Дефектологическое Образование

213

Отрасль высш. Пед. Образования, система подготовки пед. Кадров для уч.-воспитат. Работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. Обр. В пед. Ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. Учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Пе-терб. Уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. Психоневрологич. Ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. Дет. Саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.В первые годы сов. Власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А.

С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. Воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. Отделение, в 1934 — ф-т).На 1-м Всерос. Съезде по борьбе с дет. Дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза. При Нарком-здраве — Гос. Ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе — Пед. Ин-т дет. Дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. Отделение пед. Ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ.

В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. Школ. На его базе основан Моск. Гос. Пед. Дефектологич. Ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине. Открыто меди-ко-пед. Отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. Образования. Видную роль в организации Д. О. В СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.В системе и содержании высш. Д. О. В РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. Направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. Отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые — в МГПДИ) двойной профиль обучения. Выпускники помимо дефектологич.

Специальности получали право преподавать один из уч. Предметов в массовой школе. В послевоен. Годы было пересмотрено содержание спец. Подготовки дефектологов. В кон. 50-х гг. В уч. Планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. Цикла, увеличен срок пед. Практики в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях. Углублялась психолого-пед. Направленность обучения. В 70-е гг. Расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. Учреждений.С учётом потребностей спец. Учреждений в пед. Кадрах Д. О. Осуществляется по 4 специальностям (по осн. Отраслям дефектологии). Доп. Специализация проводится по уч. Предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. Работы с аномальными детьми (нач. Обучение, дошк. Воспитание) и по психологии. Срок обучения на дефектологич.

Ф-тах и отделениях 5—6 лет. Разработана (1985) квалификац. Характеристика учителя по специальности «дефектология».Д. О. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики. Общая патология человека. Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения. Психопатология дет. Возраста. Основы невропатологии. Клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. Психологии — умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. Педагогики) дисциплин.Студенты овладевают спец. Методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву.

Особое место отводится филол. Подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. И коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. Работы в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. Диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми. Мимико-жесто-вая речь и дактилология, методика пред-метно-практич. Обучения. Техника формирования речи у глухих. Сурдотехника. Тифлография и тифлотехника. Система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли знания. Студенты проходят практику в спец. Учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват.

Усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. Практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. Науч. Конференции по дефектологии.В нач. 90-х гг. В Рос. Федерации Д. О. Осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924. Здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. Ин-тах. МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. Специализации имелись в пед. Ин-тах Украины (Киевском, 1939. Славянском, 1966. Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976. Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970).

Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. Ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. Студентов, в т. Ч. На дневных отделениях — св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс. На 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. Чел. Выпуск — св. 2,5 тыс. Чел., в т. Ч. С дневных отделений — св. 1 тыс. Чел.В Рос. Пед. Ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. Пед. Ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3—4 года). В 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. Пед. Образованием, имеющие стаж работы в спец. Уч.-воспитат. Учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.К нач.

90-х гг. Результативность работы мн. Дефектологич. Ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. Уч.-воспитат. Учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. Развития, последствиями полиомиелита и дет. Церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. Ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. Дисциплин Д. О., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк.

Воспитанием и обучением аномальных детей.Дефектологич. Ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. Ф-тов пед. Вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. Кафедрами. На нек-рых дефектологич. Ф-тах имеется аспирантура.Лит. Развитие спец. Обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973. Вопросы подготовки дефектологич. Кадров, Шяуляй, 1975. Сов. Дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5. 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M., 19802. Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. Процесса в пед. Ин-те. Метод, рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204. Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов.

Межвузовский сб. Науч. Трудов, Ми983. Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. Науч. Трудов, Ми984. Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков..

Значения в других словарях
Детский Фонд ООН

См ЮНИСЕФ.. ..

Детство

Этап развития человека, пред шествующий взрослости, характеризуется интенсивным ростом организма и фор мированием высших психич функций В совр фичософии, социологии, психологии обобщенное понятие «Д » рассматривается как сложный многомерный фено мен к рый, имея биол основу, опосре дован мн социально культурными фак торами что диктует необходимость изу чения его ист развитияСопасно Д Б Элеконипу, Д возникло на том этапе эволюции животного мира, когда инстинктивные формы поведения перестали соотве..

Дефектология

(от лат. Defectus — недостаток и греч. Logos — слово, учение), наука о психофизиол. Особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. Входит ряд разделов специальной педагогики. Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. Изучает та..

Децентрация

Один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения. Функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. Человека.Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. Перспектив) др, людей. Источник Д. —..

Дополнительный поиск Дефектологическое Образование Дефектологическое Образование

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дефектологическое Образование" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дефектологическое Образование, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 29 символа