Депривация

191

(от ср.-век. Лат. Depri-vatio — лишение), психич. Состояние человека, возникающее в результате длит. Ограничения его возможностей в удовлетворении осн. Психич. Потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы. 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. Д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д. 2) удовлетворит, условия для учения и приобретения разл. Навыков. Хаотичная структура внеш. Среды, к-рая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную Д. 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведёт к эмоциональной Д.

4) возможность осуществления обществ, самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к обществ, целям и ценностям. Ограничение этой возможности вызывает социальную Д.Феномен Д. Описан Я. А. Коменским, Ж. Итаром, А. Гезеллом и др. Широкую известность приобрели проведённые в 40-х гг. 20 в. Иссл. Детей в неблагоприятных условиях дет. Учреждений. Замедления и отклонения в их развитии получили назв. Госпитализма.Возникновение Д. Обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребёнок изначально живёт в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребёнком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3—5 лет жизни. Формальные условия жизни не показательны.

Воспитание в дет. Учреждении с обеспечением достаточного кол-ва человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягчённое неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально-эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экон. Или культурным уровнем в случаях, когда живущий в семье ребёнок полностью или частично изолирован от более широкой обществ, среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невро-тичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребёнку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребёнка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собств.

Семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно. В условиях нормальных взаимоотношений развитие ребёнка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье. Трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием к ребёнку проживающих с ним членов семьи.Распространённое мнение о необратимости последствий Д. В раннем возрасте в совр. Науке подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. Являются более или менее выраженная задержка в развитии речи, социальных и гигиенич. Навыков, тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. Необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т.

Д.Лит. Воспитание детей в неполной семье, пер. С чеш., М., 1980. Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. Депривация в дет возрасте, Прага, 1984. Gesell А., Wolf child and human child. L., 1941. Freud A., Burlingham D. T., Infants without families, N. Y., 1944. Deprivation of maternal care, Gen., 1962. Pringle M. L. (K e 1—1 m e r), Deprivation and education. [L. 1965]. Rutter M., Maternal deprivation reas-sessed, Harmondsworth, 1972. P a v n e C. J., White K. J., Caring for deprived child-ren. L., 1979..

Значения в других словарях
Депривация

(от позднелат. Deprivatio — потеря, лишение) сенсорная недостаточность или недогрузка системы Анализаторов, наблюдаемая у человека в условиях изоляции (См. Изоляция) или при нарушении работы основных органов чувств. С явлением Д. Встречаются космонавты, спелеологи и др. Глубина психических, вегетативных и соматических изменений при Д. Определяется прежде всего её выраженностью и длительностью, а также индивидуальными особенностями личности. Для сохранения работоспособности и психического здоровь..

Депривация

(ново-лат., от privare - лишать). Лишение духовного лица его сана или прихода.(Источник. "Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка". Чудинов А.Н., 1910)новолатинск. От лат. Privare, лишать. Лишение духовного лица его прихода.(Источник. "Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней". Михельсон А.Д., 1865). ..

Депривация

Сущ., кол-во синонимов. (6). ..

Депривация

(англ. Deprivation лишение, утрата) в биологии и медицине лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма.. ..

Депривация

(англ. Deprivation лишение, утрата)в биологии и медицине — лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма. Деприва́ция дви́гательная — Д. В движениях, связанная с ограничением пространства, невесомостью и т.п. Деприва́ция матери́нская — Д. В общении с матерью и в материнском уходе у детей. Приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам. Деприва́ция полова́я — см. Абстиненция половая. Д. Сенсо́рная (син. Сенсорная недостаточность) ..

Депривация

(англ. Deprivation лишение, утрата) в биологии и медицине - лишение или ограничение возможностей удовлетворения каких-либо потребностей организма.депривация двигательная - Д. В движениях, связанная с ограничением пространства, невесомостью и т. П.депривация материнская - Д. В общении с матерью и в материнском уходе у детей. Приводит к нарушениям развития, невротическим и аффективным расстройствам.депривация половая - см. Абстиненция половая.депривация сенсорная (син. Сенсорная недостаточность) -..

Депривация

(англ. Deprivation - лишение, утрата). В медицине. Недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма. Д. ДВИГАТЕЛЬНАЯ - недостаточность двигательной активности в связи с ограничением пространства, образом жизни и т.п. Д. МАТЕРИНСКАЯ - недостаточность контактов с матерью, особенно в раннем детстве. Приводит к аффективным невротическим и психотическим расстройствам - анаклитической депрессии [Spitz R., 1946]. Является одним из важных факторов этиологии ранней детской шизофрении [Leo..

Депривация

(англ. Deprivation – лишение, утрата). В медицине. Недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.. ..

Депривация

(англ. Deprivation – лишение, утрата). В медицине. Недостаточность удовлетворения каких-либо потребностей организма.. ..

Депривация

- неравенство доступа к социальным благам. Депривация связана с бедностью и другими более общими формами социального неблагополучия.. ..

Демонстрация

(от лат. Demonstra-tio — показывание) наглядных пособий, опытов и пр., наглядный метод обучения, использование к-рого обеспечивает направленность внимания учащихся на существенные (а не случайно обнаруженные) характеристики изучаемых предметов, явлений, процессов. Применяется для доказательности словесного объяснения учителя и является средством активизации уч. Деятельности, развития наблюдательности у учащихся. Может служить источником новых знаний. Д. Целесообразна в след, случаях. 1) наглядно..

Демор (Demoor) Жан

(25.4.1867, Эттер-бек, — 1941, Брюссель), белы, врач и педагог, организатор первых вспомогат. Школ в Бельгии (1897). В 1899—1937 проф. Физиологии Брюссельского ун-та, где в 1919 им основан Пед. Ин-т. Пропагандировал необходимость обществ, заботы об аномальных детях, открытия спец. Учреждений для них. Разработал систему деятельности школ для умственно отсталых детей, учителя к-рых работали в тесном контакте с врачами, а также с родителями учащихся в целях оздоровления семейных условий жизни ребён..

Державин Николай Севастьянович

[3(15). 12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской обл., — 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. Ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист.-филол. Ин-т в Нежине (1900). Преподавал рус. Яз. И лит-ру в гимназиях Батуми (1900—04) и Тбилиси (1904—07). Одновременно руководил Об-вом нар. Ун-тов Тбилиси, где по инициативе Д. Было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 вёл науч.-пед. Работу в высш. Школе и науч. Учреждениях Ленинграда и Москвы. Л..

Деркачев Илья Петрович

[20.7(1.8). 1834, Усть-Азовское (Каменское) Днепропетровского у., — 8(21).11.1916, Москва], укр. И рус. Педагог, методист, дет. Писатель. Учился в Харьковском (1855) и Моск. (1856—59) ун-тах. До 1863 жил в Москве, давал частные уроки и преподавал в воскресных школах, сотрудничал в «Моск. Ведомостях» и «Рус. Речи». В 60—70-х гг. Преподавал в гимназиях и уч-щах Севастополя, Херсона, Одессы и др. В системе нач. Обучения особую роль отводил наглядности. В 1862 организовал эксперим. Подготовит, класс..

Дополнительный поиск Депривация Депривация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Депривация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Депривация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 10 символа