Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

119

(15.4. 1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц. Социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел своё отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 окончил Высш. Нормальную школу в Париже и неск. Лет преподавал философию в разл. Уч. Заведениях Франции. С 1887 преподавал социальные науки в ун-те Бордо, в 1896 стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 проф. Педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и ред. (до 1913) журн. «L'Annee sociologique» («Социологич. Ежегодник»), вокруг к-рого сформировалась т. Н. Французская, или дюркгеймовская, социологич. Школа, определявшая в 1-й трети 20 в.

Облик франц. Социологии. Благодаря усилиям Д. Социология во Франции получила статус самостоят, науки и была включена в качестве уч. Дисциплины в программы гуманитарного высш. Образования.Д. Обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. Или психол. Аспектам человеческого существования. Отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. К. Они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич.

И моральная, под к-рой Д. Подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. П.), и духовные-т. Н. Коллективные представления, составляющие в совокупности обществ, сознание. Развивал идею обществ, солидарности, гл. Механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. Корпорации как новые органы обществ, солидарности. Они призваны выполнять широкий круг обществ, функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит, позиция Д. Характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. Отводил образованию.Согласно Д., ребёнок рождается существом асоциальным.

В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ, прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб, важным социальным институтом, т. К. Охватывает практически всё подрастающее поколение. Осн. Задача образования состоит во включении ребёнка в круг обществ, отношений, первоначально — за счёт ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определённые действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. О., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать.

Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. Д. Таким путём достигается формирование у уч-ся активной позна-ват. Позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и ес-теств. (— «позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.Концепция Д. Явилась основой новой отрасли науч. Знания — социологии образования.Соч. Education et sociologie, Р., 1922. L'education morale, Р., 1925. В рус. Пер. — Социология и социальные науки, в кн. Метод в науках, СПБ, 1911. Социология и теория познания, в кн. Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980.

О разделении обществ, труда. Метод социологии, М., 1991.Лит. Коржева Э. М., Социологич. Теория познания Э. Дюркгейма, в кн. Из истории бурж. Социологии XIX—XX вв., М., 1968. Оси по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977..

Значения в других словарях
Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

ДЮРКГЕЙМ (Durkheim) Эмиль (1858-1917) - французский социолог, основатель французской социологической школы. Выступил против индивидуально-психологического и биологического направлений, рассматривал общество как реальность, несводимую к совокупности индивидов. В то же время отводил определяющую роль в обществе "коллективному сознанию". Разделение труда считал основой общественной солидарности и трактовал социальные конфликты как патологическое явление. Основные сочинения. "О разделении общественн..

Дюркгейм (durkheim) Эмиль

(15.04.1858, Эпиналь - 15.11.1917, Париж) - французский философ, педагог и социолог, основатель французской социологической школы. Биография. С 1887 г. Вел курсы по социологии и педагогике в университете Бордо, с 1896 - профессор социологии и педагогики, с 1902 г. - в Сорбонне. С 1896 г. По 1912 г. Издавал "Социологический ежегодник". Исследования. Развивал идею о зависимости человеческой психики от культуры. Отклоняющееся поведение трактовал как реакцию индивида на разрушение социальных норм, к..

Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

(1858-1917) - французский социолог и философ, родоначальник французской социологической школы, первый в мире профессор социологии, основатель и издатель журнала "Социологический ежегодник" (1896-1913). Преподавал в университетах Бордо и Парижа, осуществил институционализацию социологии во Франции, Основные сочинения. "Элементы социологии" (1889), "О разделении общественного труда" (1893), "Правила социологического метода" (1895), "Самоубийство" (1897), "Элементарные формы религиозной жизни" (191..

Дьячков Алексей Иванович

[5(18).8. 1900, с. Крюково, ныне Калужской обл., — 24.9.1968, Москва], дефектолог, дер пед. Наук (1957), проф. (1958). Окончил де-фектологич. Ф-т 2-го МГУ (1931). Пед. Деятельность начал в 1921 учителем нач. Школы. С 1932 на науч.-пед. Работе в высш. Уч. Заведениях, в т. Ч. В 1942—48 декан дефектологич. Ф-та МГПИ им. В. И. Ленина. С 1947 в НИИ дефектологии (с 1951 директор). Осн. Труды по сурдопедагогике. Теории, истории и методике обучения детей с недостатками слуха, разработал методы обучения ..

Дэвидсон (Davidson) Дэн Э

(р. 1944), амер. Педагог-русист, иностр. Чл. РАО (1995). Окончил Канзасский ун-т (1965). Преподавал в ун-тах США. Гарвардском (1969—71. Д-р философии, 1975), Колумбийском и др. С 1983 проф. Рус. Языка в колледже Брин Мор в Филадельфии (шт. Пенсильвания). С нач. 70-х гг. Принимает участие в организации науч. И вузовских обменов между Россией и США, чл. Амер. Совета по сотрудничеству в области образования и изучения языков. През. (с 1974) Амер. Совета преподавателей рус. Языка и лит-ры, с 1975 виц..

Еврейская Автономная Область

Образована 7.5.1934 (с 1928 Биробиджанский авт. Р-н). Входит в Хабаровский край Рос. Федерации. Пл. 36 тыс. Км2. Нас. 220,9 тыс. Чел. (1991). На терр. Области проживают представители св. 100 национальностей. Преобладают русские, украинцы. Евреев-ок. 4%. Центр — Биробиджан.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 817 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием. В отраслях экономики занято (1989) ок. 40 тыс. Специалистов, в т. Ч. Ок. 11 тыс. С высшим и св. ..

Евсевьев Макар Евсевьевич

[18(30)...1864, с. Малые Кармалы, ныне в Ибресин-ском р-не Чувашии, — 11.5.1931, Казань], морд. Учёный-просветитель, педагог, Окончил Казанскую инородческую учительскую семинарию (1883. В этом уч. Заведении преподавал до 1920) и вольнослушателем ист.-филол. Ф-т Казанского ун-та (1892). Пед. Взгляды Е. Сложились под воздействием идей Н. И. Илемин-ского и И. Я. Яковлева. Как методист совершенствовался под руководством Н. А. Бобровникова.Основой обучения считал родной язык, в качестве уч. Материала..

Дополнительный поиск Дюркгейм (Durkheim) Эмиль Дюркгейм (Durkheim) Эмиль

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Дюркгейм (Durkheim) Эмиль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Д". Общая длина 25 символа