Деятельность

4,701

Специфич. Форма обществ.-ист. Бытия людей, целенаправленное преобразование ими природной л социальной действительности. В отличие от законов природы законы общества обнаруживаются только через человеческую Д., к-рая создаёт новые формы и свойства действительности, превращает нек-рый исходный материал в продукт. Любая Д., осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.Цель Д. Возникает у человека как образ предвидимого результата созидания. Преобразующий и целеполагающий характер Д. Позволяет её субъекту выйти за рамки конкретной ситуации, вписывая её в более широкий контекст обществ.-ист. Бытия. Д. Не ограничивается преобразованием наличной действительности по уже установившимся культурным нормам, Д.

Постоянно преодолевает лежащие в её основе «программы». В »том обнаруживается принципиальная открытость и универсальность Д. Она, т. О., представляет собой форму ист.-культурного творчества.Понятие Д. С античных времён разрабатывалось преимущественно в идеали-стич. Философии, особенно глубоко в нем. Классич. Философии. И. Кант рассматривал субъекта Д. Не как созерцающего действительность, а как созидающего формы предметного мира. В ранг всеобщего основания культуры Д. Впервые возвёл И. Фихте (его идеи о субъекте, воплощающем самодеятельность, оказали большое влияние на формирование взглядов Ф. Дистервега). Наиб, развитую теорию Д. Построил Г. Гегель, к-рый описал её всеобщую схему, обстоятельно проанализировал диалектику её структуры (в частности, взаимоопределяемость цели и средства), сделал ряд глубоких замечаний о социально-ист, обусловленности Д.

И её форм (гегелевское понимание Д. Нашло отражение в дидактико-методич. Работах Ф. Фребеля).В материалистич. Диалектике понятие Д. Выступило той исходной абстракцией, конкретизация к-рой позволяет создать общую теорию развития обществ, бытия и его отд. Сфер. Первичной формой Д. Является произ-во материальных орудий, с помощью к-рых люди создают предметы, удовлетворяющие их жизненные потребности. Материальное произ-во (труд) имеет универсальный характер, поскольку в принципе может создавать любые орудия и предметы. Такое произ-во осуществляется людьми только в определённых взаимосвязях и отношениях, совокупность к-рых образует производств, или обществ, отношения людей. В процессе ист. Развития материального произ-ва и обществ, отношений возникло и приобрело относит, самостоятельность духовное произ-во.

Но и в этой форме труда сохраняются осн. Качества материального произ-ва — его универсально-преобразоват. И обществ, характера.Материальная и духовная Д. Людей и соответствующие им типы произ-ва служат основой возникновения и развития обществ, и индивидуального сознания, личности отд. Человека (индивида). Сознание является функцией идеальной стороны Д., к-рая обнаруживается в способности индивидов производить реальные предметы, опираясь на слово или модель как продукты обществ.-ист. Развития. Идеальное — это бытие реального предмета в фазе его становления в Д. Общественного субъекта. Сознание позволяет человеку стать общественным существом благодаря идеальному представительству в индивиде интересов и позиций других людей.Наряду с диалектико-материалистич.

Пониманием Д. В кон. 19 — нач. 20 вв. Разрабатывались другие представления, касающиеся в основном такой существенной составляющей Д., как действие. Дж. Дьюи в русле философии прагматизма создал теорию действий, рассматривая последние в качестве инструмен-талистского содержания понятий. М. Ве-бер, проанализировав разл. Виды индивидуальных социальных действий, выделил в них особое значение ценностных установок и ориентации. Ж. Пиаже на логико-матем. И психол. Основе разработал развёрнутую концепцию действий и операционального интеллекта человека.Вместе с тем в зап. Философии появились тенденции отказа от рассмотрения Д. Как сущности человеческого бытия и всеобщего основания культуры. На место целеполагания ставились «порыв» и «переживания» (см.

Экзистенциализм). Резкой критике подвергались те представления о Д., в к-рых просматривались отрицат. Социальные последствия техницистской активности, не подчинённой нравств. Началам. В сер. 20 в. В гуманитарных науках стало ослабевать влияние теорий Д. Но в 70—80-е гг. В разных странах оживился интерес к полидисциплинарной теоретич. И эксперим. Разработке проблем Д. Создано между-нар. Об-во по изучению теории Д., им с 1988 издаётся журн. «Теория деятельности» (на англ. Яз.).В нашей стране проблемы Д. Разрабатывались в разл. Гуманитарных дисциплинах, но прежде всего в философии (П. В. Копнин, Э. В. Ильенков, Э. Г. Юдин, М. С. Каган, В. П. Иванов и др.) и психологии (М. Я. Басов, С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев и др.). В кон. 80-х гг. Развернулась дискуссия о статусе понятия Д., о его полидисциплинарном характере и месте среди других гуманитарных понятий («общение», «общественные отношения» и др.), об объяснит, возможностях теории Д.

И теорий «не-деятельностного» типа. Нек-рые специа-чисты, считая не вполне адекватными положения той или иной конкретной теории Д., признают вместе с тем эвристич. Значение этого понятия или отдельных составляющих Д. (напр., действия) и используют их в своих работах. В результате возникло представление о т. Н. Дея-тельностном подходе к изучению отд. Сторон поведения, сознания и личности человека. Это представление выражает нек-рую общую направленность в подходе к человеку на основе использования разл. Моментов в понятии Д.Классификация видов Д. Затруднена тем, что в мировой гуманитарной науке этот термин имеет широкое значение. В англ. Яз. Рус. Слово «деятельность» переводится термином «activity» и лю—бо, i вид практич. Или познават.

Активности человека определяется этим понятием. Однако не все проявления жизненной активности могут быть отнесены к Д. Подлинная Д. Всегда связана с преобразованием действительности, чему в большей степени соответствуют нем. Термины «Tatigkeit», «Handlung».В разных отраслях науч. Знания существуют разл. Основания для классификации видов Д. В социологии принято выделять трудовую, полит., художественную, научную и др. Виды Д. В педагогике в качестве основных выделяют игровую, учебную и трудовую Д. В психологии Д. Соотносят со мн. Психич. Процессами (сенсорная, мнемическая, мыслительная и др. Виды Д.). Гл. Основанием любой классификации является филос. И историко-социологич. Подход к Д. Он позволяет рассматривать в качестве основания классификации трудовую Д.

Во всех ист. Формах её развития, а также вывести из этого основания всё многообразие других видов Д., исторически возникающих в обществ, жизни людей. Ист. Социология является той науч. Дисциплиной, к-рая открывает, изучает и даже проектирует становление всех взаимосвязанных видов и форм Д. Она призвана объяснять место и роль каждой Д. В обеспечении целостной обществ, жизни людей. Другие дисциплины, изучающие Д., опираются на результаты историко-социологич. Исследований. В свою очередь, материалы этих дисциплин используются для конкретизации историко-социологич. Представлений о Д. С этим связана необходимость полидисциплинарного её исследования.Выявление общих закономерностей Д. Выступает одной из основных задач психологии.

Разработка общепсихол. Теории Д. Была начата отеч. Gсихологами (среди к-рых важнейшая роль принадлежит А. Н. Леонтьеву и С. Л. Рубинштейну). Разл. Варианты такой теории созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгештрём) и др. Странах.В психологии принято рассмотрение структуры Д., включающей следующие её составляющие. Потребность — мотив — задача — средства (решения задачи) — действия — операции. При этом задача включает единство цели и условий её достижения, действие соответствует цели, операции — условиям. Целостная Д. В процессе её осуществления постоянно трансформируется. Напр., действие при изменении его цели может стать операцией и т. П.Человек в своей многогранной жизни осуществляет разные конкретные виды Д., к-рые различаются между собой прежде всего своим предметным содержанием.

Каждый вид Д. Имеет вполне определённое содержание потребностей, мотивов, задач, средств, действий и операций. Одна из основных проблем исследования состоит в том, чтобы выявить предметное содержание каждого её вида. Лишь после этого то или иное социально-пси-хол. Образование, наблюдаемое у человека, можно определить в качестве конкретного вида его Д.Первичной формой Д. Является её коллективное (совместное) выполнение. На основе совместной Д., имеющей коллективного субъекта, возникает индивидуальная Д. Многих субъектов. Особенности и закономерности выполнения совместной и индивидуальной Д. Различны, хотя их строение имеет нек-рые сходные черты. Становление индивидуальной Д. Осуществляется в результате интериори-зации.Использование понятия Д.

В психологии позволяет изучать сознание и личность человека в тесном единстве с исторически развивающейся Д. От уровня её развития и конкретных особенностей её предметного содержания зависят состав и функционирование сознания и способностей человека (его восприятия и воображения, мышления и памяти, чувств и воли и т. Д.), характер межличностных отношений, черты и качества личности.Комплексная исследовательская работа специалистов мн. Отраслей науч. Знания позволяет создавать полидисциплинарную теорию Д., способную оказать значит, влияние на все сферы обществ, практики.Лит. Рубинштейн С. Л., Проблемы общей психологии, М. 1973. Каган М. С., Человеческая деятельность, М., 1974. Леонтьев А. Н., Деятельность. Сознание. Личность, M., 19772.

Деятельность. Теории, методология, проблемы, М., 1990. Перре-Клермон А., Социальное взаимодействие и когнитивное развитие пер. С франц., М., 1990. H o l z k a m p K., Grundlagen der psychologischen Motivationsforschung. Fr./M.-N. Y., 1983. Engestrom Y., Learning by expanding. An activity-theoretical approach to developmental research, Hels., 1987. В. В. Давыдов..

Значения в других словарях
Деятельность

специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование. В отличие от действий животного, Д. Человека предполагает определённое противопоставление субъекта и объекта Д. Человек противополагает себе объект Д. Как материал, который сопротивляется воздействию на него человека и должен получить новую форму и свойства, превратиться из материала в продукт Д. Всякая Д. Включает в себя цель, средство, результат ..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.. ..

Деятельность

Совокупность действий, объединенных общностью субъекта (напр., Д. Петра В.), или качества (полезная Д., бесплодная Д.), или предмета (художественная Д., экономическая Д.). См. Действие.. ..

Деятельность

-и, ж.. ..

Деятельность

• активная деятельность. ..

Деятельность

См. Деятельный.... ..

Деятельность

Специфическая человеческая форма отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение в интересах людей. Условие существования общества. Деятельность включает в себя цель, средства, результат и сам процесс.. ..

Деятельность

Ж.1) Работа, занятие в какой-л. Области.2) Действие сил природы.3) Работа организма, отдельных его органов.. ..

Деятельность

-и, ж. 1. Занятия, труд. Научная д. Педагогическая д. 2. Работа ка-ких-н. Органов, а также сил природы. Д. Сердца. Д. Вулкана,. ..

Деятельность

Деятельности, мн. Нет, ж. (книжн.). Работа, систематическое применение своих сил в какой-н. Области. Общественная деятельность. Врачебная деятельность.. ..

Деятельность

   динамическая система взаимодействия субъекта с миром, специфически человеческая, регулируемая сознанием внутренняя и внешняя активность. Объектами криминалистических исследований являются преступная Д. И Д. По раскрытию и расследованию преступлений.. ..

Деятельность

Как методологическая проблема психологии - философская и общенаучная категория, универсальная и предельная абстракция, в том смысле, что Д. - это синоним творчества и поэтому не может получить конечного рассудочного определения. "Д., по самому существу ее для рационализма непостижима, ибо Д. Есть творчество, т. Е. Прибавление к данности того, что еще не есть данность, и, следовательно, преодоление закона тождества". (Я. А. Флоренский). В самом общем смысле Д. Можно представить как специ..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. Раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. Традиционно подразделяется на. 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека. В еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы). 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни). 3) духовну..

Деятельность

Один из важнейших атрибутов бытия человека, связанный с целенаправленным изменением внешнего мира, самого человека. Именно через Д. Раскрывается сущность человека. В зависимости от потребностей людей Д. Традиционно подразделяется на. 1) материальную (удовлетворение первичных потребностей человека. В еде, одежде, орудиях труда через изменение внешней природы). 2) общественно-политическую (различные формы влияния на общественные отношения, организацию общественной жизни). 3) духовную (в области на..

Деятельность

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. ..

Дефектология

(от лат. Defectus — недостаток и греч. Logos — слово, учение), наука о психофизиол. Особенностях развития аномальных детей, закономерностях их обучения и воспитания. В Д. Входит ряд разделов специальной педагогики. Сурдопедагогика (обучение и воспитание глухих и слабослышащих), тифлопедагогика (обучение и воспитание слепых и слабовидящих), олигофренопедагогика (обучение и воспитание лиц с недостатками умственного развития) и логопедия (обучение и воспитание лиц с нарушениями речи). Д. Изучает та..

Децентрация

Один из механизмов развития познавательных процессов личности, формирования её моральной зрелости и совершенствования навыков общения. Функционирует на основе способности к восприятию точки зрения др. Человека.Д. — одно из ключевых понятий теории Ж. Пиаже, в к-рой она определяется как механизм преодоления эгоцентризма и означает процесс преобразования смысла образов, понятий и представлений субъекта путём принятия им в расчёт возможных точек зрения (познават. Перспектив) др, людей. Источник Д. —..

Джемс, Джеймс (James), Уильям

(11.1.1842, Нью-Йорк, — 26.8.1910, Чо-коруа, шт. Нью-Хэмпшир), амер. Философ и психолог, один из основателей прагматизма. Проф. Физиологии и психологии, а затем философии Гарвардского ун-та (1872—1907), где в 1892 совм. С Г. Мюнстербергом организовал первую в США лабораторию прикладной психологии.Первоначально испытывал влияние «психологии сознания» В. Вундта. Однако уже в первой своей крупной работе («Принципы психологии», 1890) выступил против ассоциативной психологии, выдвинул задачу изучения..

Джефферсон (Jefferson) Томас

(13.4. 1743, Албемарл, — 4.7.1826, Монтиселло), амер. Гос. И обществ, деятель, просветитель. Автор проекта Декларации независимости 1776, президент США в 1801—09.На филос., социологич. И пед. Взгляды Д. Оказали влияние Дж. Локк, Ж. Ж. Руссо, К. Гельвеции, Д. Дидро, И. Г. Песталоцци и др.Движущей силой прогресса общества Д. Считал систему обществ, образования. В распространении знаний видел залог достижения счастья отд. Личностью и необходимое условие благосостояния гос-ва. Решающую роль в развит..

Дополнительный поиск Деятельность Деятельность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Деятельность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Деятельность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 12 символа