Горный Бадахшан
Гоpно — Бадахшанская автономная область, входит в Республику Таджикистан. Пл. 63,7 тыс. Км2. Нас. 161 тыс. Чел. (1989, перепись). Центр — г. Хорог.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 875 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 613 чел.). В отраслях экономики (1990) было занято св. 17 тыс. Специалистов, в т. Ч. Св. 8 тыс. С высшим и св. 9 тыс. Со средним спец. Образованием.Гл. Проблема организации обучения в том, что родные языки осн. Населения припамирских народов остались бесписьменными. Кроме того, языки язгулемс-кий, ваханский, ишкашимский и др. Взаи-монепонимаемы, и лишь языки шугнан-ский и рушанский взаимопонимаемы ограниченно. Обучение традиционно ведётся на тадж. И рус. Языках, к-рые не являются для коренного населения разговорными.До присоединения терр.
Памира к России (60-е гг. 19 в.) обучение детей зависело от немногочисл. Грамотных людей, знавших лит. Яз. Фарси. В 1909 при рус. Пограничном отряде в Хороге открылась первая рус.-туземная школа (св. 20 уч-ся. С 1911 при ней действовал небольшой интернат). Грамотность населения составляла 0,02% (1897, перепись).После установления сов. Власти (1922) началось создание сети уч. Заведений. Первая сов. Школа была открыта в Хороге на средства пограничного отряда (1923). Тогда же появились школы с интернатами в Поршневе, Вомаре и др., в 1924 — в Ишхашиме и в дол. Вахан. В 1926 открыты первые жен. Школы. Обучение велось на яз. Фарси. Шк. Строительство активизировалось после создания авт. Области. Развернулась ликвидация неграмотности. На базе школ действовали курсы и кружки ликбеза, в т.
Ч. Специально для женщин. С созданием нового тадж. Алфавита в обучении стали использоваться пособия, разработанные С. Айни и др. Педагогами для тадж. Сов. Школ. До 1935/36 уч. Г. Открывались только нач. Школы. Обучение в школах 2-й ступени было возможно только за пределами области, что препятствовало распространению образования среди горных таджиков. Пед. Кадры для школ области готовили Среднеазиатский ун-т. Ташкентский ун-т просвещения, Душанбинская жен. Учительская школа. В 1932 открылся пед. Техникум в Хороге (в 1934—59 жен. Пед. Уч-ще), в 1934 — в Мургабе (для кирг. Учащихся). Во 2-й пол. 30-х гг. Усилиями рус. Памироведов А. М. Дьякова, И. И. Зарубина и др., поэта Н. Шанбизаде, педагога С. Андино-ва был разработан вариант шугнанской письменности и началось обучение детей на родном языке, однако этот опыт не получил распространения.
В кон. 30-х гг. Создатели шугнанской письменности были репрессированы. Изданные ими учебники и др. Лит-ра были уничтожены. В кон. 30-х гг. Была развёрнута сеть метод, кабинетов для учителей, преподававших на тадж. Языке. С 1938 введено преподавание рус. Языка.В 40-х гг. Осн. Направлением деятельности учительства было обеспечение нач. Всеобуча. С 1949 началось введение 7-летнего обучения. С этой целью организовывались межколхозные и межкишлачные школы-семилетки, а также школы рабочей молодёжи. В 1950 действовали 130 начальных, 87 семилетних и средних школ, ШРМ и 19 Шсм. Стали создаваться первые дошк. Учреждения. В 50-х гг. Ликвидирована массовая неграмотность. В 1958—63 реализован 8-летний всеобуч. Значит, развитие получили школы-интернаты.
Наряду с пед. Уч-щем учителей начал готовить филиал Сталинабадского пед. И учительского ин-та (с 1949). Во 2-й пол. 70-х гг. Осуществлён переход к всеобщему ср. Образованию молодёжи. Эффективность работы общеобразоват. Школы в 80-х гг. Была недостаточной из-за слабого учёта в содержании обучения особенностей местного населения. Большинство выпускников сталкивается с трудностями и при получении послешкольного образования.В 1991 в 19 дошк. Учреждениях (языки общения и воспитания — местные и тадж.) насчитывалось ок. 1,9 тыс. Воспитанников (ок. 1% детей соответств. Возраста). В 1991/92 уч. Г. В 294 общеобразоват. Школах (в т. Ч. 74 неполных ср. И 128 средних) получали образование св. 48 тыс. Уч-ся. Среди школ 280 таджикских, 10 киргизских. Имеются смешанные школы.
На тадж. Яз. Учатся 93% уч-ся, на киргизском- 5,4%, на русском- 1,6% (в 5 школах открыты классы с обучением на русском яз. 80% их уч-ся — дети коренных национальностей). Обучение ведётся по единым для Таджикистана уч. Программам. В школах занято св. 5,8 тыс. Учителей, в т. Ч. Ок. 79% с высш. Образованием. Среди педагогов области св. 70 засл. Учителей Таджикистана. Имеется ИУУ (осн. В 1957). Внешк. Учреждения (8 муз., 8 спорт., 3 худож. Школы, дома учащейся молодёжи и др.) охватывают св. 10 тыс. Чел. Имеются проф.-тех. Уч-ще с обучением на тадж. Яз. (430 уч-ся) и мед. Уч-ще (50 уч-ся). С кон. 80-х гг. Развёрнута работа по восстановлению шугнанской письменности, по созданию письменности (на основе совр. Таджикской) для др. Народов области. К созданию алфавитов и нач.
Учебников привлечены языковеды Памирского филиала АН Таджикистана, педагоги.Лит. Каширина Т. В., Д а в л а-теров Д., Культурное строительство в Горно-Бадахшанской авт. Области, в кн. Очерки по истории Сов. Бадахшана, Душ., 1985. Л. Ф. Маногарова..
Дополнительный поиск Горный Бадахшан
На нашем сайте Вы найдете значение "Горный Бадахшан" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Горный Бадахшан, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 15 символа