Горный Бадахшан

92

Гоpно — Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. Км2. Нас. 161 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 8 тыс. С высшим и св. 9 тыс. Со средним спец. Образованием.Гл. Проблема организации обучения в том, что родные языки осн. Населения припамирских народов остались бесписьменными. Кроме того, языки язгулемс-кий, ваханский, ишкашимский и др. Взаи-монепонимаемы, и лишь языки шугнан-ский и рушанский взаимопонимаемы ограниченно. Обучение традиционно ведётся на тадж. И рус. Языках, к-рые не являются для коренного населения разговорными.До присоединения терр.

Памира к России (60-е гг. 19 в.) обучение детей зависело от немногочисл. Грамотных людей, знавших лит. Яз. Фарси. В 1909 при рус. Пограничном отряде в Хороге открылась первая рус.-туземная школа (св. 20 уч-ся. С 1911 при ней действовал небольшой интернат). Грамотность населения составляла 0,02% (1897, перепись).После установления сов. Власти (1922) началось создание сети уч. Заведений. Первая сов. Школа была открыта в Хороге на средства пограничного отряда (1923). Тогда же появились школы с интернатами в Поршневе, Вомаре и др., в 1924 — в Ишхашиме и в дол. Вахан. В 1926 открыты первые жен. Школы. Обучение велось на яз. Фарси. Шк. Строительство активизировалось после создания авт. Области. Развернулась ликвидация неграмотности. На базе школ действовали курсы и кружки ликбеза, в т.

Ч. Специально для женщин. С созданием нового тадж. Алфавита в обучении стали использоваться пособия, разработанные С. Айни и др. Педагогами для тадж. Сов. Школ. До 1935/36 уч. Г. Открывались только нач. Школы. Обучение в школах 2-й ступени было возможно только за пределами области, что препятствовало распространению образования среди горных таджиков. Пед. Кадры для школ области готовили Среднеазиатский ун-т. Ташкентский ун-т просвещения, Душанбинская жен. Учительская школа. В 1932 открылся пед. Техникум в Хороге (в 1934—59 жен. Пед. Уч-ще), в 1934 — в Мургабе (для кирг. Учащихся). Во 2-й пол. 30-х гг. Усилиями рус. Памироведов А. М. Дьякова, И. И. Зарубина и др., поэта Н. Шанбизаде, педагога С. Андино-ва был разработан вариант шугнанской письменности и началось обучение детей на родном языке, однако этот опыт не получил распространения.

В кон. 30-х гг. Создатели шугнанской письменности были репрессированы. Изданные ими учебники и др. Лит-ра были уничтожены. В кон. 30-х гг. Была развёрнута сеть метод, кабинетов для учителей, преподававших на тадж. Языке. С 1938 введено преподавание рус. Языка.В 40-х гг. Осн. Направлением деятельности учительства было обеспечение нач. Всеобуча. С 1949 началось введение 7-летнего обучения. С этой целью организовывались межколхозные и межкишлачные школы-семилетки, а также школы рабочей молодёжи. В 1950 действовали 130 начальных, 87 семилетних и средних школ, ШРМ и 19 Шсм. Стали создаваться первые дошк. Учреждения. В 50-х гг. Ликвидирована массовая неграмотность. В 1958—63 реализован 8-летний всеобуч. Значит, развитие получили школы-интернаты.

Наряду с пед. Уч-щем учителей начал готовить филиал Сталинабадского пед. И учительского ин-та (с 1949). Во 2-й пол. 70-х гг. Осуществлён переход к всеобщему ср. Образованию молодёжи. Эффективность работы общеобразоват. Школы в 80-х гг. Была недостаточной из-за слабого учёта в содержании обучения особенностей местного населения. Большинство выпускников сталкивается с трудностями и при получении послешкольного образования.В 1991 в 19 дошк. Учреждениях (языки общения и воспитания — местные и тадж.) насчитывалось ок. 1,9 тыс. Воспитанников (ок. 1% детей соответств. Возраста). В 1991/92 уч. Г. В 294 общеобразоват. Школах (в т. Ч. 74 неполных ср. И 128 средних) получали образование св. 48 тыс. Уч-ся. Среди школ 280 таджикских, 10 киргизских. Имеются смешанные школы.

На тадж. Яз. Учатся 93% уч-ся, на киргизском- 5,4%, на русском- 1,6% (в 5 школах открыты классы с обучением на русском яз. 80% их уч-ся — дети коренных национальностей). Обучение ведётся по единым для Таджикистана уч. Программам. В школах занято св. 5,8 тыс. Учителей, в т. Ч. Ок. 79% с высш. Образованием. Среди педагогов области св. 70 засл. Учителей Таджикистана. Имеется ИУУ (осн. В 1957). Внешк. Учреждения (8 муз., 8 спорт., 3 худож. Школы, дома учащейся молодёжи и др.) охватывают св. 10 тыс. Чел. Имеются проф.-тех. Уч-ще с обучением на тадж. Яз. (430 уч-ся) и мед. Уч-ще (50 уч-ся). С кон. 80-х гг. Развёрнута работа по восстановлению шугнанской письменности, по созданию письменности (на основе совр. Таджикской) для др. Народов области. К созданию алфавитов и нач.

Учебников привлечены языковеды Памирского филиала АН Таджикистана, педагоги.Лит. Каширина Т. В., Д а в л а-теров Д., Культурное строительство в Горно-Бадахшанской авт. Области, в кн. Очерки по истории Сов. Бадахшана, Душ., 1985. Л. Ф. Маногарова..

Значения в других словарях
Горный Бадахшан

ГОРНЫЙ БАДАХШАН (Горно-Бадахшанская автономная область) - в Таджикистане. 63,7 тыс. Км². Население 167 тыс. Человек (1991). Адм. Ц. - Хорог.. ..

Горный Бадахшан

ГОРНЫЙ БАДАХШАН (Горно-Бадахшанская автономная область), в Таджикистане. Площадь> 63,7 тыс. Км2. Население> 167 тысяч человек>, горцы 12,5%. Таджики> (89,5%), киргизы> (6,7%), русские> (около 2%). 6 районов, 1 город> - Хорог (центр). Расположена в пределах Памира. Климат> континентальный. Средняя температура января от -8шC на западе до -20шC на востоке, июля от 22шC на западе до 13шC на востоке. Осадков 240 мм на западе и 60 мм в год на востоке Реки. Пяндж, Мургаб. Гидроэлектростанция. Основная ..

Горный Бадахшан

Го́рный Бадахша́нГорно-Бадахшанская авт. Обл., Таджикская ч. Бадахшана на правом берегу Пянджа в горах Памира. Образована в 1925 г. Пл. 63,7 тыс. Км², адм. Центр г. Хорог. Население 216 тыс. Чел. (2003). 91 % памирские таджики со своеобразным бытом и древним языком. 7 % киргизы. Большинство мусульмане. Край альпийских и субальпийских ландшафтов, вечных снегов и высокогорных пустынь. Высочайшие хребты, мощные ледники. Кишлаки располагаются на высотах до 4000 м и более. Резко континентальный клима..

Горнозаводские Школы

Уч. Заведения при горных з-дах в России в 18—19 вв., созд. Для подготовки квалифи-циров. Рабочих и техников, а также делопроизводителей. Имели общеобразоват. Характер и в то же время положили начало проф.-тех. Образованию в России. В первой Г. Ш. При Олонецких з-дах (осн. В 1715) обучались арифметике, геометрии, рисованию, основам артиллерии, инж. Дела 20 дворян, присланных из Петербурга. В 1721 были открыты Г. Ш. На Урале. В Кунгуре, а также при Алапаевском, Ук-тусских з-дах. В 1724—25 действов..

Горный Алтай

Республика Алтай (в 1948—1992 Горно-Алтай-ская автономная область), входит в Рос. Федерацию. Пл. 92,6 тыс. Км2. Нас. 192 тыс. Чел. (1989, перепись), в т. Ч. Алтайцы 30,7%, русские ок. 60,4%, казахи 5,5%. Центр — Горно-Алтайск.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 609,9 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979—564 чел.). В отраслях экономики (1989) было занято ок. 30 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 9 тыс. С высшим и св. 20 тыс. Со средним спец..

Городские Училища

1) по Положению 1872 — в России повышенные нач. Школы для детей гор. Населения (ремесленников, мелких служащих и торговцев). Учреждены 31 мая 1872 взамен уездных уч-щ с целью отвлечь от гимназии низшие слои горожан. За образец была взята прусская система гор. Школ, проект предложен Н. X. Весселем. Деление Г. У. На классы зависело от средств и числа учителей, но срок обучения во всех типах Г. У. — 6 лет. Г. У. Могли быть 1-классны-ми, 23- и 4-классными. В 2-классных Г. У. Продолжительность курса ..

Городские Школы

Элементарные или средние уч. Заведения в Европе, создававшиеся по инициативе и при поддержке бюргерства (в Германии и Шотландии — бюргерские школы). Возникли в 13 в. В связи с потребностью гор. Населения в спец. Практич. Образовании, гл. Обр. На базе гильдейских и цеховых школ. Воспитание и преподавание в Г. Ш. Строилось на основе практики церковных школ (см. В ст. Средние века). Помимо традиц. Предметов (чтение, письмо, основы лат. Грамматики и, как правило, религии) в Г. Ш. Обучали составлению..

Дополнительный поиск Горный Бадахшан Горный Бадахшан

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Горный Бадахшан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горный Бадахшан, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 15 символа