Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм

206

(29.10. 1790, Зиген, Вестфалия, — 7.7.1866, Берлин), нем. Педагог. Учился в ун-тах в Гейдельберге, Херборне и Тюбингене (д-р философии, 1820). В 1811—20 преподавал физику и математику в гимназиях и образцовых школах в Борисе, Франкфурте-на-Май-не и Эльберфельде. Директор учительских семинарий в Мерсе (1820—32), в Берлине (1832—47), преподавал в них педагогику, математику, кем. Язык. В 1827—66 издавал пед. Журн. «Rheinische Blatter...» («Рейнские листки...»), в к-ром поместил св. 400 статей, особое внимание уделяя нар. Школе. Д. Стремился к объединению нем. Учительства. В 1831—41 создал в Берлине 4 учительских об-ва, в 1848 был избран пред. Всеобщего нем. Учительского союза. В июле 1848 вместе с депутатами левой фракции прус, нац.

Собрания подписал «Записку 23», авторы к-рой требовали единой нар. Школы для «всех детей нации без различия состояний и будущего призвания». В 1847 был отстранён от должности, а в 1850 уволен в отставку. С 1851 издавал «Padagogisches Jahrbuch» («Пед. Ежегодник»).Д. Выступал за мирное преобразование обществ, отношений, в к-ром важнейшее место отводил просвещению. Разделял идеи общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознат. Граждан, а не «истинных пруссаков». Д. Подчёркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви к человечеству.Последователь И. Г. Песталоцци, блестящий педагог-практик, Д. Был автором св. 20 учебников и руководств по математике, нем. Языку, естествознанию, географии, астрономии.

Его «Руководство к ма-тем. Географии» (1840. Рус. Пер. 1844) и «Элементарная геометрия...» (1860. Рус. Пер. 1870, 1876) пользовались широкой известностью и были распространёнными уч. Пособиями в нар. Школах Германии. В 1835 опубл. Осн. Труд Д. «Руководство к образованию немецких учителей». 1-я часть его посвящена общим вопросам педагогики и дидактики, 2-я (написанная в соавторстве с др. Учителями) — гл. Обр. Преподаванию отд. Предметов. Этот труд переводился на рус. Яз. В 1913 (сокр. Изд.) и 1956 (расширенное) под назв. «Руководство для нем. Учителей».Осн. Принципами воспитания Д. Считал природосообразность (см. Природа-сообразности принцип), культуросооб-разность, самодеятельность.Д. Подчёркивал, что только зная психологию и физиологию, педагог может обеспечить гармоничное развитие детей.

В психологии видел «основу науки о воспитании». Полагал, что человек обладает врождёнными задатками, к-рым свойственно стремление к развитию. Задачи воспитания — обеспечить такое самостоятельное развитие.Требование культуросообразности у Д. Означало необходимость учитывать в содержании воспитания исторически достигнутый уровень культуры и воспитат. Идеал общества. В этом требовании заключалось определённое признание социальнойФ. А. Дистервег. Обусловленности воспитания. Самодеятельность Д. Понимал как активность, инициативу и считал её важнейшей чертой личности. В развитии дет. Самодеятельности видел и конечную цель, и непременное условие всякого образования.Д. Определял ценность отд. Уч. Предметов, исходя из того, насколько они стимулируют умственную активность учащихся.

Противопоставлял развивающий метод обучения научному (сообщающему).Основы дидактики развивающего обучения сформулированы Д. В чётких правилах. Особое значение он придавал наглядности в обучении. Дал психол. Обоснование впервые выраженным Я. А. Ко-менским правилам. «от близкого к далёкому», «от простого к сложному», «от более лёгкого к более трудному», «от известного к неизвестному». Вместе с тем Д. Предостерегал от формального применения этих правил. Условием успешного усвоения уч. Материала Д. Считал его доступность для учащихся, подчёркивал необходимость поддержания их умственной активности. Призывал учителя бороться за высокую культуру речи учащихся. Успешное обучение носит воспитывающий характер.Д. Считал, что решающую роль в воспитании и обучении детей играет учитель, призывал учителей постоянно заниматься самообразованием, освобождаться от рутинных приёмов преподавания, работать творчески.

Никогда не отказываться от самостоят, мышления.Пед. Идеи Д. Распространились далеко за пределами Германии. В 60—70-х гг. 19 в. Рус. Журн. «Нар. Школа», «Учитель» и др. Посвящали Д. Статьи. Видные рус. Педагоги К. Ф. Ушинский, П. Г. Редкий, Н. Ф. Бунаков, Н. А. Корф, И. И. Паульсон высоко оценивали его труды. В. А. Ротенберг.Соч. Samtliche Werke, Bd 1 — 16, В., 1956—86. Wegweiser zur Bildung fur deutsche Lehrer und andere didaktische Schriften, B., 1962. В рус. Пер. — Избр. Пед. Соч., сост. В. А. Ротенберг, предисл. E. H. Медынского, М., 1956.Лит. Ротенберг В. А., Дистервег об учителе, СП, 1940, № 10. Фр у м о в С. А., Пед. Деятельность Дистервега, там же, 1951, №7. Пискунов А. И. Дидактич. Взгляды А. Дистервега, там же. 1956, № 1. Давыдов В. В., Труды Дистервега и современная педагогика, «Педагогика», 1992, № 1- 2.

Siebert H., A. Diesterweg. Seine Bedeutung fur die Entwicklung der Erziehung und Bildung in Deutschland, B., 1953..

Значения в других словарях
Дискуссия

(от лат. Discussio — рассмотрение, исследование), 1) способ организации совм. Деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе. 2) Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность уч. Процесса за счёт активного включения обучаемых в коллективный поиск истины. 3) Психотерапевтич. Приём воздействия на позиции и установки субъекта в специально созданной дискуссионной группе.Д. Как специфич. Метод психол. Исследования разработан в 30-х гг. 20 в. Ж. Пиаже, к-рый показал,..

Диссертация

(от лат. Dissertatio — рассуждение, исследование), квалифи-кац. Науч. Работа, имеющая внутр. Единство, содержащая совокупность результатов исследований — науч. Положений, выдвигаемых соискателем учёной степени для публичной защиты, и свидетельствующая о его личном вкладе в науку и качествах учёного.В Рос. Федерации Д. На соискание учёной степени кандидата наук — законченная н.-и, работа, выполненная самостоятельно или под руководством доктора (в порядке исключения кандидата) наук, содержащая нов..

Дисциплина

(лат. Disciplina — обучение, воспитание), качественная характеристика порядка, организованности в той или иной общности, сфере жизнедеятельности людей, отражающая соответствие их поведения сложившимся в обществе нормам права, морали или уставным требованиям к.-л. Организации. Д. Как важнейший компонент культуры человека характеризует его обществ, поведение в разл. Сферах. Дисциплинированность — качество личности, включающее выдержанность, внутр. Организованность, ответственность, готовность и пр..

Диттес (Dittes) Фридрих

(23.9.1829, Ирферсгрюн, Германия, — 15.5.1896, Вена), нем. Педагог, деятель либерального учительского движения в Германии и Австрии. Окончил ун-т в Лейпциге (1860), был учителем нар. Школы. Преподавал в реальной школе. С 1865 дир. Учительской семинарии и шк. Инспектор в Готе. В 1868—81 директор учительского ин-та в Вене. На его взгляды значит, влияние оказал Ф. А. Дистервег. В 1878—96 издавал журн. «Padagogium» («Педагогиум»). В тр. «Очерки теории воспитания и обучения» (1868) и в ряде др. Работ..

Дополнительный поиск Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дистервег (Diesterweg) Фридрих Адольф Вильгельм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 47 символа