Гуковский Григорий Александрович
[18.4(1.5).1902, Петербург, — 2.4.1950], литературовед. В 1923 окончил ф-т обществ, наук Петрогр. Ун-та. Проф. Ленинградского и Саратовского ун-тов. С 1937 возглавлял группу по изучению рус. Лит-ры 18 в. В Ин-те рус. Лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой лит-ры Ленингр. ИУУ (1938- 1941) и филол. Сектором ленинградского филиала АПН РСФСР (1946- 49). Необоснованно репрессирован (1949). Умер в заключении. Реабилитирован посмертно.Г. — автор целостной концепции развития рус. Лит-ры 18 — сер. 19 вв. Его кн. «Очерки по истории рус. Лит-ры XVIII в.» (1936), «Пушкин и проблемы реалистич. Стиля» (1957), «Реализм Гоголя» (1959) отличают сосредоточенность на анализе гл. Образной мысли произведения, способность представить движение лит-ры как многосторонний и внутренне закономерный, преемственный процесс.В труде «Изучение лит.
Произведения в школе» (1949, изд. 1966) Г. На основе собств. Исследовательского опыта сформулировал программу науч. Изучения лит-ры в школе, цель к-рой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы «улучшить жизнь и себя в ней». Возможности нравств. Совершенствования личности, заложенные в худож. Творчестве, принимают в реальной шк. Практике противоречивые формы. Неумение представить образ как систему авторского изображения и оценки порождает антиисторизм, иллюстративность и абстрактную назидательность в толковании содержания. У ученика формируются начётничество, несамостоятельность мысли, конформизм. Другой стороной представленного Г.
«свободного портрета ошибок» являлась подмена целостного анализа произведения анализом отд. Частей, «то приучало учащихся к психол. Примитивизму.Уровень читательского восприятия лит. Произведения, по Г., отражает особенности данной культуры и социально-ист, типа сознания. Формирование активно-творческого чтения как вдумчивого и серьёзного труда осуществимо лишь во взаимодействии с наукой о лит-ре и науч. Критикой. Для этого необходимо не только воспитать учителя-словесника, тонко понимающего худож. Слово и владеющего приёмами целостного анализа, но и освободиться от традиций односторонних подходов и в литературоведении, и в шк. Обучении. Система преподавания, предложенная Г., рассчитана на исследоват. Самостоятельность ученика.
На нач. Этапе она предполагала воспитание у ребёнка навыков внимат. Чтения. С помощью разнообразных метод, приёмов (опрос, разбор отд. Частей, комментирование и т. Д.) учитель последовательно может добиться углубления первичного, непосредств., эмоционального и наивно-реалистич. Восприятия произведения, придать ему целенаправленный и сознат. Характер. Изучение текста сопровождается знакомством с историей создания памятника, своеобразием обществ, эпохи, откликами критики, фактами биографии писателя и т. Д. Подобная тщательная предварит, работа предшествует «идеологическому» толкованию худож. Произведения — по-следоват. Рассмотрению идейно-эмоциональных сторон содержания (развития характеров героев, их авторской оценки).
Интерпретации смысловой роли разл. Компонентов структуры произв. — от определения значения метафор и сравнений до изучения идейных функций более сложных худож. Элементов (пейзажа, сюжета). Далее учителю и учащимся предстоит анализировать взаимодействие и связь между разл. Сторонами формы и содержания, общие принципы ком позиции текста. По мысли Г., у каждого писателя есть собств. Концепция человека, объединяющая все созданные им образы. Единство поэтому обнаруживается в речевой манере автора, в приёмах изображения, стиле и проявляется в творческом методе автора. Уяснение специфики метода каждого художника, выделение наиб, характерных для него идейно-худож. Элементов, глубокое понимание своеобразия его мировоззрения и должны стать целью шк.
Преподавания лит-ры. Творческий метод автора Г. Не только выступает как путь к познанию целостности отд. Произв., но и позволяет включить его в контекст всего творчества писателя и шире — в исторически конкретные лит. Направления и стили.Идеи реформы шк. Преподавания лит-ры, последовательно обоснованные учёным, созвучны совр. Метод, поискам, ведущимся вокруг проблем лит. Образования.Соч. К вопросу о преподавании лит-ры в школе, Л1941 (соавт.). Лермонтов в школе, Л1941 (ред.).Лит. M а и н Ю., Реализм Гоголя, «Вопросы лит-ры», 1960, №9. Роткович Я. А., История преподавания лит-ры в сов. Школе. M., 19762, с. 105 — 06.Д. А. Ермаков..
Дополнительный поиск Гуковский Григорий Александрович
На нашем сайте Вы найдете значение "Гуковский Григорий Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуковский Григорий Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Г". Общая длина 32 символа