Залкинд Арон Борисович
[5(17).6.1888, Харьков, — июль 1936, Москва], психоневролог, психолог и педагог, один из ведущих представителей педологии. Окончил мед. Ф-т Моск. Ун-та (1911). Директор Петроградского психотерапевтич. Ин-та (1917—20). В 1923—30 преподавал в АКВ и 2-м МГУ.Первоначально занимался практич. Психиатрией и психоневрологией, под влиянием теории 3. Фрейда опубликовал неск. Статей в журнале рус. Психоаналитиков «Психотерапия». После 1917 пропагандировал идеи психоанализа, пытаясь совместить их с постулатами марксистской науки. Проводя аналогии между основными положениями фрейдизма и широко понимаемой рефлексологии, пытался доказать близость их категориального аппарата и предмета исследования. Подобный вариант эклектич. Синтеза разнородных теорий уже в 20-х гг.
Вызвал резкую критику, в частности, в работах Л. С. Выготского и M. M. Бахтина.Увлечение фрейдизмом обусловило внимание 3. К проблемам психосексуального развития и полового воспитания. Заложенные им теоретич. Основы полового воспитания на долгие годы фактически определили стратегию решения этого вопроса в сов. Педагогике. 3. Указывал, что хотя сексуальное влечение — неотъемлемая часть жизни человека, оно представляет собой проявление одного из низших пластов личности и не должно отвлекать представителей нового общества от выполнения их социально-ист, миссии. Решающее значение придавал фактору переключения половой энергии в русло социальной активности («сублимации» — по Фрейду). В плане возрастного развития в этой связи повышенное внимание уделял подростковому возрасту, рассматривая его как критический, переходный.
Согласно 3., существуют три типа процессов, определяющих кризисный характер подросткового возраста. Нарастающие стабилизац. Процессы, закрепляющие прежние приобретения организма и делающие их более стабильными. Процессы действительно критические — бурно осуществляющиеся изменения. Оформление зарождающихся элементов взрослого человека. Эти идеи, в частности, были использованы Л. С. Выготским при создании его периодизации возрастного развития и разработке понятия кризиса» возрастных.Критикуя большинство современных ему пед. И психол. Теорий, к-рые легли в основу биологизаторского направления в педологии, 3. Указывал на недопустимость «биол. Статизма» в рассмотрении развития ребёнка. Сведение процессов развития к созреванию организма, анализ становления личности в терминах элементарных поведенческих реакций 3.
Называл зоологич. Подходом к детству. В противовес этому представлению акцентировал внимание на внеш. Условиях, определяющих развитие. Считал, что среда является решающим фактором формирования личности. Это положение легло в основу социогенетич. Направления в педологии. Идея 3. О влиянии среды на развитие и поведение ребёнка оказалась весьма продуктивной в решении вопроса о т. Н. Моральной дефективности. До сер. 20-х гг. К категории морально дефективных относили широкий круг детей, чьё поведение отклонялось от общепринятых норм. Наряду с нервными и психически больными детьми морально дефективными считались также беспризорные и педагогически запущенные дети. 3. Было показано, что недопустимо подразделять детей на нормальных и морально дефективных, т.
К. Решающим фактором отклоняющегося поведения в большинстве случаев выступают недостатки среды и воспитания.3., однако, абсолютизировал влияние среды, расценивая последнюю как фактор, остающийся стабильным и оказывающий неизменное механич. Воздействие на протяжении всей жизни. Этот подход вызвал возражения со стороны мн. Педагогов и психологов. Однако взгляды 3. Находили и значит, поддержку. В 1927 на 1-м Педологич. Съезде ему удалось представить теоретич. Платформу, к-рая была одобрена как «объединённая платформа», призванная консолидировать сов. Педологов. В 1928 была создана Комиссия по планированию исследоват. Работы по педологии в РСФСР при Главна-уке Наркомпроса, 3. Был назначен её председателем. В том же году 3. Стал гл.
Редактором журн. «Педология». В 1930 по инициативе 3. Был проведён съезд по изучению поведения человека. Т. О. 3. Фактически заявил претензии на роль идеолога всей совокупности наук о человеке. В 1930 Психол. Ин-т в Москве был преобразован в Ин-т психологии, педологии и психотехники. На посту его директора 3. Сменил Н. К. Корнилова.В 1936 3. Умер от инфаркта на московской улице, возвращаясь с собрания, на к-ром было оглашено пост. ЦК ВКП(б) «О педологич. Извращениях в системе наркомпросов ».Соч. Очерки культуры революционного времени, М., 1924. Революция и молодежь, М., 1925. Вопросы сов. Педагогики, М. — Л19313. Основные вопросы педологии, М., 1930. Половое воспитание. M., 19302. Педологич. Основы воспитательной работы с подростковым возрастом, в кн.
Вопросы педологии рабочего подростка, М., 1929. Основные особенности переходного возраста, «Педология», 1930, № 1. Педология дет. И юношеского коммунистич. Движения, в кн. Пед. Энциклопедия, под ред. А. Г. Калашникова, т. 2. М., 1930.Лит. Эткинд А. М., Обществ, атмосфера и индивидуальный путь ученого. Опыт прикладной психологии 20-х гг., ВП, 1990, № 5..
Дополнительный поиск Залкинд Арон Борисович
На нашем сайте Вы найдете значение "Залкинд Арон Борисович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Залкинд Арон Борисович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 22 символа