Деркачев Илья Петрович

173

[20.7(1.8). 1834, Усть-Азовское (Каменское) Днепропетровского у., — 8(21).11.1916, Москва], укр. И рус. Педагог, методист, дет. Писатель. Учился в Харьковском (1855) и Моск. (1856—59) ун-тах. До 1863 жил в Москве, давал частные уроки и преподавал в воскресных школах, сотрудничал в «Моск. Ведомостях» и «Рус. Речи». В 60—70-х гг. Преподавал в гимназиях и уч-щах Севастополя, Херсона, Одессы и др. В системе нач. Обучения особую роль отводил наглядности. В 1862 организовал эксперим. Подготовит, класс наглядного обучения при симферопольской гимназии.Составитель первой уч. Книги для воскресных школ («Книга для школ», 1861), укр. Букваря «Укр. Грамотка» (1861), изданного на средства студентов и распространявшегося бесплатно в школах Украины.

Стремясь сделать идеи К. Д. Ушинского (народность, наглядность, звуковой метод обучения грамоте и др.) достоянием каждого учителя, совместно с учителями — участниками 1-го съезда нар. Учителей (Симферополь, 1869) составил чРус. Азбуку» (1869), подготовил правила для занятий «родным словом». Автор рус. Букваря и книг для чтения (первый и второй год) под общим назв. «Шк. Ступени» (1876. 1900'- под назв. «Азбучка и первое после азбучки самостоят, чтение»), в к-рых сделал попытку связать шк. Обучение с домашним воспитанием учащихся. Д. Не только закрепил упражнение как метод нач. Обучения, но и обогатил его конкретным материалом и новыми приёмами тренировочного характера. Обосновал необходимость спец. Занятий с детьми с целью развития у них органов внешних чувств.

Считал, что они благотворно влияют не только на умственные способности, но и на нравств. Ориентации ребёнка. В помощь земствам в благоустройстве школ составил книгу «Как школу построить и устроить» (1876), в к-рой на основе данных педагогики и гигиены дал рекомендации по строительству шк. Зданий, оборудованию школ мебелью и уч. Пособиями, по созданию шк. Б-ки и музея. В 80—90-е гг. Занимался гл. Обр. Составлением книг для дет. Чтения о природных явлениях, близких и доступных детям. Положил начало в России «книжке-малютке» и составил более 26 книжек, известных под назв. «Б-ка Ступина». Автор статей по педагогике и истории педагогики в журналах «Учитель», «Нар. Школа», «Пед. Сборник». Один из организаторов первых съездов нар. Учителей в России.Соч.

Шк. Дело. К вопросу о гигиене школ. М., 1878. Наглядное обучение, в. 1 — 2, М., 1878. Азбука из «Школьных ступеней», M., 18935. Наши обязанности к животным, M. 19032. Среди животных, М., 1915«. Три царства природы. M., 18942.ЛитАрепьев Н., И. П. Деркачев, «Рус. Школа», 1897, № 1. 3 и к e e в Н. В., Жизнь и лит.-пед. Деятельность И. П. Дерка-чева, УЗ МОПИ, 1958, т. 68, в. 6..

Значения в других словарях
Депривация

(от ср.-век. Лат. Depri-vatio — лишение), психич. Состояние человека, возникающее в результате длит. Ограничения его возможностей в удовлетворении осн. Психич. Потребностей. Характеризуется выраженными отклонениями в эмоциональном и интеллектуальном развитии, нарушением социальных контактов. Для полноценного развития ребёнка необходимы. 1) многообразные стимулы разной модальности (зрительные, слуховые и т. Д.), их недостаток вызывает стимульную (сенсорную) Д. 2) удовлетворит, условия для учения ..

Державин Николай Севастьянович

[3(15). 12.1877, с. Преслав, ныне Запорожской обл., — 26.2.1953, Ленинград], филолог, историк, методист, акад. АН СССР (1931), д. Ч. АПН РСФСР (1944), проф. (1917). Окончил ист.-филол. Ин-т в Нежине (1900). Преподавал рус. Яз. И лит-ру в гимназиях Батуми (1900—04) и Тбилиси (1904—07). Одновременно руководил Об-вом нар. Ун-тов Тбилиси, где по инициативе Д. Было открыто 12 школ грамотности для местного населения. С 1912 вёл науч.-пед. Работу в высш. Школе и науч. Учреждениях Ленинграда и Москвы. Л..

Дескулизация

(от англ, deschooling, букв. — «обесшколивание»), концепция упразднения школы как социального института и замены её нетрадиц. Формами социализации молодёжи. Выдвинута в 60—70-х гг. 20 в. Леворадикальными теоретиками в социологии и педагогике — И. Илличем, П. Гудменом (США), Э. Рай-мером (Великобритания), П. Фрейри (Бразилия). Сторонники Д. Считают, что школа увековечивает несправедливый социальный порядок и социальную иерархию посредством «штамповки умов» в духе идеологии конформизма. Представит..

Детская Книга

Тип книжного издания, одно из важнейших средств развития личности, образования, распространения знаний. Как явление духовной и материальной культуры отражает ист., нац., социальные особенности воспитания подрастающих поколений в конкретную эпоху. Д. К. Как элемент предметно-вещной среды призвана учитывать специфику дет. Восприятия, мышления, мироощущения.Д. К. Предлагает не только чтение, но и многие другие аспекты общения с нею. Рассматривание картинок, обучение, всевозможные игры, раскрашивани..

Дополнительный поиск Деркачев Илья Петрович Деркачев Илья Петрович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деркачев Илья Петрович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деркачев Илья Петрович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 22 символа