Двуязычие

187

Билингвизм, владение двумя разл языками или диалек тами одного языка в степени достаточной для общения В случае владения неск. Языками говорят о многоязычии Понятие Д имеет 2 аспекта — психологический и социальный Д мо кет характеризовать каждого отдельного человека (психол. Аспект), исследуются причины и факторы возникновения индивидуального Д, влия ние уровня владения родным языком на усвоение второго языка и т д С др сто роны, может иметь место групповое или массовое Д (социальный аспект) Так, целый ряд народов (этносов) практически дву или даже трех язычен (напр, 80% абазин, адыгейцев, балкарцев и др народов Рос Федерации свободно владеют русским или др неродным языком) Поэтому необходимо изучать причины массового Д и оценивать его влияние на процессы культурной и языковой асси миляции и т дСуществует 2 осн толкования Д уз кое — одинаково совершенное владение двумя языками и широкое — относитель ное владение вторым языком, умение им пользоваться в определенных сферах об щения Так, умение воспринимать ино язычную речь на слух (напр, при слуша нии радио) и неумение говорить на данном языке в узком понимании не оценивается как Д, но в широком — считается Д По видимому, более целесообразно (в т ч при анализе проблем образования) придерживаться второго подхода, диффе ренцируя владение вторым языком по видам речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письменная речь).

Реальные данные о степени распростра ненности Д и многоязычия в СССР не полны, т к вопросы Всес переписей насе ления требовали дать только субъектив ную оценку респондентом свободного вла дения др языком СССР (и к тому же только одним) Но даже при таком подходе двуязычными оказывались 29 4% всего населения СССР (1989)Степень распространенности Д различ на не только у разных народов, но и у одного и того же народа, проживающего в разных регионах (напр, среди украинцев Рос. Федерации больше двуязычных, чем среди украинцев Украины. На основе субъективных трактовок данных о массовом Д. Принимались волевые решения о целесообразности шк. Обучения у нек-рых народов не на родном, а на втором языке, однако при этом не учитывалось, во-первых, наличие у данного народа развитой нац.

Культуры и нац. Самосознания, во-вторых, интересы той части населения, к-рая не двуязычна.Необходимость Д. Вызвана тем, что разл. Языки могут выполнять разл. Социальные функции. Конкретный неродной язык может быть предметом изучения в школе, языком преподавания, языком массовой коммуникации и т. П., тогда как родной язык далеко не всегда выполняет все эти функции.В 60—80-е гг. Внедрение нац.-pvc. Д. Часто шло а дм.-командным путём. Во мн. Регионах форсировались реорганизация школ и перевод обучения в них с родного языка на русский. Это объективно вело к культурной и языковой ассимиляции. Игнорировались как реальная распространённость разных видов Д., так и наличие разл. Языков межнац. Общения. Проблема рус.-нац. Д. Не ставилась.

Население часто воспринимало такое положение как новый вариант великодержавной русификации. Со 2-й пол. 80-х гг. Приняты меры по обеспечению широких прав национальностей и нац. Групп в реализации своих языковых потребностей. Это диктует реа-листич. Подходы и оценки к состоянию и тенденциям Д.Раннее Д. (т.е. Овладение вторым языком в раннем детстве, вскоре после овладения родным) типично для смешанных семей. Никакого отрицат. Влияния на психич. Развитие ребёнка раннее Д. Не оказывает. Различают также т. Н. Естественное (вызванное двуязычной ситуацией в семье, во дворе и т. Д.) и искусственное (в результате целенаправленного обучения) Д.Психол.-пед. Вопросы Д. Изучаются в Центре преподавания рус. Языка Ин-та общеобразоват. Школ РАО, в Ин-те нац.

Проблем образования и др. НИИ.ЛитМихайлов М. МДвуязычие, Чебоксары, 1969. Новое в лингвистике, в. 6, М., 1972. Проблемы двуязычия и многоязычия, М., 1972. Швейцер А. Д., Совр. Социолингвистика, М., 1976. Б с л л Р. Т., Социолингвистика. Цели, методы, проблемы, пер. С англ., М., 1980. Хасанов Б. X., Нац. Языки, двуязычие и многоязычие. Поиски и перспективы, А.-А., 1989. С игуан М., Макки У. Ф., Образование и двуязычие, пер. С франц., М., 1990. L с w i s E. G., Multilingualism in the Soviet Union, The Hague — P. 1972. Problems of bilingualism, «The Journal of Social Issues», 1967, v. 23, № 2. А. А. Леонтъев..

Значения в других словарях
Двуязычие

владение и пользование одним и тем же лицом или коллективом двумя различными языками. См. Билингвизм. ..

Двуязычие

См. Билингвизм.. ..

Двуязычие

-я, ср.. ..

Двуязычие

Одинаково свободное владение двумя языками.. ..

Двуязычие

Двуязычность, адстрат, билингвизм. ..

Двуязычие

См. Билингвизм.. ..

Двуязычие

Ср.1) Совместное равноправное существование в стране двух языков.2) Знание двух языков и постоянное пользование ими.. ..

Двуязычие

ДВУЯЗЫ́ЧИЕ -я. Ср.. ..

Двуязычие

-я, ср. 1. Ом. Двуязычный. 2. Употребление двух языков среди населения какой-н. Местности, группы людей (спец.).. ..

Двуязычие

Двуязычия, мн. Нет, ср. (книжн.). Наличие двух равноправных языков в пределах страны пли области. В Бельгии законом установлено двуязычие, вследствие чего все акты составляются на двух языках. Французском и фламандском. || Знание двух языков и пользование ими в быту как равноценными. Двуязычие русского дворянства в 18 веке (говорившего как по-русски, так и по-французски).. ..

Двуязычие

Билингвизм, одновременное пользование двумя языками на индивидуальном или групповом уровнях.. ..

Дворянские Институты

В России 19 в закрытые муж ср уч заведения для дворянских детей Создавались в ходе осуществления шк реформы 1828 как гос уч заведения, дававшие светское образование и воспитание Утверждению привилегированных уч воспитат заве дений (Дни благородных пансионов при гимназиях) способствовал циркуляр мин нар просвещения графа С С Ува рова (1833) Прообразом Д и можно считать Благородный пансион при Моек ун те и Царскосельский (Александров ский) лицейВ России существовало 5 Д и в Москве (1833—49), Вильн..

Двухклассные Начальные Училища

В России школы повышенного типа с 5 и 6 летним сроком обучения Возникли в 70 х гг. 19 в в ряде крупных сел, на отдельных ж д станциях и в нек рых уездных городах Обучение в Дну было раздельным Первые 3 го да считались 1 м кл и полностью соответствовали курсу нач школы, 4 и и 5 и год составляли курс 2 го кл рус яз, арифметика, элементарные сведения по естествознанию, физике геометрии, истории, черчению, необязательные предметы гимнастика, ремесла рукоделие, садо водство, огородничество пчеловодст..

Дедукция

(от лат. Deductio — выведение), переход от общего знания о предметах данного класса к единичному (частному) знанию об отд. Предмете класса. Один из методов познания. Дедуктивные умозаключения можно использовать для предвидения на основе общих закономерностей ещё не наступивших фактов, в обосновании, доказательстве тех или иных положений, а также при проверке намечаемых предположений, гипотез. Благодаря Д. В науке были сделаны важные открытия. Так, на основе закона всемирного тяготения и опытных ..

Дезами (Dezamy) Теодор

(4.3.1808, Люсон, — 24.7.1850, там же), франц. Коммунист-утопист. По профессии учитель. В период Революции 1848—49 боролся на левом фланге рабочего движения, был сторонником рев. Тактики. По своему мировоззрению Д. — материалист, атеист. Гл. Труд «Кодекс общности» («Code de la communaute», 1842, рус. Пер. 1956) посвящён описанию общества будущего и рев. Путей его построения.Воспитание считал «краеугольным камнем» обществ, здания и видел в нём проявление определённого характера обществ, отношений..

Дополнительный поиск Двуязычие Двуязычие

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Двуязычие" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Двуязычие, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 9 символа