Гуковский Григорий Александрович

119

[18.4(1.5).1902, Петербург, — 2.4.1950], литературовед. В 1923 окончил ф-т обществ, наук Петрогр. Ун-та. Проф. Ленинградского и Саратовского ун-тов. С 1937 возглавлял группу по изучению рус. Лит-ры 18 в. В Ин-те рус. Лит-ры АН СССР (Пушкинский Дом). Руководил кафедрой лит-ры Ленингр. ИУУ (1938- 1941) и филол. Сектором ленинградского филиала АПН РСФСР (1946- 49). Необоснованно репрессирован (1949). Умер в заключении. Реабилитирован посмертно.Г. — автор целостной концепции развития рус. Лит-ры 18 — сер. 19 вв. Его кн. «Очерки по истории рус. Лит-ры XVIII в.» (1936), «Пушкин и проблемы реалистич. Стиля» (1957), «Реализм Гоголя» (1959) отличают сосредоточенность на анализе гл. Образной мысли произведения, способность представить движение лит-ры как многосторонний и внутренне закономерный, преемственный процесс.В труде «Изучение лит.

Произведения в школе» (1949, изд. 1966) Г. На основе собств. Исследовательского опыта сформулировал программу науч. Изучения лит-ры в школе, цель к-рой не в усвоении учащимися определённой суммы знаний и расширении кругозора, а в постоянном углублении понимания мира, воссозданного в произведении, с тем, чтобы «улучшить жизнь и себя в ней». Возможности нравств. Совершенствования личности, заложенные в худож. Творчестве, принимают в реальной шк. Практике противоречивые формы. Неумение представить образ как систему авторского изображения и оценки порождает антиисторизм, иллюстративность и абстрактную назидательность в толковании содержания. У ученика формируются начётничество, несамостоятельность мысли, конформизм. Другой стороной представленного Г.

«свободного портрета ошибок» являлась подмена целостного анализа произведения анализом отд. Частей, «то приучало учащихся к психол. Примитивизму.Уровень читательского восприятия лит. Произведения, по Г., отражает особенности данной культуры и социально-ист, типа сознания. Формирование активно-творческого чтения как вдумчивого и серьёзного труда осуществимо лишь во взаимодействии с наукой о лит-ре и науч. Критикой. Для этого необходимо не только воспитать учителя-словесника, тонко понимающего худож. Слово и владеющего приёмами целостного анализа, но и освободиться от традиций односторонних подходов и в литературоведении, и в шк. Обучении. Система преподавания, предложенная Г., рассчитана на исследоват. Самостоятельность ученика.

На нач. Этапе она предполагала воспитание у ребёнка навыков внимат. Чтения. С помощью разнообразных метод, приёмов (опрос, разбор отд. Частей, комментирование и т. Д.) учитель последовательно может добиться углубления первичного, непосредств., эмоционального и наивно-реалистич. Восприятия произведения, придать ему целенаправленный и сознат. Характер. Изучение текста сопровождается знакомством с историей создания памятника, своеобразием обществ, эпохи, откликами критики, фактами биографии писателя и т. Д. Подобная тщательная предварит, работа предшествует «идеологическому» толкованию худож. Произведения — по-следоват. Рассмотрению идейно-эмоциональных сторон содержания (развития характеров героев, их авторской оценки).

Интерпретации смысловой роли разл. Компонентов структуры произв. — от определения значения метафор и сравнений до изучения идейных функций более сложных худож. Элементов (пейзажа, сюжета). Далее учителю и учащимся предстоит анализировать взаимодействие и связь между разл. Сторонами формы и содержания, общие принципы ком позиции текста. По мысли Г., у каждого писателя есть собств. Концепция человека, объединяющая все созданные им образы. Единство поэтому обнаруживается в речевой манере автора, в приёмах изображения, стиле и проявляется в творческом методе автора. Уяснение специфики метода каждого художника, выделение наиб, характерных для него идейно-худож. Элементов, глубокое понимание своеобразия его мировоззрения и должны стать целью шк.

Преподавания лит-ры. Творческий метод автора Г. Не только выступает как путь к познанию целостности отд. Произв., но и позволяет включить его в контекст всего творчества писателя и шире — в исторически конкретные лит. Направления и стили.Идеи реформы шк. Преподавания лит-ры, последовательно обоснованные учёным, созвучны совр. Метод, поискам, ведущимся вокруг проблем лит. Образования.Соч. К вопросу о преподавании лит-ры в школе, Л1941 (соавт.). Лермонтов в школе, Л1941 (ред.).Лит. M а и н Ю., Реализм Гоголя, «Вопросы лит-ры», 1960, №9. Роткович Я. А., История преподавания лит-ры в сов. Школе. M., 19762, с. 105 — 06.Д. А. Ермаков..

Значения в других словарях
Гуковский Григорий Александрович

Гуковский Григорий Александрович [18.4(1.5).1902≈2.4.1950], советский литературовед. Родился в Петербурге. Окончил факультет обществ, наук Петроградского университета (1923). Профессор Ленинградского и Саратовского университетов. Руководил группой по изучению рус. Литературы 18 в. При Пушкинском доме (Институт рус. Литературы АН СССР в Ленинграде). Работы Г. Посвящены русской литературе 18 в. Творчеству А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, периоду перехода от романтизма к реализму в связи с внутренними ..

Гуковский Григорий Александрович

ГУКОВСКИЙ Григорий Александрович (1902-50) - российский литературовед. Профессор Ленинградского (1936-49) и Саратовского (1942-46) университетов. Исследования русской литературы 18 в., труды об А. С. Пушкине и Н. В. Гоголе отмечены широтой социально-исторического анализа. Репрессирован. Реабилитирован посмертно.. ..

Гуго Сен-викторский

(Hugo de Sancto Victore) (ок. 1096, Саксония, — 11.2.1141, Париж), ср.-век. Теолог, философ и педагог. С 1115 преподаватель, с 1133 руководитель школы монастыря Сен-Виктор в Париже, одного из крупнейших филос. И образоват. Центров своего времени. Для взглядов Г. Характерны соединение мистики и рационализма, поиски логич. Обоснования веры. Одной из гл. Целей человеческой жизни считал познание, к-рое движется от внутр. Опыта человека к внеш. Миру и постижению истины. Выделял 3 ступени познания. Во..

Гудинаф, Гудсиаф (Goodenough) Флоренс Лаура

(6.7.1886, Хонсдейл, шт. Пенсильвания, — 4.4.1959, Лейкленд, шт. Флорида), амер. Психолог. Получив ср. Пед. Образование, преподавала в сел. Школах в шт. Пенсильвания в 1908—19. В 1919—21 вела преподавательскую и исследоват. Работу в школе для умственно отсталых детей в г. Вайнленд (шт. Нью-Джерси). Эти занятия положили начало её науч. Исследованиям умственного развития и аномального детства. В 1921 окончила Колумбийский ун-т. Получив степень дера философии (1924), возглавила Консультативную дет...

Гуманистическая Педагогика

Направление в совр. Теории и практике воспитания, возникшее в кон. 50-х — нач. 60-х гг. 20 в. В США как пед. Воплощение идей гуманистической психологии. Философско-идеологич. Ориентация Г. П. Близка идеям педоцентризма, нового воспитания и «прогрессивизма» (см. Прагматическая педагогика).В центре внимания Г. П. — уникальная целостная личность, к-рая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственн..

Гуманистическая Психология

Направление в совр. Зарубежной, гл. Обр. Амер., психологии, признающее своим гл. Предметом целостную личность в процессе её саморазвития. Возникла в 50-х гг. 20 в. Ведущие представители — А. Маслоу, Ш. Бюлер, К. Роджерс. Г. П. Противопоставила себя в качестве «третьей силы» бихевиоризму и фрейдизму, в к-рых осн. Внимание уделяется зависимости личности от её прошлого. Согласно Г. П., главное в личности — её устремлённость в будущее, к свободной реализации своих возможностей и способностей, особен..

Дополнительный поиск Гуковский Григорий Александрович Гуковский Григорий Александрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Гуковский Григорий Александрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Гуковский Григорий Александрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Г". Общая длина 32 символа