным. Грамотность (на рус. Яз.) коренного населения составляла 0,1% (1897, перепись). В 1914 открылись 2-годичные жен. Учительские курсы в Чемале.После установления сов. Власти (1920) началась перестройка нар. Образования. В 1921 насчитывалось 115 школ 1-й ступени (в т. Ч. 25 алтайских), 3 школы 2-й ступени. Трудности в организации уч. Процесса были обусловлены нехваткой учителей и нестабильностью шк. Сети (в нач. 1922/23 уч. Г. Работало только ок. 60 школ с 1,5 тыс. Уч-ся).В Ойротской авт. Области (1922—48) были открыты интернаты для детей кочевников. Развернули работу областная Чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности (с 1920) и отделение об-ва «Долой неграмотность!».

Ликпунк-ты создавались как при школах, так и передвижные. В 1923 они охватывали св. 4,3 тыс. Чел., в т. Ч. 45% алтайцев.В 20-е гг. Были подготовлены и изданы (в Москве, Улале и др.) первые сов. Учебники, в к-рых применён обновлённый вариант (1920) алт. Алфавита. Букварь Н. А. Каланакова, книги для чтения М. В. Мундус-Эуокова и И. К. Соколова, грамматика ойротского яз. М. С. Канаева (Тощакова), арифметич. Задачник М. Ф. Тозыякова, пособия для взрослых и др. Лит-ра. С 1927/28 уч. Г. Началась регулярная подготовка учителей в пед. Техникуме (в Улале), при к-ром действовали годичные пед. Курсы.С 1930/31 уч. Г. Вводилось всеобщее нач. Обучение. В 1931 действовало 209 школ, в т. Ч. 77 алтайских, 51 смешанная (всего 15,1 тыс. Уч-ся). Были созданы ШКМ. Школы работали на основе специально разработанных программ.

В 1929 алт. Письменность была переведена на лат. Основу, что задержало распространение нач. Обучения, вызвав т. Н. Возвратную неграмотность (с 1938 письменность вновь на рус. Графич. Основе). В нач. 30-х гг. Были предприняты попытки начать обучение кумандинцев родному языку. В 1933 появился букварь Каланакова и К. И. Филатова. Однако это начинание не получило своего развития. В 30-х гг. Были изданы на алт. Яз. Учебники, разработанные для рус. Школ. Началось формирование сети дошк. Учреждений (в 1932 св. 150 дет. Садов и площадок). Появились мед., вет. И др. Ср. Спец. Уч. Заведения. С 1938 вводилось всеобщее 7-летнее образование (этот процесс был прерван в 1941—45). В кон. 30-х гг. Грамотность населения составляла ок. 86%.С нач. 50-х гг. Шк. Сеть развивалась гл. Обр. За счёт создания неполных средних и средних школ и их укрупнения.

Расширялась сеть интернатов. В 1950/51 уч. Г. Насчитывалось св. 250 начальных, 59 семилетних (в т. Ч. 95 алтайских) и 10 средних школ. В них было св. 23 тыс. Уч-ся. В 50-х гг. Завершено введение всеобщего 7-летнего образования. В 1953 «открыт Горно-Алтайский пед. Ин-т (в 1949—52 учительский). Во 2-й пол. 50-х гг. Алт. Школы были закрыты под предлогом улучшения изучения детьми рус. Языка. В 1-й пол. 60-х гг. Введён 8-летний всеобуч. В нач. 70-х гг. Для алт. Детей в интересах подготовки к шк. Обучению созданы подготовит, классы, куда принимаются 6-летние дети. С сер. 70-х до кон. 80-х гг. Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.В 1991 в 196 дошк. Учреждениях (в т. Ч. 13 колхозных) воспитывалось св. 10,5 тыс. Детей (ок. 9% детей соответствующего возраста).

В 1992/93 уч. Г. В 198 дневных общеобразоват. Школах насчитывалось св. 36 тыс. Уч-ся, в 5 вечерних школах — 780 уч-ся. Среди школ — 67 алтайских, 3 казахские. Обучение на алт. И казахском языках осуществляется гл. Обр. В первых четырёх классах школы (4,4 тыс. Уч-ся — на алтайском, 0,4 тыс. — на казахском). Среди нерусских уч-ся на средней и старшей ступенях родной язык как предмет изучают в 85 школах св. 10 тыс. Чел. На алтайском языке выпускается уч. Лит-ра по родному языку и лит-ре, в т. Ч. Для полной средней школы. Развёрнута подготовка уч. Книг по истории Горного Алтая.В школах занято св. 3,5 тыс. Учителей, вт. Ч. Ок. 67,2% с высш. Образованием. Среди педагогов области св. 30 засл. Учителей РСФСР. Внешк. Учреждения. 15 домов дет. Творчества, станции юных тех-яиков и др.

Охватывают св. 11 тыс. Чел. Имеются муз. И спорт, школы. В 4 проф.-тех. Уч. Заведениях — ок. 2 тыс. Уч-ся. В 5 ср. Спец. Уч. Заведениях — 4,3 тыс. Уч-ся. Пед. Кадры готовят пед. Ин-т (св. 2,6 тыс. Студентов) и пед. Уч-ще.Исследоват. Работу по проблемам преподавания родного языка, истории области и др. Ведут НИИ истории, языка и лит-ры (осн. В 1952), кафедры пед. Ин-та, ИУУ. Уч. И метод, лит-ру выпускает изд-во в Горно-Алтайске (с 1933. Ежегодно св. 30 назв. Уч. Книг тиражом 34 тыс. Экз.).Лит. Варченко А. М., К истории нар. Образования в Горно-Алт. Авт. Области, «УЗ Горно-Алт. Пед. Пн-та», 1956, в. 1. Т и — м о ф с е в а Ф. М., Из истории социалистич. Культурной революции в Горном Алтае, в кн. Культурное строительство в Сибири в 1917 — 1960 гг., Новосиб., 1962. С а т л а с в Ф. А., Нек-рые вопросы истории нар.

Образования в Горном Алтае (1920—1932), в сб. Вопросы археологии и этнографии Горного Алтая, Гор-но-Алтайск, 1983. Его же. Куда исчезли кумандинцы, «Сиб. Огни». 1991, № 1. Беликова А. П., Становление и развитие общеобразоват. Школы в Горно-Алт. Авт. Области, СП, 1983, Mi 7. Ф. А. Сатлаев..

Значения в других словарях
Горинёвский Валентин Владиславович

[22.9(4.10). 1857, Архангельск, — 13.2.1937, Москва], гигиенист, педиатр, один из первых отеч. Учёных в области врачебного контроля за физич. Развитием и воспитанием детей. Последователь П. Ф. Лесгафта. Окончил мед. Ф-т Гей-дельбергского ун-та (1887). Работал в Петербурге. До 1913 врачом, преподавателем шк. Гигиены и основ физич. Воспитания в разл. Вузах. С 1913 проф. Высш. Курсов, организованных Лесгафтом. С 1917 проф. Мед. Ф-та Самарского ун-та. С 1921 зав. Науч. Отделом Гл. Воен. Школы физич...

Горнозаводские Школы

Уч. Заведения при горных з-дах в России в 18—19 вв., созд. Для подготовки квалифи-циров. Рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. Характер и в то же время положили начало проф.-тех. Образованию в России. В первой Г. Ш. При Олонецких з-дах (осн. В 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. Дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. Ш. На Урале. В Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах. В 1724—25 действов..

Горный Бадахшан

Гоpно — Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. Км2. Нас. 161 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 8 тыс. С высшим и св. 9 тыс. Со средним спец. Образованием.Гл. Проблема организации обучения в том, что родные языки осн. На..

Городские Училища

1) по Положению 1872 — в России повышенные нач. Школы для детей гор. Населения (ремесленников, мелких служащих и торговцев). Учреждены 31 мая 1872 взамен уездных уч-щ с целью отвлечь от гимназии низшие слои горожан. За образец была взята прусская система гор. Школ, проект предложен Н. X. Весселем. Деление Г. У. На классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах Г. У. — 6 лет. Г. У. Могли быть 1-классны-ми, 23- и 4-классными. В 2-классных Г. У. Продолжительность курса ..

Дополнительный поиск Горный Алтай Горный Алтай

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Горный Алтай" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горный Алтай, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 12 символа