Доступность Обучения

134

Один из принципов обучения. Соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. Форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. По-знават. Возможности учащихся развиваются только в активной умственной деятельности путём последоват. Усложнения тех уч. Задач, к-рые вызывают напряжение интеллектуальных и физич. Сил школьников, содействуют формированию таких качеств личности, как трудолюбие, настойчивость, целеустремлённость. В отеч. Дидактике Д. О. Трактуется как мера трудности и не означает приспособления к уровню актуального развитая учащегося, а ориентирует на ближайшие перспективы развития (см. Зона ближайшего развития).Гл.

Источниками трудности в процессе обучения являются сложность, объём содержания образования, уровень подготовленности учащихся к усвоению уч. Материала, недостаток времени, отводимого на усвоение того или иного содержания, неадекватность методов целям обучения.Целенаправленное и постепенное повышение сложности содержания должны обеспечивать учебные программы. Регулирование объёма материала в единстве с регулированием его сложности — задача и авторов уч. Пособий. Учебник представляет учителю и учащимся модель той деятельности, к-рая обеспечивает как полноценное усвоение содержания образования, так и развитие познават. Возможностей и способностей учащихся. Эта модель соответствует «усреднённому» представлению о возможностях учащихся того или иного возраста.

Задача учителя — творчески использовать эту модель.Различают структурную и содержательную сложность уч. Предметов. Структурная сложность обусловлена кол-вом элементов содержания, их разнообразием, связями между ними. Содержат, сложность характеризует качеств, сторону уч. Материала, напр. Удалённость системы знаний от обыденных представлений учащихся. Одним из средств подготовки учащихся к преодолению содержат, сложности предметов, представляющих собой основы наук, является постепенный переход от более простых и мелких к более сложным и крупным элементам содержания, от отд. Понятий — к системам понятий и законам, от законов — к основам науч. Теорий. Регулирование объёма на уч. Знаний для шк. Образования зависит от того, какие элементы структуры науки (идеи, законы, принципы) выбираются в качестве ведущих.Осн.

Источником трудности при усвоении предметов, формирующих у учащихся эстетич. Отношение к действительности, является переход от одного уровня осмысления к другому. От эмпирического к теоретическому — при изучении науч. Материала. От наивного реализма к подлинно худож. Восприятию — при изучении лит-ры. От навыков и умений воспроизводить материал языка к творческому его использованию в новой ситуации.Для обеспечения Д. О. Учителю важно знать, в чём сложность изучаемого материала — в специфике темы или в сложности построения текста, заданий учебника. Сложность текста учебника имеет неск. Уровней. Сложность содержания, отражающая сложность вводимого материала. Логич. Сложность. Языковая сложность. Логич. Сложность текста зависит от того, представлены ли в нём в явном виде все опорные знания, посылки и следствия.

Тексты, в к-рых присутствуют все эти компоненты, не представляют сложности для учащихся, они полезны в тех случаях, когда излагается особо сложный материал, а также в начале изучения курса. Более сложен для учащихся текст, в к-ром опущены опорные знания и часть логич. Ходов. Такие тексты развивают мышление, вносят в обучение элемент проблемности. Текст может быть построен индуктивно или дедуктивно. Чтобы попять текст, построенный индуктивно (более сложный для учащихся), необходимо, как правило, указать цель рассмотрения фактов, выделить главное. Дедуктивное изложение имеет в этом отношении преимущества перед индуктивным, т. К. Начинается с выяснения осн. Идеи. Для достижения доступности текстов важно показывать статус знаний и излагать материал по схеме, адекватной структуре данного вида знаний.Уровень языковой сложности текста зависит от используемой в тексте лексики, от синтаксич.

Сложности и длины предложений. Понимание затрудняют также употребление излишней терминологии, редких слов. Источником трудности может выступать и объём текста. Для понимания сжатого текста требуются пояснения, повторение нек-рых положений, конкретизация, обобщение.Сложность заданий может быть обусловлена сложностью материала или сложностью деятельности учащихся по выполнению задания. Репродуктивная деятельность менее сложна, чем продук тивная, однако и менее интересна для учащихся, быстро надоедает и вызывает утомление. Для преодоления трудности заданий и развития мышления учащихся необходимо постепенное повышение их сложности. Важным для Д. О. Является и вопрос о кол-ве заданий и их соотношении с текстами. Преобладание заданий над текстом характерно для учебников по языковым предметам и математикеНеподготовленность учащихся к усвоению содержания образования может быть связана с их возрастными особенностями, предшествующим обучением и выражаться в недостаточности запаса знаний, представлений, неразвитости умений и навыков, операций познават.

Деятельности, несформированности отношений и пр. Полнота, глубина, систематичность и др. Качества знаний достигаются в ходе их восприятия и преобразующего воспроизведения, применения в знакомой (упражнение) или в новой ситуации, в творческой деятельности. Формирование умений и навыков происходит в результате планомерной работы над разл. Их видами с помощью разнообразных пед. Приемов Овладение приемами понимания уч текста связано с формированием у учащихся интеллектуальных умений (анализ, синтез и др.). Овладение умениями репродуктивной деятельности требует знания соответствующих правил, алгоритмов и выполнения упражнений по их применению. Опыт творческой деятельности учащиеся приобретают в процессе решения проблемных задач.

Важнейшим мотивом уч. Деятельности, влияющим на Д. О., выступают потребности и интересы школьников.Границы Д. О. Постоянно изменяются. Наиб, часто трудности возникают, когда уч. Материал далек от жизненного опыта, интересов учащихся. Одним из средств преодоления трудностей такого рода является установление внутрипредметных и межпредметных связей, связей между изучаемым материалом и внеучебными интересами учащихся (коллекционирование, спорт и т. Д). Усвоение содержания образования во многом определяется методами обучения и зависит от сформи-рованности у учащихся рациональных приемов уч. Деятельности.Лит Занков Л В, Дидактика и жизнь, M, 1968, Обучение и развитие, под ред Л В Занкова, M, 1975, Казан-скийН Г. Назарова Т С Дидактика.

(Нач классы) M, 1978 Дидактика ср школы, под ред M H Скаткина M 19822, Пе дагогика, под ред. Ю. К. Бабанского M, 1983 гл 8, Цетлин В С Доступность и трудность в обучении M 1984.

Значения в других словарях
Достоевский Фёдор Михайлович

[30.10(11.11)Л821, Москва, — 28.1(9.2). 1881, Петербург], рус. Писатель, публицист. Учился в Петерб. Гл. Инж. Уч-ще (1838—43), по окончании к-рого состоял на гос. Службе. В 1844 вышел в отставку и стал проф. Литератором.Первый роман Д. «Бедные люди» (1846) выдвинул его в ряд признанных писателей. На короткое время Д. Сблизился с В. Г. Белинским и его окружением, затем входил в кружок М. В. Петрашев-ского. В 1849 арестован по делу петрашевцев. Пережив инсценировку смертной казни, приговорен к чет..

Достоинство

Категория этики, к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и обществ, мнение о нём, в к-ром признаётся ценность личности. Характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению. В моральном смысле Д. Выражает совокупность присущих человеку качеств, благодаря к-рым он может быть способным к свободному и творческому созиданию. Д. Человека определяется не его происхождением, образованием или социальным положением, а присущей ему как личности и гражданин..

Досуг

Возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам- отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физич. И духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе —..

Дошкольная Педагогика

Отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. П. Носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. Психологии и возрастной физиологии. Данные этих науч. Дисциплин выступают теоретич. Основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и ..

Дополнительный поиск Доступность Обучения Доступность Обучения

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Доступность Обучения" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Доступность Обучения, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 20 символа