Дружба

113

Отношения между людьми, основанные на взаимном доверии, общности интересов и эмоциональной привязанности. В отличие от деловых, функциональных отношений Д. Обычно понимается как отношение самоценное, бескорыстное, само по себе являющееся нравств. Ценностью. В отличие от объективно данной общности, обусловленной родством или принадлежностью к одному и тому же коллективу, Д. Индивидуально-избирательна, основана на взаимной симпатии. В отличие от более или менее поверхностного и изменчивого приятельства Д. — отношение глубокое, интимное и устойчивое, предполагающее внутр. Близость, доверие, любовь. Уже Аристотель определял друга как «другое Я» («alter ego»). Однако каноны Д. И предъявляемые к ней требования неодинаковы в разных человеческих обществах и у разных индивидов.

Кроме того, реальные дружеские отношения далеко не всегда и не во всём соответствуют нормативным канонам и представлениям. Для педагогики особенно существенны половозрастные и индивидуальные особенности дет. И юношеской Д.Возрастная динамика дет. Д. Обусловлена, с одной стороны, развитием самосознания и коммуникативных умений ребёнка, с другой — изменением круга и структуры его общения. Потребность в общении и эмоциональном контакте, составляющая психофизиол. Основу Д., появляется у младенца с первых дней его жизни. Уже 1—1,5-годовалые дети реагируют на сверстников иначе, чем на взрослых, и проявляют особый интерес к контактам с ними. С возрастом в отношениях с другими детьми ребёнок обычно становится более самостоятельным и активным, чем в общении со взрослыми.

У 3—6-летних детей существует осознанная потребность в обществе сверстников, общение становится всё более избирательным, индивидуализированным и эмоционально окрашенным, а потребность в игровом сотрудничестве дополняется потребностью в доброжелат. Внимании к себе. Дифференциация и рост устойчивости дет. Дружеских контактов идут параллельно развитию способности к сопереживанию и пониманию другого человека.У дошкольников и мл. Школьников Д. Обычно является непосредственной, нере-флексированной эмоциональной привязанностью и измеряется объёмом совм. Деятельности и количеством проведённого вместе времени. В ср. Шк. Возрасте поведенческие свойства Д. Начинают рассматриваться как подчинённые социально-нормативным ценностям.

Формируется особый моральный кодекс Д., к-рый подчёркивает, прежде всего, нерушимость её правил, взаимную выручку, справедливость, верность, умение хранить тайну и т. Д. У старших подростков и младших юношей ценности Д. Психологизи-руются, на первый план выходят потребности понимания и самораскрытия, к-рые из-за подросткового эгоцентризма часто не различаются.В ранней юности стремление к исключительной, интимной Д. Особенно велико. Это объясняется рядом причин. Ростом самосознания и связанной с этим потребностью сравнивать свои переживания с чужими. Обострённым осознанием своей индивидуальности. Переориентацией с родителей и вообще взрослых на сверстников. Растущей дифференциацией деятельности, общения и интересов, к-рые не замыкаются в рамках группового «мы».Поиск Д.

— самая насущная и страстная потребность мл. Юношеского возраста. Дружеские отношения (как правило, однополые) теперь значительно избирательнее, чем раньше. Д. Становится более интимной и психологически значимой. По своему эмоциональному накалу эта Д. Напоминает влюблённость, а предъявляемые к ней требования часто отличаются крайним максимализмом, становясь в силу этого практически неосуществимыми. Нередко эти отношения имеют юмоэротич. Окращенность, часто неосознанную. Юношеский культ Д. Сочетается с острым чувством одиночества, более сильным, чем в других возрастах. Значение друзей как советчиков и поверенных в интимных секретах возрастает от ср. Классов к старшим, тогда как аналогичная роль родителей и учителей снижается, хотя это и зависит от конкретной сферы жизнедеятельности.

Наличие близких друзей и характер взаимоотношений с ними — важнейший фактор эмоционального благополучия юношей и девушек. Отсутствие друзей нередко снижает самоуважение личности, что может иметь длительные психол. Последствия.Возрастные особенности Д. Являются в сущности половозрастными. Как правило, девочки во всех возрастах превосходят мальчиков в уровне способности к сопереживанию и самораскрытию и тяготеют к более интенсивному и исключит, общению. Однополые девичьи диады и триады (9—12 лет) более исключительны, более закрыты для посторонних, чем мальчишеские компании, в к-рых обычно присутствуют дух соперничества, иерар-хич. Организация и т. Д. Ценности Д. У девочек раньше психологизируются, а мотив «понимания» выражен сильнее, чем у мальчиков, подчёркивающих, скорее, «верность» и «взаимопомощь».

«Пик» однополой дружбы у девочек также наступает раньше, чем у мальчиков и приходится на подростковый возраст. В старших классах девушки уже мечтают о Д. С мальчиком, в к-рой выражается, скорее, потребность в любви. У мужчин ориентация на однополую Д. И связанные с нею формы общения сохраняются значительно дольше, даже после вступления в брак.Хотя смешанная, разнополая Д. В принципе возможна, она встречается значительно реже, чем однополая, большей частью в раннем детстве и среди взрослых, но не у подростков и юношей, и наделяется другими психол. Свойствами. Это объясняется стихийной сегрегацией общения мальчиков и девочек, существующей во всех человеческих обществах и затрудняющей их психол. Контакты и взаимопонимание, особенно в период полового созревания.

В условиях равноправия женщин, совм. Обучения и т. Д. Половая сегрегация заметно ослабляется, но не устраняется полностью. Поиск своего подобия («другого Я») в Д. Выражен сильнее, чем ориентация на дополнение, а половая принадлежность — один из важнейших компонентов «ЯкД. Оказывает сильное влияние на личность. Друзей не только выбирают по принципу подобия, но в ходе длительного тесного взаимодействия друзья нередко вырабатывают определённые общие качества, ценностные ориентации и т. Д. Изучение круга и характера дружеского общения воспитанника — важнейший шаг к пониманию его внутр. Мира и особенностей поведения.Способность к психол. Интимности, подразумеваемая Д., тесно связана с уровнем развития личности, её самосознания и социального самоопределения.

Однако эта связь неоднозначна. Степени общительности, устойчивости и психол. Интимности (глубины) межличностных отношений у разных людей неодинаковы и по-разному сочетаются друг с другом. Многие коммуникативные особенности — общительность, импульсивность, застенчивость и др. — весьма устойчивы. А от них во многом зависят и популярность ребёнка, юноши или девушки среди сверстников, место в коллективе и характер дружеских отношений, в частности ориентация на парную Д. Или на принадлежность к дружеской компании из неск. Человек.Психол.-пед. Значение Д. Определяется тем, что она является важнейшей сферой развития личности, её самосознания и коммуникативных качеств. В отношениях со своими друзьями ребёнок учится любить и понимать, заботиться и принимать на себя ответственность за других.

Дефицит дружеских контактов уже в возрасте 8—10 лет так же отрицательно сказывается на коммуникативных качествах личности, как и отсутствие эмоционального родительского тепла в раннем детстве. Непосредственно руководить развитием дет. Д. Невозможно. Дружеские отношения для этого слишком индивидуальны. Прямые родительские запреты и предписания в этой сфере малоэффективны и порой дают результат, обратный желаемому. Воспитатели могут и должны внимательно следить за тем, как складываются взаимоотношения ребёнка со сверстниками, какие неосознаваемые потребности он пытается в этих отношениях удовлетворить, насколько адекватны его коммуникативные умения, уровень притязаний и т. Д. Эти отношения и качества поддаются психол.-пед.

Коррекции путём включения ребёнка в тот или иной вид деятельности, активизации самосознания, привлечения внимания ребёнка к определённым аспектам собств. Поведения и т. П. Важно формировать у воспитанников умение правильно оценивать нравств. Смысл Д. С точки зрения её обществ, направленности и общественно значимых ценностей, к-рые она утверждает.Лит. Коломинский Я. Л., Психология личных взаимоотношений в дет. Коллективе, Минск, 1969. Комплексное иссл. Юношеской дружбы, в кн. Проблемы общения и воспитание, в. 2, Тарту, 1974. Лисина М. И., Генезис форм общения у детей, в кн. Принцип развития в психологии, М., 1978. Смирнова Р. А., Качеств, особенности дружеских привязанностей дошкольников, в кн. Психология формирования личности и проблемы обучения, М., 1980.

М у дерик А. В., Общение как фактор воспитания школьников, М., 1984. Кон И. С., Дружба, M., 19893. Foot H. С., Chap-ni a n A. J., S mit h J. R., (eds.), Frien-dship and social relations in children, Chiche-ster-N. Y., 1980. As h er S. R., Gottin an J. M. (eds.). Thedevelopmentof chudren's friendships, Carab., 1981. Duck S., Gil-mour R. (eds.), Personal relationships, [v.] 2 — Developing personal relationships, N. Y. — L., 1981. И. С. Кон..

Значения в других словарях
Дружба

IДру́жба отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.д. Д. Присущи. Личностный характер (в противоположность, например, деловым отношениям). Добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе). Внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства). Устойчивость. Необходимо различать Д. Как. 1) социальный институт, или систему социал..

Дружба

ДРУЖБА (до 1976 Шарлаук) - город (с 1974) в Узбекистане, Хорезмская обл. Железнодорожная станция (Питняк). 13,4 тыс. Жителей (1991). Агрегатный завод и др. Близ Дружбы - Тюямуюнский гидроузел.. ..

Дружба

В понятиях Святой Руси чувство, родственное любви, способность на неограниченную жертву, готовность положить душу, принять смерть за друга (Ин. 15. 13. 1 Ин. 3. 16).Дружбу рождает родство душ. В древнерусском сборнике к. XII — н. XIII в. Говорится. «Того считай другом, кто любит тебя, а не тех, кто вокруг тебя. Золото огнем испытывается, а друг — жизненными напастями. Рана от верного друга достойнее, чем поцелуй врага».Русские пословицы. «Друг денег дороже». «Не держи сто рублей, держи сто друзе..

Дружба

О настоящей дружбе. Безграничная, беззаветная, бескорыстная, близкая, боевая, большая, братская, вековая, великая, верная, вечная, волнующая, всепобеждающая, глубокая, горячая, давнишняя (разг.), давняя, добрая, долгая, долголетняя, живая, задушевная, закадычная (разг.), идейная, искренняя, истая, истинная, клятвенная, крепкая, многолетняя, монолитная, мужская, надежная, настоящая, нежная, незыблемая, неизменная, необоримая, неподкупная, непоколебимая, непорочная, нерушимая, несокрушимая, нехитр..

Дружба

Дружба (Посл.)Пословицы и поговорки Россия - Возраст(Посл.) * Гостеприимство(Посл.) * Дружба (Посл.) * Еда(Посл.) * Закон(Посл.) * Зло(Посл.) * Лень(Посл.) * Любовь(Посл.) * Ошибка(Посл.) * Природа(Посл.) * Работа(Посл.) * Речь(Посл.) * Родина(Посл.) * Семья(Посл.) * СССР (Посл.) * Страх(Посл.) * Ум и Глупость(Посл.) * Учение(Посл.)• Дружба• Плохой друг - что тень. В солнечный день не отвяжешься, а в ненастный не найдешь.• С кем хлеб-соль водишь, на того и походишь.• Не та дружья рука, что тольк..

Дружба

• большая дружба. ..

Дружба

О настоящей дружбе. Безграничная, беззаветная, бескорыстная, близкая, боевая, большая, братская, вековая, великая, верная, вечная, волнующая, всепобеждающая, глубокая, горячая, давнишняя (разг.), давняя, добрая, долгая, долголетняя, живая, задушевная, закадычная (разг.), идейная, искренняя, истая, истинная, клятвенная, крепкая, многолетняя, монолитная, мужская, надежная, настоящая, нежная, незыблемая, неизменная, необоримая, неподкупная, непоколебимая, непорочная, нерушимая, несокрушимая, нехитр..

Дружба

Приморский климатический курорт в Болгарии, на Черном м., к северо-востоку от г. Варна.. ..

Дружба

Ж.1) а) Отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов и т.п.б) Взаимная расположенность, привязанность, характерная для таких отношений.в) Дружелюбие, взаимопонимание и т.п. Между народами, странами, государствами.2) перен. Разг. Доброжелательное отношение друг к другу человека и животного.. ..

Дружба

ДРУ́ЖБА -ы. Ж.. ..

Дружба

-ы, ж. Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Давнишняя д. Д. Одноклассников. Не в службу, а в дружбу (не по обязанности, а из дружеского расположения. Разг.). II прил. Дружеский, -ая, -ое.. ..

Дружба

Дружбы, мн. Нет, ж. Близкие приятельские отношения, тесное знакомство вследствие привязанности и расположения. Долголетняя дружба. Сделай мне это по дружбе. Водить дружбу с кем-н. (см. Водить). Не в службу, а в дружбу (поговорка) - по доброте, из любезности. Не в службу, а в дружбу. Принеси мне воды.. ..

Дружба

(англ. Friendship) - отношения между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов, симпатии (см. Аттракция, Аффилиация) и т. Д. Д. Присущи личностный характер (в противоположность, напр., деловым отношениям), добровольность и индивидуальная избирательность (в отличие от родства или солидарности, обусловленной принадлежностью к одной и той же группе), внутренняя близость, интимность (в отличие от простого приятельства), устойчивость.Необходимо различать Д. К..

Дружба

Отношения между двумя или несколькими людьми, основанные на взаимной склонности, уважении, доверии и взаимной поддержке. Пол партнера не определяет существа дружеских отношений. Здесь, как правило, интимная нежность и сексуальные контакты не являются целью и не реализуются. Чаще всего дружба связывает людей одного пола. У мальчика есть «лучший друг», а у девочки - «лучшая подруга». Такого рода отношения возникают очень рано - между девочками, между мальчиками, между мальчиками и девочками. По бо..

Дружба

(Московский проспект, 202), специализированный детский кинотеатр. Открыт в 1953. Встроен в первый в Ленинграде 10 этажный жилой дом (архитекторы М. Е. Русаков, В. М. Фромзель). Имеет 2 зала (на 201 место каждый) с широкими экранами. Демонстрируются мультипликационные и художественные фильмы, работают кинолектории.. ..

Дружба

Разновидность избирательно-личностных отношений между людьми, характеризующихся взаимным признанием, доверительностью, доброжелательностью, заботой. Исторически Д. Рождается из ин-тов позднеродового общества (соответствующее греч. Слово philia, т.е. Д.-привязанность, расположение, соединение, этимологически связано со словом phula - племя) - родства, с в о я ч е с т в а, т.е. Отношений между близкими, живущими в одном доме, побратимства, т.е. Отношений между сверстниками, совместно проходившими ..

Дринов Марин Стоянов

[20.10(1.11). 1838, Панапориште, ныне Республика Болгария, — 28.2(13.3).1906, Харьков], болг. И рус. Славист, историк, педагог, чл. Петерб. АН (1898). С 1858 в России. В 1865 окончил ист.-филол. Ф-т Моск. Ун-та, дер Моск. Ун-та (1870), чл. Петерб. АН (1898), польск., чеш. И югосл. АН. В 1865—70 работал в б-ках, архивах и музеях Европы. Один из основателей (1869) и первый пред. «Болг. Книжного дружества» (с 1911 Болг. АН). В 1873 доцент, в 1876—1906 проф. Славяноведения Харьковского ун-та. В 1878..

Друг Детей

Общество «Друг детей» (ОДД), в СССР добровольное общество по воспитанию детей в 20—30-е гг. Opг-ции об-ва «Д. Д.» возникли в 1924 на базе комиссий по охране интересов детей (деткомиссий), создававшихся в первые годы сов. Власти при местных Советах. До 1930 они занимались в основном борьбой с беспризорностью. Инициатором создания Всерос. Об-ва «Д. Д.» выступила Н. К. Крупская. 21 мая 1930 было принято пост. ЦК ВКП(б) о «Создании массовой пролетарской обществ, организации вокруг практич. Задач ком..

Дубинин Леонид Александрович

[13(26).4.1907, с. Ковернино, ныне пос. Нижегородской обл., — 17.5.1975, Москва], химик, методист, ч.-к. АПН (1950). Окончил пед. Ф-т 2-го МГУ (1930). С 1931 преподавал в опытной школе Наркомпроса РСФСР «Комсомольская отрада» (Моск. Обл.), в 1956—73 в системе АПН. Разрабатывал проблемы методики преподавания химии, повышения уровня преподавания химии и развития интереса к ней у учащихся сел. Школ, формирования мировоззрения учащихся при изучении химии, а также оборудования хим. Кабинета школы.Соч..

Дулынев Григорий Митрофанович

[9(22).1.1909, станица Григориполисская, ныне в Краснодарском кр., — 12.6.1972, Москва], олигофренопедагог. Окончил МГПИим. В. И. Ленина (1935). В 1928—31 учитель и директор школы, в 1939—41 декан сурдопед. Ф-та МГПДИ, с 1938 в Науч.-практич. Ин-те спец. Школ и дет. Домов (с 1944 НИИ дефектологии АПН). Возглавляя сектор вспомогат. Школ НИИД, разрабатывал широкий круг теоретич. И науч.-практич. Проблем олигофренопедагогики. Критерии отбора уч-ся во вспомогат. Школы. Проблемы содержания и методов ..

Дополнительный поиск Дружба Дружба

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дружба" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дружба, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 6 символа