Дюркгейм (Durkheim) Эмиль
(15.4. 1858, Эпиналь, — 15.11.1917, Париж), франц. Социолог и психолог. Происходит из рода иудейских священнослужителей, первоначально намеревался посвятить себя теологии. Впоследствии критически пересмотрел своё отношение к религии, сохранив однако интерес к проблемам веры и морали. В 1882 окончил Высш. Нормальную школу в Париже и неск. Лет преподавал философию в разл. Уч. Заведениях Франции. С 1887 преподавал социальные науки в ун-те Бордо, в 1896 стал первым во Франции профессором социальных наук. С 1902 проф. Педагогики и социологии в Сорбонне. Основатель (1896) и ред. (до 1913) журн. «L'Annee sociologique» («Социологич. Ежегодник»), вокруг к-рого сформировалась т. Н. Французская, или дюркгеймовская, социологич. Школа, определявшая в 1-й трети 20 в.
Облик франц. Социологии. Благодаря усилиям Д. Социология во Франции получила статус самостоят, науки и была включена в качестве уч. Дисциплины в программы гуманитарного высш. Образования.Д. Обосновал особое место социологии среди наук о человеке. Рассматривал общество как реальность особого рода, несводимую к биол. Или психол. Аспектам человеческого существования. Отстаивал необходимость применения в социологии объективных методов исследования. Считал, что «социальные факты нужно рассматривать как вещи», т. К. Они существуют независимо от индивида и обладают способностью оказывать на него давление. Подразделял их на морфологические, составляющие «материальный субстрат» общества (наличие средств коммуникации, плотность населения, физич.
И моральная, под к-рой Д. Подразумевал интенсивность общения между людьми, и т. П.), и духовные-т. Н. Коллективные представления, составляющие в совокупности обществ, сознание. Развивал идею обществ, солидарности, гл. Механизмом к-рой считал разделение труда. Рассматривал проф. Корпорации как новые органы обществ, солидарности. Они призваны выполнять широкий круг обществ, функций — от производственных до культурных и моральных, вырабатывая и внедряя в жизнь новые нормы, способствующие развитию личности. Общественно-полит, позиция Д. Характеризовалась активным стремлением способствовать моральному и социальному возрождению Франции. Важную роль в этом процессе Д. Отводил образованию.Согласно Д., ребёнок рождается существом асоциальным.
В процессе социализации общество наделяет его теми физич., интеллектуальными и моральными качествами, в становлении к-рых оно заинтересовано. Воспитание и обучение выступают важнейшими функциями любого общества, поскольку именно они обеспечивают обществ, прогресс. Школа в этом смысле оказывается наиб, важным социальным институтом, т. К. Охватывает практически всё подрастающее поколение. Осн. Задача образования состоит во включении ребёнка в круг обществ, отношений, первоначально — за счёт ознакомления его с тем непреложным фактом, что общество определённые действия поощряет, а иные — отвергает. Роль учителя, т. О., состоит преимущественно в моральном совершенствовании уч-ся, к-рым следует не только разъяснять механизмы социального взаимодействия, но и наглядно их демонстрировать.
Убеждение должно основываться не на утверждении доктрин, а на демонстрации тех причин, к-рыми общество руководствуется в требованиях порядка, дисциплины и т. Д. Таким путём достигается формирование у уч-ся активной позна-ват. Позиции, к-рая, будучи подкреплена знаниями из области социальных и ес-теств. (— «позитивных») наук, способствует рациональной и общественно полезной жизнедеятельности.Концепция Д. Явилась основой новой отрасли науч. Знания — социологии образования.Соч. Education et sociologie, Р., 1922. L'education morale, Р., 1925. В рус. Пер. — Социология и социальные науки, в кн. Метод в науках, СПБ, 1911. Социология и теория познания, в кн. Хрестоматия по истории психологии, под ред. П. Я. Гальперина, А, Н. Ждан, М., 1980.
О разделении обществ, труда. Метод социологии, М., 1991.Лит. Коржева Э. М., Социологич. Теория познания Э. Дюркгейма, в кн. Из истории бурж. Социологии XIX—XX вв., М., 1968. Оси по в а Е. В., Социология Э. Дюркгейма, М., 1977 (библ.), L u k e s S., Emile Durkheim. His life and work. A hi-storical and critical study, Harmondsworth, 1977..
Дополнительный поиск Дюркгейм (Durkheim) Эмиль
На нашем сайте Вы найдете значение "Дюркгейм (Durkheim) Эмиль" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Дюркгейм (Durkheim) Эмиль, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Д". Общая длина 25 символа