Детство
Этап развития человека, пред шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и фор мированием высших психич функций В совр фичософии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д » рассматривается как сложный многомерный фено мен к рый, имея биол основу, опосре дован мн социально культурными фак торами что диктует необходимость изу чения его ист развитияСопасно Д Б Элеконипу, Д возникло на том этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соответствовать усложняющим ся взаимоотношениям с окружающей сре дои Для прижизненного приобретения соответств форм поведения и возникло Д Своеобразие Д человека состоит в том, что младенец появляется на свет без к л врожденных способов удовлетворения даже элементарных органич потребностейЧеловеческий младенец — беспомощное существо, но в его беспомощности за ключена огромная потенциальная сила ребенок с помощью взрослых и во взаи модействии с ними постепенно овладевает всеми человеческими способами удовлет ворения своих органич и духовных по требностей Овладение ребенком истори чески сложившимися способами родовой человеческой деятельностью — основа поэтапного психич.
Развития Благодаря этим способам люди создали все богатства своей материальной и духовной культуры, а индивид, посредством интерио-ризации воспроизводя данные способы в себе (в процессе общения с окружаю щими людьми), тем самым присваивает богатства родовой культуры и за счет этого развивается как человекПрисвоение ребенком достижений че ловеческой культуры всегда носит дея тельностный характер — ребенок не пас сивен в этом процессе, не приспосабли вается к условиям своей жизни, а высту пает как активный субъект их преобразо вания воспроизводящий и создающий в себе человеческие способностиВ психологии выявлены и описаны разл виды дет деятельности, в процессе осуществления к рых происходит овладе ние основами культуры и тем самым реа лизуется психич развитие Так, показа на роль непосредственно эмоционального общения младенца со взрослыми в становлении самой потребности человече ского общения Исследования содержа ния и структуры предметно манипулятив ной и игровой деятельности позволили выявить их принципиальное значение в возникновении и дальнейшем становлении у ребенка основополагающих пред метно двигат и познават способностей (воображения, мышления), речи, ориен тации в общих смыслах человеческих отношений Все виды дет деятельности общественны по своему происхождению, содержанию и форме, поэтому ребенок с момента рождения и с первых стадий своего развития является обществ су ществом «Ребенок присваивает об щество Все, что должно появиться у ребенка, уже существует в обществе, в том числе потребности, общественные задачи, мотивы и даже эмоции» (Эль-конин Д.
Б, Избр психол тр, М., 1989, с 496)В ист социальной практике ребенок выступает в качестве объекта воспитания со стороны общества и — по мере своего социального и психич развития — в каче стве его субъекта Обязательной пред посылкой формирования личности явля ется не только усвоение опыта предшест вующих поколений в результате воздей ствия на ребенка разл социальных инсти тутов, но и обретение им способности выйти из под такого воздействия (Не избежные противоречия перехода от от ношения к ребенку как объекту воспита ния к восприятию его как субъекта социальных отношений, как личности, способной к самостоятельным ответственным решениям, проявляются в подрост ковом возрасте) В разл социально ист условиях соотношение объективно субъектной роли, выполняемой ребенком, имеет свои особенности Неодинаковы влияние на него тех или иных социальных институтов и критерии социально-психол развития, по к рым он воспринимается как субъект культуры и общества.Свойственное обществу на конкретном ист этапе представление о Д и внутр мире ребенка в решающей степени опре деляет содержание и стиль пед воздейст вий В европ культурной традиции существует неск образов ребенка Согласно традиц христианскому взгляду, ново рожденный несет на себе печать перво родного греха и спасти его можно только беспощадным подавлением его воли под чинением родителям и духовным пастырям С точки зрения социально пед д° терминизма (Дж Локк, К А Гетызе ций и др) ребенок по природе не склонен ни к добру, ни к злу, а представляет собой «чистую доску», на к рой общество или воспитатель могут написать что угод но С точки зрения биол (природного) детерминизма (напр, А Вейсман) ха рактер и возможности ребенка предопре делены до его рождения Сторонники утопически гуманистич позиции (вое ходящей к идеям Ж Ж Руссо) утверж дают, что ребенок рождается хорошим и добрым и портится только под влиянием обществаКаждому из этих образов соответствует свой стиль воспитания Идее первороц ного греха соответствует авторитарная, репрессивная педагогика, направленная на подавление природного начала в ре бенке, идее социализации — педагогика формирования личности путем направлен ного обучения, идее природного детерми низма — принцип развития положит природных задатков и ограничения отри цат проявлений, идее изначальной бла гости ребенка — педагогика саморазвития и невмешательства и т пСрок окончания Д устанавливается в соответствии с нормами и традициями общества Последнее определяет разл продотжительность Д в разные ист эпохи и у разных народов В примитивных обществах Д длится недолго т к спектр усваиваемых образцов поведения ограничен самими условиями существо вания этих обществ Чтобы освоить роль вчрослого, ребенку в этих условиях доста точно достичь определенного уровня фи зич развития и овладеть весьма ограни ченным набором повседневно необходи мых знаний, умений, навыков При этом Д, как правило, завершается с на ступлением полового созревания и *ш даже раньше С развитием общества роль взрос лого все более расширяется по мере ob ia дения человечеством силами природы и усложнения обществ отношений Соогвет ственно удлиняется период Д Однако ограниченность человеческой жизни де лает недопустимым бесконечное удлиие ние Д Пределом Д следует считать срок, необходимый для формирования эре той активной личности, обладающей соци альной ответственностью Чрезмерное уве личение этого срока при сформирование сти организма и обширной информиро ванности представляет собой т и чич ностный инфантилизм В таких случаях количество прожитых лет должно свиде тельствовать о зрелости человека но не совершенное поведение и несформированность основных личностных черт не дают к этому достаточно основанииВ этой связи дискуссионным остается вопрос о включении в период Д подрост кового возраста Недостаточная личност ная зрелость подростков при ускоренном в условиях акселерации физич и отчасти умственном развитии позволяет мн пе дагогам характеризовать их как «детей подросткового возраста» Утвердившее ся в пед лит ре выражение «дети и под ростки» по существу представляет собой не расчленение, а объединение этих понятийВ Д усваиваются основы общенауч знаний и приобретаются начальные навы ки трудовой деятечьностиПри общении с ребенком, организации его деятельности, осуществлении целе направленных воспитат воздействий не обходимо учитывать, что Д.
— качественно своеобразный этап в развитии человека. Ребёнок отличается от взрослого не только тем, что ему ещё многого не хватает (знаний, умений и т. П.) — Каждый возрастной этап (см. Возраст) характеризуется качественными особенностями пси-хич. Процессов и характерным типом ведущей деятельности. Специфика этих этапов определяется совокупностью мн. Условий. Это и система требований, к-рые предъявляются к ребёнку на данном этапе его жизни, и сущность отношений с окружающими, и тип знаний и деятельности, к-рыми он овладевает, и способы усвоения этих знаний. К этим условиям относятся и особенности физич. Развития ребёнка (напр., созревание определённых морфологич. Образований в раннем возрасте, перестройка организма в подростковом возрасте и т.
П.).Внешние условия, определяющие специфику развития в Д., действуют на ребёнка не непосредственно. Одни и те же элементы среды влияют по-разному на каждого ребёнка в зависимости от того, через какие ранее развившиеся психич. Свойства они преломляются.Особую роль в жизнедеятельности и общении детей, формировании их личности, интеграции в общество и культуру играет дет. Субкультура. Она включает в себя специфич. Ценности и установки, нормы поведения, особые виды деятельности и коммуникации, характерные именно для дет. Среды. Одна из функций дет. Субкультуры — приобретение социального статуса среди сверстников и удовлетворение потребности в общении, в освоении стиля поведения. Занимая в общечеловеческой культуре подчинённое место, дет.
Субкультура вместе с тем относительно автономна. В любом обществе дети ведут себя в соответствии со своими «законами», моральными регуляторами поведения, пользуются своеобразным языком, создают собственный фольклор.В отд. Периоды Д. Возникают наиб, благоприятные условия для развития разных сторон психики. Эти периоды наз. Сен-зитивными, т.е. Особенно чувствительными к соответствующим внеш. Воздействиям. Напр., для развития речи сензи-тивен период от 1 года до 5 лет, для формирования мн. Двигат. Навыков — младший школьный возраст. Если упущен сензитивный период, то в дальнейшем соответств. Качества развиваются с трудом и не достигают совершенства.Т. О., положит, эффект воспитат. Воздействий во многом зависит от учёта в процессе воспитания возрастных (а также индивидуальных) особенностей формирующейся личности.От того, насколько богатыми и разнообразными были условия развития в Д., насколько полноценным и эмоционально насыщенным было общение с родителями и воспитателями, зависит весь дальнейший жизненный путь личности.Специфич.
Интересы и потребности детей как особой социально-демографич. Группы побуждают государство выделять спец. Средства на финансирование образования и воспитания, здравоохранения, культуры, на поддержку семьи и т. Д. Кроме этого, в совр. Обществе функционирует система произ-ва, ориентированная специально на нужды и запросы детей. Выпускаются продукты питания, дет. Одежда и обувь, игрушки, спортинвентарь, полиграф, издания, кинофильмы и т. Д. В идеале такая система должна быть предельно дифференцированной, в полной мере учитывающей возраст, пол, состояние здоровья, уровень развития ребенка.Формирование ребёнка как социального субъекта и личности гарантируется путём включения его в правовую систему общества. В большинстве стран дети как социально-демографич.
Группа обеспечиваются правозащитой с момента рождения.Лит. Эпштейн М., Юкина Е., Обра?ы детства, «Новый мир». 1979, № 12. Л с о и т с в А. Н., Проблемы развития психики, М., 1981 *. К о и И. С., Этнография детства. Историографич. Очерк, в кн. Этнография детства. Традиц. Формы воспитания детей и подростков у народов Вост. И Юго-Вост. Азии, М., 1983. Его же, Ребенок и общество. Ми988. Развитие личности ребенка, пер. С англ., М. 1987. М и д М., Культура и мир детства, пер. С англ., М., 1989.E. M. Рыбинский..
Дополнительный поиск Детство
На нашем сайте Вы найдете значение "Детство" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Детство, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 7 символа