Двуязычие
Билингвизм, владение двумя разл языками или диалек тами одного языка в степени достаточной для общения В случае владения неск. Языками говорят о многоязычии Понятие Д имеет 2 аспекта — психологический и социальный Д мо кет характеризовать каждого отдельного человека (психол. Аспект), исследуются причины и факторы возникновения индивидуального Д, влия ние уровня владения родным языком на усвоение второго языка и т д С др сто роны, может иметь место групповое или массовое Д (социальный аспект) Так, целый ряд народов (этносов) практически дву или даже трех язычен (напр, 80% абазин, адыгейцев, балкарцев и др народов Рос Федерации свободно владеют русским или др неродным языком) Поэтому необходимо изучать причины массового Д и оценивать его влияние на процессы культурной и языковой асси миляции и т дСуществует 2 осн толкования Д уз кое — одинаково совершенное владение двумя языками и широкое — относитель ное владение вторым языком, умение им пользоваться в определенных сферах об щения Так, умение воспринимать ино язычную речь на слух (напр, при слуша нии радио) и неумение говорить на данном языке в узком понимании не оценивается как Д, но в широком — считается Д По видимому, более целесообразно (в т ч при анализе проблем образования) придерживаться второго подхода, диффе ренцируя владение вторым языком по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письменная речь).
Реальные данные о степени распростра ненности Д и многоязычия в СССР не полны, т к вопросы Всес переписей насе ления требовали дать только субъектив ную оценку респондентом свободного вла дения др языком СССР (и к тому же только одним) Но даже при таком подходе двуязычными оказывались 29 4% всего населения СССР (1989)Степень распространенности Д различ на не только у разных народов, но и у одного и того же народа, проживающего в разных регионах (напр, среди украинцев Рос. Федерации больше двуязычных, чем среди украинцев Украины. На основе субъективных трактовок данных о массовом Д. Принимались волевые решения о целесообразности шк. Обучения у нек-рых народов не на родном, а на втором языке, однако при этом не учитывалось, во-первых, наличие у данного народа развитой нац.
Культуры и нац. Самосознания, во-вторых, интересы той части населения, к-рая не двуязычна.Необходимость Д. Вызвана тем, что разл. Языки могут выполнять разл. Социальные функции. Конкретный неродной язык может быть предметом изучения в школе, языком преподавания, языком массовой коммуникации и т. П., тогда как родной язык далеко не всегда выполняет все эти функции.В 60—80-е гг. Внедрение нац.-pvc. Д. Часто шло а дм.-командным путём. Во мн. Регионах форсировались реорганизация школ и перевод обучения в них с родного языка на русский. Это объективно вело к культурной и языковой ассимиляции. Игнорировались как реальная распространённость разных видов Д., так и наличие разл. Языков межнац. Общения. Проблема рус.-нац. Д. Не ставилась.
Население часто воспринимало такое положение как новый вариант великодержавной русификации. Со 2-й пол. 80-х гг. Приняты меры по обеспечению широких прав национальностей и нац. Групп в реализации своих языковых потребностей. Это диктует реа-листич. Подходы и оценки к состоянию и тенденциям Д.Раннее Д. (т.е. Овладение вторым языком в раннем детстве, вскоре после овладения родным) типично для смешанных семей. Никакого отрицат. Влияния на психич. Развитие ребёнка раннее Д. Не оказывает. Различают также т. Н. Естественное (вызванное двуязычной ситуацией в семье, во дворе и т. Д.) и искусственное (в результате целенаправленного обучения) Д.Психол.-пед. Вопросы Д. Изучаются в Центре преподавания рус. Языка Ин-та общеобразоват. Школ РАО, в Ин-те нац.
Проблем образования и др. НИИ.ЛитМихайлов М. МДвуязычие, Чебоксары, 1969. Новое в лингвистике, в. 6, М., 1972. Проблемы двуязычия и многоязычия, М., 1972. Швейцер А. Д., Совр. Социолингвистика, М., 1976. Б с л л Р. Т., Социолингвистика. Цели, методы, проблемы, пер. С англ., М., 1980. Хасанов Б. X., Нац. Языки, двуязычие и многоязычие. Поиски и перспективы, А.-А., 1989. С игуан М., Макки У. Ф., Образование и двуязычие, пер. С франц., М., 1990. L с w i s E. G., Multilingualism in the Soviet Union, The Hague — P. 1972. Problems of bilingualism, «The Journal of Social Issues», 1967, v. 23, № 2. А. А. Леонтъев..
Дополнительный поиск Двуязычие
На нашем сайте Вы найдете значение "Двуязычие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двуязычие, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 9 символа