Депривация
(от ср.-век. Лат. Depri-vatio — лишение), психич. Состояние человека, возникающее в результате длит. Ограничения его возможностей в удовлетворении осн. Психич. Потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы. 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. Д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д. 2) удовлетворит, условия для учения и приобретения разл. Навыков. Хаотичная структура внеш. Среды, к-рая не даёт возможности понимать, предвосхищать и регулировать происходящее извне, вызывает когнитивную Д. 3) социальные контакты (со взрослыми, прежде всего с матерью), обеспечивающие формирование личности, их недостаток ведёт к эмоциональной Д.
4) возможность осуществления обществ, самореализации посредством усвоения социальных ролей, приобщения к обществ, целям и ценностям. Ограничение этой возможности вызывает социальную Д.Феномен Д. Описан Я. А. Коменским, Ж. Итаром, А. Гезеллом и др. Широкую известность приобрели проведённые в 40-х гг. 20 в. Иссл. Детей в неблагоприятных условиях дет. Учреждений. Замедления и отклонения в их развитии получили назв. Госпитализма.Возникновение Д. Обусловлено недостатком социальных и сенсорных стимулов, когда ребёнок изначально живёт в ситуации «социальной изоляции» или в случае прекращения уже создавшейся связи между ребёнком и его социальной средой. Критическими в этом отношении являются первые 3—5 лет жизни. Формальные условия жизни не показательны.
Воспитание в дет. Учреждении с обеспечением достаточного кол-ва человеческих связей может быть более эффективным, чем воспитание в семье, отягчённое неблагоприятными обстоятельствами. К последним относится недостаток социально-эмоциональных стимулов, что имеет место в семье с низким экон. Или культурным уровнем в случаях, когда живущий в семье ребёнок полностью или частично изолирован от более широкой обществ, среды, при постоянном или долгом отсутствии одного из родителей (в случае неполной семьи), при повышенной невро-тичности родителей или в ситуации их депрессивного состояния, когда отношение к ребёнку поверхностно и неадекватно. Отсутствие одного из родителей затрудняет у ребёнка усвоение стереотипа поведения своего пола, что может в зрелом возрасте привести к трудностям в собств.
Семейной жизни. Это не означает, что воспитание в неполной семье всегда дефектно. В условиях нормальных взаимоотношений развитие ребёнка в неполной семье может протекать более успешно, чем в формально полной, но фактически нестабильной семье. Трудности неполной семьи могут успешно возмещаться повышенным вниманием к ребёнку проживающих с ним членов семьи.Распространённое мнение о необратимости последствий Д. В раннем возрасте в совр. Науке подвергается сомнению. Однако очевидно, что следствием Д. Являются более или менее выраженная задержка в развитии речи, социальных и гигиенич. Навыков, тонкой моторики, интеллекта. Для ликвидации последствий Д. Необходимы активная стимуляция, усиление эмоциональных контактов, преобразование социальных отношений и т.
Д.Лит. Воспитание детей в неполной семье, пер. С чеш., М., 1980. Лангмейер И., Матейчек 3., Психич. Депривация в дет возрасте, Прага, 1984. Gesell А., Wolf child and human child. L., 1941. Freud A., Burlingham D. T., Infants without families, N. Y., 1944. Deprivation of maternal care, Gen., 1962. Pringle M. L. (K e 1—1 m e r), Deprivation and education. [L. 1965]. Rutter M., Maternal deprivation reas-sessed, Harmondsworth, 1972. P a v n e C. J., White K. J., Caring for deprived child-ren. L., 1979..
Дополнительный поиск Депривация
На нашем сайте Вы найдете значение "Депривация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Депривация, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 10 символа