Дьюи (Dewey) Джон
(20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. Философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. Виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения, в конечном итоге — средство борьбы за выживание. Истина определяется Д. Как практич. Эффективность, полезность. Помимо неизменных истин отвергал существование и неизменных этич. Норм, объявляя успех, практич.
Целесообразность критерием нравственности. Мораль как и наука составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиц. Формы религии, выдвигал свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Эстетическое сводил к чувственному и трактовал как выражение гармонии, равновесия между организмом и средой. В социальной области выступал как идеолог либерализма, «амер. Образа жизни», классового сотрудничества и «мелиоризма», т.е. Постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе отводил реформам в области образования).Цель теории воспитания Д. — формирование личности, умеющей «приспособиться к разл. Ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства» (см.
Также Прагматистская педагогика). Подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластич. Характер обучения и предложил реформу всей шк. Системы. Щк. Системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путём делания», т.е. Такое, при к-ром все знания извлекались из практич. Самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последоват. Системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Впервые теория Д. Получила практич. Применение в организованной им при Чикагском университете экспериментальной «школе-лаборатории» (1896- 1904).Д. Придерживался т. Н. Педоцентрич.
Теории и методики обучения (см. Tledo-центризм), согласно к-рой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Д. Наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, худож. Самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. Противопоставлял развитие их индивидуальности.В трудовой школе труд, по Д., является средоточием всей уч.-воспитат. Работы. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, дети тем самым готовятся к предстоящей жизни. Большое значение Д. Придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение пед.
Задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».Педоцентрич. Концепция Д. Оказала большое влияние на общий характер уч.-воспитат. Работы школ США и нек-рых др. Стран, в частности сов. Школы 20-х гг., что нашло своё выражение в т. Н. Комплексных программах (см. Комплексная система обучения) и в методе проектов. Д. Неоднократно посещал разные страны (Китай, Японию, Мексику, Великобританию, Турцию) для распространения своих пед. Идей. В 1928 приезжал в СССР.Соч. Ideals, aims and methods of educati-on, L., 1922. Human nature and conduct, N. Y., 1930. Experience and education, N. Y., 1948. В рус. Пер. — Введение в философию воспитания, М., 1921. Психология и педагогика мышления, Берлин, 19222. Школы будущего, М., 1922.
Школа и ребенок, М — П., 19232. Школа и общество, М., 1925.Лит. Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до 2-й мировой войны, М., 1972. Вульфсон Б. Л., Джон Дьюи и сов. Педагогика, «Педагогика», 1992, № 9 — 10. Cl aparede Ed., La pedagogie de J. Dewey, Nchat. — P., 1913. Rippe F., Die Padagogik J. Deweys..., [s. 1.], 1934. Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939. Thomas M. H., J. Dewey. A. Centennial bibliography, Chi., 1962. Dykhuizen G., The life and mind of J. Dewey, Edwardsville — [a. O.], 1973..
Дополнительный поиск Дьюи (Dewey) Джон
На нашем сайте Вы найдете значение "Дьюи (Dewey) Джон" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьюи (Dewey) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 17 символа