Дьюи (Dewey) Джон

108

(20.10.1859, Берлингтон, шт. Вермонт, — 1.6.1952, Нью-Йорк), амер. Философ, психолог и педагог. Окончил Вермонтский ун-т (1879). Проф. Мичиганского (1884—94), Чикагского (1894—1904) и Колумбийского (1904—30) ун-тов. Развил новый вариант прагматизма — инструментализм, разработал прагматистскую методологию в области логики и теории познания. Согласно Д., разл. Виды человеческой деятельности суть инструменты, созданные человеком для разрешения индивидуальных и социальных проблем. Познание трактовал как сложную форму поведения, в конечном итоге — средство борьбы за выживание. Истина определяется Д. Как практич. Эффективность, полезность. Помимо неизменных истин отвергал существование и неизменных этич. Норм, объявляя успех, практич.

Целесообразность критерием нравственности. Мораль как и наука составляет лишь техническое, оперативное средство социального маневрирования в любых интересах. Отвергая традиц. Формы религии, выдвигал свою «натуралистическую», или «гуманистическую», религию. Эстетическое сводил к чувственному и трактовал как выражение гармонии, равновесия между организмом и средой. В социальной области выступал как идеолог либерализма, «амер. Образа жизни», классового сотрудничества и «мелиоризма», т.е. Постепенного улучшения общества (особое место в этом процессе отводил реформам в области образования).Цель теории воспитания Д. — формирование личности, умеющей «приспособиться к разл. Ситуациям» в условиях «свободного предпринимательства» (см.

Также Прагматистская педагогика). Подверг критике господствовавшую в США школу за отрыв от жизни, абстрактный схоластич. Характер обучения и предложил реформу всей шк. Системы. Щк. Системе, основанной на приобретении и усвоении знаний, он противопоставил обучение «путём делания», т.е. Такое, при к-ром все знания извлекались из практич. Самодеятельности и личного опыта ребёнка. В школах, работавших по системе Д., не было постоянной программы с последоват. Системой изучаемых предметов, а отбирались только знания, необходимые для жизненного опыта учащихся. Впервые теория Д. Получила практич. Применение в организованной им при Чикагском университете экспериментальной «школе-лаборатории» (1896- 1904).Д. Придерживался т. Н. Педоцентрич.

Теории и методики обучения (см. Tledo-центризм), согласно к-рой роль учителя в процессах обучения и воспитания сводится в основном к руководству самодеятельностью учащихся и пробуждению их любознательности. В методике Д. Наряду с трудовыми процессами большое место занимали игры, импровизации, экскурсии, худож. Самодеятельность, домоводство. Воспитанию дисциплины учащихся Д. Противопоставлял развитие их индивидуальности.В трудовой школе труд, по Д., является средоточием всей уч.-воспитат. Работы. Выполняя разнообразные виды труда и приобретая необходимые для трудовой деятельности знания, дети тем самым готовятся к предстоящей жизни. Большое значение Д. Придавал семейному воспитанию и вовлечению родителей в решение пед.

Задач. С этой целью им была организована «Ассоциация родителей и учителей».Педоцентрич. Концепция Д. Оказала большое влияние на общий характер уч.-воспитат. Работы школ США и нек-рых др. Стран, в частности сов. Школы 20-х гг., что нашло своё выражение в т. Н. Комплексных программах (см. Комплексная система обучения) и в методе проектов. Д. Неоднократно посещал разные страны (Китай, Японию, Мексику, Великобританию, Турцию) для распространения своих пед. Идей. В 1928 приезжал в СССР.Соч. Ideals, aims and methods of educati-on, L., 1922. Human nature and conduct, N. Y., 1930. Experience and education, N. Y., 1948. В рус. Пер. — Введение в философию воспитания, М., 1921. Психология и педагогика мышления, Берлин, 19222. Школы будущего, М., 1922.

Школа и ребенок, М — П., 19232. Школа и общество, М., 1925.Лит. Гончаров Л. Н., Школа и педагогика США до 2-й мировой войны, М., 1972. Вульфсон Б. Л., Джон Дьюи и сов. Педагогика, «Педагогика», 1992, № 9 — 10. Cl aparede Ed., La pedagogie de J. Dewey, Nchat. — P., 1913. Rippe F., Die Padagogik J. Deweys..., [s. 1.], 1934. Smith M., J. Dewey and moral education, Wash., 1939. Thomas M. H., J. Dewey. A. Centennial bibliography, Chi., 1962. Dykhuizen G., The life and mind of J. Dewey, Edwardsville — [a. O.], 1973..

Значения в других словарях
Дьюи (Dewey) Джон

ДЬЮИ (Dewey) Джон (1859-1952) - американский философ, один из ведущих представителей прагматизма. Отрицал объективность истины, отождествляя ее с полезностью. Развил концепцию инструментализма, согласно которой понятия и теории - лишь инструменты приспособления к внешней среде. Создатель т. Н. Педоцентрической теории и методики обучения.. ..

Дьюи (dewey) Джон

(20.10.1859, Барлингтон, Вермонт - 2.06.1952, Нью-Йорк) - американский философ и педагог. Биография. Образование получил в Вермонтском университете и колледже Хопкинса (доктор философии, 1884). С 1889 г. - профессор философии в Мичиганском университете, затем в Миннесотском, Чикагском и Колумбийском. Президент Американской психологической и философской ассоциации (1889-90), первый президент Американской ассоциации университетских профессоров. Читал многочисленные гостевые лекции в Китае, Японии,..

Дьюи (Dewey) Джон

(1859—1952) — американский философ, систематизатор прагматизма, создатель школы инструментализма. Преподавал в Мичиганском, Чикагском, Колумбийском (1904—1931) университетах. Основные сочинения. "Школа и общество" (1899), "Исследования по логической теории" (1903), "Влияние Дарвина на философию" (1910), "Как мы мыслим" (1910), "Очерки по экспериментальной логике" (1916), "Опыт и природа" (1925), "Либерализм и социальное действие" (1935), "Логика. Теория исследования" (1938), "Единство науки как ..

Дун Чжуншу

(187—120 до н. Э.), древнекит. Гос. Деятель, философ и педагог, ревностный поборник конфуцианства. Представления Д. Ч. О природе человека представляли синтез идей Мэн-цэы, Сюнь-цзы и др.По мнению Д. Ч., умелым воспитанием можно развить у человека нужные качества. Исходя из этих представлений, он создал свою систему воспитания, основанную на создании в стране широко разветвлённой сети просвещения, цель к-рой — воспитывать характер человека, регулировать его чувства и направленность его стремления..

Духнович Александр Васильевич

(24.4.1803, с. Тополя, близ Прешова, Словакия, — 18.3.1865, Прешов), писатель, педагог. Окончил гимназию (1821) и духовную семинарию (1827) в Ужгороде. Был домашним учителем. В 1833—37 приходский священник, с 1843 каноник Прешовской епархии. Преподавал в гор. Гимназии. В период подъёма нац.-культурного движения народов карпатского региона (с кон. 40-х гг.) призывал к духовному единению русинов (этнич. Общности, сложившейся на ист. Территориях Галицкой, Угорской и Буковинской Руси) с рус. Народом..

Дьячков Алексей Иванович

[5(18).8. 1900, с. Крюково, ныне Калужской обл., — 24.9.1968, Москва], дефектолог, дер пед. Наук (1957), проф. (1958). Окончил де-фектологич. Ф-т 2-го МГУ (1931). Пед. Деятельность начал в 1921 учителем нач. Школы. С 1932 на науч.-пед. Работе в высш. Уч. Заведениях, в т. Ч. В 1942—48 декан дефектологич. Ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. С 1947 в НИИ дефектологии (с 1951 директор). Осн. Труды по сурдопедагогике. Теории, истории и методике обучения детей с недостатками слуха, разработал методы обучения ..

Дэвидсон (Davidson) Дэн Э

(р. 1944), амер. Педагог-русист, иностр. Чл. РАО (1995). Окончил Канзасский ун-т (1965). Преподавал в ун-тах США. Гарвардском (1969—71. Д-р философии, 1975), Колумбийском и др. С 1983 проф. Рус. Языка в колледже Брин Мор в Филадельфии (шт. Пенсильвания). С нач. 70-х гг. Принимает участие в организации науч. И вузовских обменов между Россией и США, чл. Амер. Совета по сотрудничеству в области образования и изучения языков. През. (с 1974) Амер. Совета преподавателей рус. Языка и лит-ры, с 1975 виц..

Дополнительный поиск Дьюи (Dewey) Джон Дьюи (Dewey) Джон

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дьюи (Dewey) Джон" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дьюи (Dewey) Джон, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 17 символа