Досуг

293

Возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Многообразные виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам- отдых, развлечения, праздник, самообразование, творчество.Отдых снимает усталость и напряжение, восстанавливает физич. И духовные силы человека. При пассивном отдыхе напряжение снимается прежде всего расслаблением, а также созерцанием природы, размышлениями о жизни, молитвой, непринужденной беседой. При активном отдыхе — не вызывающей утомление физической или культурной деятельностью (физкультурой, работой на садовом участке, чтением, слушанием музыки и пр.). Развлечение как до-суговая деятельность имеет компенсационный характер, возмещая зачастую однообразный труд.

Развлекаясь, человек включает в свой Д. Те физич. И духовные способности и склонности, к рые не может реализовать ни в труде, ни в отдыхе. Развлечениями являются просмотр худож. Кинофильмов, посещение концертов и театр, представлений, спорт, соревнований, а также путешествия и прогулки, дающие человеку смену впечатлений. Отдых и развлечения сочетаются в праздниках. В любом празднике — народном, политическом, религиозном, профессиональном, семейном — человек в какой-то мере освобождается от повседневных забот, ощущает эмоциональный подъем и получает возможность открытого выражения своих чувств.Самообразование как досу-говая деятельность направлено на приобщение людей к ценностям культуры и, как правило, не связано с проф.

Подготовкой, повышением квалификации и, в отличие от образования в уч. Заведениях, не дает к.-л. Формальных прав на занятие определенной должности, продолжение образования и т. П. К самообразоват. Досуговой деятельности относятся чтение лит-ры, участие в семинарах, в диспутах, деловых играх, экскурсиях, слушание лекций, музыки, просмотр науч. Популярных и док. Кинофильмов. Нек-рые из этих видов деятельности (напр., слушание музыки, чтение) сочетают в себе приобретение знаний (см. Также Самообразование) и развлечение. Повышая общую культуру личности, образоват. Деятельность развивает ум, способности и познават. Интересы, эстетич. И нравств. Чувства.Наиб. Высокий уровень досуговой деятельности достигается в творчестве Свободное время создает человеку возможность заниматься непроф.

Творче ством и тем самым расширять свою деятельность за пределы профессии. Содержанием непрофессионального творчества могут быть занятия разл. Видами иск ва, техническое творчество, всевозможные «хобби» и любительские занятия. Творческая досуговая деятельность поднимает личность на новую ступень — от потребителя духовных ценностей до их создателя.Досуговая деятельность осуществляется как дома, так и в спец. Учреждениях, задача к-рых создавать необходимые условия для Д. В число учреждений сферы Д. Входят б-ки, музеи, клубы, учреждения иск-в, физкультуры и спорта, туристско-экскурсионные и др., разл. Обществ, организации, способствующие развитию творчества, помогающие людям развлекаться и отдыхать. Масштабы и уровень развития сферы Д.

Зависят от экономики, уровня развития культуры.В России до нач. 20 в. Сфера культурного Д. Населения была развита слабо. Действовали немногочисл. Добровольные просветительные об-ва (см. Внешкольное образование). Театры, музеи посещала лишь небольшая часть населения крупных городов. Клубы были доступны также не-значит. Части населения. Лишь б ки, по сравнению с др. Учреждениями сферы Д., получили значит, развитие и имели читателей не только в городах, но и в селах. В первые годы сов. Власти развернулась просветительная деятельность к дубов, б-к, а также профсоюзных, молодежных орг-ций, ряда добровольных обществ. Гл. Задачей просветительной работы считалась ликвидация неграмотности и малограмотности населения.В кон. 20 х — в 30 с гг.

Произошло обособление учреждений иск-в, физкультуры и спорта и культ.-просветительных (клубы, б-ки). Создавалась сеть здравниц и др. Учреждений длит, отдыха людей. Наряду с просветительной деятельностью все большее значение приобретали и др. Виды Д., особенно худож. Самодеятельность. В годы Великой Отеч. Войны учреждения сферы Д. Вели пропагандистскую работу в армии и в тылу, участвовали в шефской работе, способствовали воспитанию народа в духе патриотизма. В послевоен. Годы сеть учреждений сферы Д. Расширялась. Одновременно происходила их дальнейшая дифференциация. Из клубной сети выделились в самостоят, системы кинотеатры, б-ки, нар музеи, дет. Внешкольные учреждения. Быта созданы нар. Ун-ты. Осн. Типом учреждении Д. Стали гос. И проф.

Клубы, дома и дворцы культуры. Организацией Д. Стали заниматься также массовые обществ орг-ции, прежде всего молодежные, творческие союзы и разл. Добровольные об ва, парки культуры и отдыха.Выбор видов досуговой деятельности индивидуален. Тем не менее можно выделить типичные для данного этапа развития общества тенденции в использовании каждой социально демографич. Группой населения своего свободного времени. Они обусловлены характерными для этих групп населения образом жизни, традициями, уровнем образования, бытовыми условиями, потребностями и ценностными ориентациями. Социологич. Иссчедова-ниями, проводившимися в кон. 1980-х гг., установлено, что значит, часть свободного времени большинство населения СССР проводило дома (в будни — до 70%, в выходные дни -ок.

50%). При этом преобладали пассивные формы досуговой деятельности общение с родными и знакомыми, просмотр телевизионных передач, чтение газет. Менее V. Свободного времени занимали пребывание на открытом воздухе. Эти черты характерны для всех половозрастных групп взрослого населения, но у молодежи часть свободного времени, проводимого дома, несколько меньше, и второе место в структуре Д. Занимали физкультура и спорт. Очень небольшая часть свободного времени проводилась в учреждениях Д., св. 50% опрошенных не бывали в театрах, музеях, клубах. В 1989 на одного взрослого жителя СССР приходилось за год в среднем посещений театров 0,5, музеев 0,8, кинотеатров 11. Из каждой 1000 взрослых жителей страны в постоянных коллективах худож.

Самодеятельности, любительских объединениях и клубах по интересам при-нимато участие всего 6 чел.Важная роль в организации Д. Отводится клубной работе. Клуб представляет собой обществ, организацию, объединяющую людей в целях удовлетворения и развития их интересов, потребностей в общении, в повышении своего культурного уровня, в творческой деятельности. Эти потребности реализуются через коллективные виды самодеятельности коллективы и кружки худож самодеятельности, худож. И техн творчества, клубы по интересам, любительские объединения. Такие коллективы самостоятельно определяют содержание и формы своей деятельности они могут создаваться при территориальных органах управления жилищным хозяйством, добровольных обществ, организациях.

При клубных учреждениях организуются также раз т курсы, лектории, нар. Ун ты, проводятся массовые и групповые мероприятия, концерты, праздники, экскурсии. Организацией досуговой деятельности в учреждениях длит, отдыха людей занимаются организаторы-методисты, проф. Подготовка к-рых ведётся в уч-щах и ин-тах культуры.Литеоколов Э. В., Свободное вре" мя и культура досуга, Л., 1977. Трио-дин В. Е., Клуб и свободное время, М., 1982. Его же, Педагогика клубной работы, М., 1984. Д арийский А. В., Просветительная работа клубов, М. 1986. Ар гай л М., Психология счастья, пер. С англ., М., 1990, гл. 4. А. В. Дорийский..

Значения в других словарях
Досуг

часть внерабочего времени, которая остаётся у человека после исполнения непреложных непроизводственных обязанностей (передвижение на работу и с работы, сон, приём пищи и др. Виды бытового самообслуживания). Деятельность, входящую в сферу Д., можно условно разделить на несколько взаимосвязанных групп. К первой из них относятся учёба и самообразование в широком смысле слова, т. Е. Различные формы индивидуального и коллективного освоения культуры. Посещение публично-зрелищных мероприятий и музеев,..

Досуг

Образовано от основы dosog, к которой восходит и глагол и . Изначальное значение слова – "то, что достается", затем – "то, что досталось". Промежуточное значение – "способности достигнуть чего-либо" (в диалектах человек с досугом – "человек с умением", а досужий – "преуспевающий"). Окончательное значение "время, не занятое работой".. ..

Досуг

См. Бездействие.... ..

Досуг

См. Свободное время.. ..

Досуг

М. Свободное, незанятое время, гулянки, гулячая пора, простор от дела. На досуге, на досугах. В свободное от дела время. Досуги мн. Досуг, забава, занятия для отдыха, на гулянках, безделье. Человек или конь с досугом, с досужеством, с уменьем или с особенно добрыми качествами. Был бы друг, будет и досуг. Работе время, а досугу час. Будет досуг, когда вон понесут, т. Е. Как помрешь. А когда досуг то будет. А когда нас не будет. За недосугом, когда-нибудь без чокаяния умрешь. Досужный человек, пор..

Досуг

М.Время, не занятое работой, какими-л. Делами.. ..

Досуг

-а, м. 1. Свободное от работы время. В часы досуга. На досуге (когда свободен). Провести свой д. С пользой. 2. Е знач. Сказ., кому, с неопр. Есть, имеется свободное время (устар.). Гуляют и веселятся, когда им д. Д. Ли мне разбирать ваши споры. (т. Е. Недосуг, нет времени).. ..

Досуг

Досуга, м. 1. Только ед. Время, не занятое работой или другим делом. У него мало досуга. Задумчивость. Теченье сельского досуга мечтами украшала ей (Татьяне). Пушкин. 2. Отдельные моменты свободного времени, промежутки между работой. Он свой досуг (или свои досуги) проводит дома. Я свой досуг (или свои досуги) посвящаю чтению. 3. Только мн. Развлечение, личные занятия в свободное от работы время (устар.). В их семье были в обычае музыкальные досуги. На досуге - в свободное время. Не досуг - см. ..

Досуг

Образовано от основы dosog, к которой восходит и глагол и . Изначальное значение слова – "то, что достается", затем – "то, что досталось". Промежуточное значение – "способности достигнуть чего-либо" (в диалектах человек с досугом – "человек с умением", а досужий – "преуспевающий"). Окончательное значение "время, не занятое работой".. ..

Досуг

Искон. Производное (с перегласовкой о/е) от той же основы, что и досягать. Буквально — «достижение», затем — «время, оставшееся от работы» (по достижении чего-л.).Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Досуг

Досу́г род. П. Досу́га, досу́жий, блр. Досу́жы "проворный, заботливый", укр. Досу́гий "пожилой, крепкий". Недосу́г. См. Особенно Ляпунов, ОЛЯ 5, 68. Ср. Еще др.-русск. Просугъ "возможность, способность" (Домостр. К. 13), сербохорв. Досег "граница", русск. Досяга́ть. Первонач. "то, что достигнуто". Слав. *dosǫgъ связано чередованием с *sęg-(cp. Также прися́га), ст.-слав. Сѩгнѫти "достигнуть". См. Ляпунов, там же. Желтов, ФЗ, 1876, вып. 1, 22. Преобр. 1, 192. Горяев, ЭС 95. Неудачно сравнение Ми..

Досуг

Сложилось твердое убеждение, что подавляющее большинство японцев - ярко выраженные "трудоголики", для которых работа является приоритетом в жизни. Однако среди самих японцев такого целостного представления о себе нет. Оказывается, японцы разрываются между полярными представлениями о том, что же является главным в их жизни. Работа или досуг. Число сторонников этих точек зрения примерно равно. Обратимся к беспристрастной статистике. В 1995 г. 34% японцев считали наиболее важной в жизни работу. В С..

Достоинство

Категория этики, к-рая означает особое моральное отношение человека к самому себе и обществ, мнение о нём, в к-ром признаётся ценность личности. Характеристика человека с точки зрения его соответствия своему предназначению. В моральном смысле Д. Выражает совокупность присущих человеку качеств, благодаря к-рым он может быть способным к свободному и творческому созиданию. Д. Человека определяется не его происхождением, образованием или социальным положением, а присущей ему как личности и гражданин..

Доступность Обучения

Один из принципов обучения. Соответствие содержания, объёма изучаемого материала, методов и организац. Форм обучения возрастным и индивидуальным возможностям учащихся, имеющимся у них знаниям и представлениям, условиям обучения. По-знават. Возможности учащихся развиваются только в активной умственной деятельности путём последоват. Усложнения тех уч. Задач, к-рые вызывают напряжение интеллектуальных и физич. Сил школьников, содействуют формированию таких качеств личности, как трудолюбие, настойчи..

Дошкольная Педагогика

Отрасль педагогики, изучающая закономерности развития, воспитания и элементарных форм обучения детей в возрасте, предшествующем поступлению в школу. Опирается на методологию и категориальный аппарат общей педагогики. Исследования в области Д. П. Носят междисциплинарный характер и занимают пограничное положение на пересечении сфер общей педагогики, дет. Психологии и возрастной физиологии. Данные этих науч. Дисциплин выступают теоретич. Основой для разработки целей, средств и приёмов воспитания и ..

Дошкольное Детство

Период в развитии ребенка от рождения до поступления в школу. Характеризуется интенсивным созреванием организма и фор мированием психики.В рамках Д. Д, согласно существующей периодизации возрастного развития (см. Возраст), выделяются младенческий возраст (от рождения до 1 года. Включает этап новорожденности — от рождения до 1 мес), ранний возраст (от 1 года до 3 лет), преддошк. Возраст (3—5 лет) и собственно дошк. Возраст (от 5 лет до момента поступления в школу). Вопрос о точных хронологич. Гра..

Дополнительный поиск Досуг Досуг

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Досуг" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Досуг, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 5 символа