Земства И Просвещение

130

Земства — органы местного самоуправления, созданные в Европ. России по Положению о земских учреждениях 1864. Губернские и уездные собрания и управы действовали в 34, а к 1914 в 43 губ. (из 60). Осн. Сферой деятельности губернских земств с кон. 1860-х гг. Стала подготовка учителей для нач. Школ. Работа велась по трём направлениям. Создание учительских семинарий, организация врем, курсов и проведение учительских съездов. В 1869—73 было открыто 12 земских учительских семинарий. В 1870-х гг. 16 губернских земств выделили денежные пособия учительским семинариям МНП, и 8 земств имели стипендиатов в ср. Уч. Заведениях губернских городов. С кон. 1860-х гг. Для повышения квалификации учителей нар. Школ земства организовывали летние курсы и съезды.

Земские учителя принимали активное участие в Съезде учителей при 1-й Всерос. Политехн. Выставке (1872, Москва). В 1875 летние курсы были строго регламентированы и практически прекратились. В 1885 властями было запрещено проведение учительских съездов, к-рые возобновились только в кон. 1890-х гг. В 1897—1902 земства организовали 60 учительских курсов. В работе съездов и курсов участвовали Н. А. Корф, Н. Ф. Бупаков, В. П. Острогорский, П. Ф. Лесгафт, В. П. Вахтеров, И. Н. Ульянов, Д. И. Тихомиров. Вначале уездные земства лишь доплачивали учителю жалованье и обеспечивали школы уч. Пособиями. Постепенно земства увеличивали долю своего материального участия в деле нар. Образования. К нач. 20 в. Жалованье учителям почти повсеместно выплачивалось земствами.

Земства при участии сел. Об— в строили шк. Здания. Школы, открытые земствами по приговору сел. Об-в, а также реорганизованные из школ грамоты и др. Типов сел. Школ, стали наз. Земскими или земско-общественными. Адм. И уч. Частью школ по Положению о нар. Уч-щах 1874 ведал инспектор нар. Уч-щ, назначенный МНП, и Училищный совет, в состав к-рого входили 2 представителя от земства. Однако фактич. Руководство земской школой осуществлялось губернскими и уездными управами. Наиб, благоприятные условия для развития нар. Просвещения сложились в тех земствах, где преобладало влияние либералов (Тверское, Московское, Херсонское земства), а также в т. Н. Крестьянских земствах (Вятском, Пермском). Преподавание в земских школах было поставлено лучше, чем в министерских и тем более в церк.-приходских школах.

Земские учителя, как правило, были более квалифицированными, применяли прогрессивные методы обучения. Школы были лучше снабжены уч. Пособиями, многие имели б-ки, к-рые формировались земствами совместно с к-тами грамотности. В земских школах использовались лучшие учебники, допущенные МНП. «Родное слово»К. Д. Ушин-ского, «Азбука» и книги для чтения Л. Н. Толстого, «Наш друг» Н. А. Кор-фа и др.Наряду с общеобразоват. Нач. Школами земства с 70-х гг. Создавали проф. Нач. Школы (ремесл., с.-х.), а также ср. Спец. Уч. Заведения (учительские, ветеринарные, мед.) со сроком обучения 3—5 лет. Особое внимание уделялось с.-х. Образованию. В 1884—1903 было открыто 49 с.-х. Школ с 3-годичным сроком обучения и 4 ср. С.-х. Школы. В нек-рых нач. Земских школах открывались 2-годичные с.-х.

Отделения.Просветительская деятельность земств в области внешк. Образования проявилась в открытии воскресных школ, «повторительных классов» для взрослых. Организации нар. Чтений, библиотек-читален (в 1898 — 3 тыс., в 1904 — св.4 тыс.), книжных складов (к 1905 — 188). В Московской, Нижегородской, Вятской, Вологодской, Тверской, Черниговской и Тамбовской губерниях в 1880—1900-х гт, были открыты музеи кустарных промыслов. Активизация деятельности земств в области нар. Просвещения в кон. 19 — нач. 20 вв. Связана с подъёмом обществ, движения в стране, ростом числа и влияния земской интеллигенции, т. Н. Третьего элемента. В просветительной деятельности земств кроме земских учителей (в 1910 — ок. 40 тыс.) принимали участие тысячи врачей, статистиков, агрономов и др.

Земских служащих. В 1890-х гг. Улучшились организац. Формы руководства нар. Образованием. В 23 земствах были созданы шк. Комиссии, в к-рые входили земские гласные, служащие и педагоги. Исполнительными органами комиссий были бюро, отделы и столы по нар. Образованию в каждой земской губернской управе. Комиссии занимались организацией учительских курсов, созданием об— в взаимопомощи учителей, разработкой шк. Статистики и др. Вопросами организации шк. Сети в связи с проблемой всеобщего нар. Образования.Ещё в 1870-х гг. Отд. Земства стали обращаться к пр-ву с предложениями о введении всеобщего нач. Обучения. В кон. 19 в. С появлением земской статистики проблема всеобщего обучения подучила реальные обоснования. На основе статистики и практики земской школы был составлен проект организации всеобщего обучения (1908), однако в дорев.

России эта проблема в целом не была решена.Лит. Чарнолуский В. И., Земство и нар. Образование, ч. 1—2, СПБ, 1910- 1911. Его же, Земство и внешк. Образование, в кн. Юбилейный земский сб., СПБ, 1914. Чехов Н. В. [сост.]. Нар. Образование в России с 60-х гг. XIX в., М., [1912]. Звягинцев Е. А., Полвека земской деятельности по нар. Образованию. М., 1917. В с с е-ловский Б. Б., История земства за 40 лет, т. 1—4, СПБ, 1909 — 11. Корнилов Е. Г.., Земские учителя в рев. Движении 70-х гг. XIX в., УЗ МГПИ им. Ленина, 1971, т. 439. Пирумова H. M., Земская интеллигенция и ее роль в обществ, борьбе до нач. 20 в., М., 1986. H. M. Пирумова..

Значения в других словарях
Зеленко Александр Устинович

[29.9 (11.10).1871, Москва, — 21.7.1953, там же], педагог, архитектор, деятель внешк. Образования. Окончил Ин-т гражд. Инженеров в Петербурге (1892). В 1900—03 преподавал рисование в гимназии в Москве. В 1903—04 в Америке знакомился с постановкой воспитания и обучения детей и деятельностью сетлементов (сеттльментов) — поселений интеллигенции среди бедных слоев населения с целью проведения просветительской работы. В 1905 совм. С С. Т. Шацким и Л. К. Шлегер организовал летнюю дет. Трудовую колонию..

Зёмлер (Semler) Кристоф

(2.10.1669, Галле, — 8.8.1740, там же), нем. Педагог, один из теоретиков реального ^образования. Учился в Лейпцигском и Йенском ун-тах. С 1697 преподавал философию, теологию и математику в ун-те в Галле. Был пастором и инспектором гор. Нач. Школ. Высказал идею создания уч. Заведений, сочетающих общеобразоват. Подготовку с обучением раз л. Ремёслам. В 1705 составил проект такой школы, поддержанный X. Вольфом, X. Тома-зиусом и Г. В. Лейбницем. Предполагал обучать мальчиков математике, началам меха..

Земцова Мария Ивановна

[р. 27.7 (9.8).1903, с. Хлебновка Саратовской обл.], тифлопедагог, дер пед. Наук (1958), проф. (1962). Окончила Саратовский ун-т (1920). Пед. Деятельность с 1921, в 1934—52 в ЦИЭТИН, в 1952—79 в НИИ дефектологии АПН СССР (зав. Сектором тифлопедагогики), с 1979 консультант ин-та. Под руководством и при участии 3. Разработаны науч. Основы системы образования, методы обучения и трудовой подготовки детей с нарушениями зрения. Тр. По психол.-пед. Изучению слепых и слабовидящих детей, исследованию ком..

Зеньковский Василий Васильевич

[4(16) 7 1881, Проскуров Подольской губ , ныне Украина — 58 1962, Париж], философ и богослов, теоретик и историк педагогики, обществ деятель Окончил (1909) Киевский ун-т, с 1912 доцент, с 1915 проф этого ун-та, преподавал также на высших жен курсах Дир Киевского Фребелевского ин-та дошк воспитания Пред Киевского религ -филос и Фребелевского об-в В 1919 мин культуры и вероисповеданий в пр-ве П П Скоропадского Эмигрировал в Югославию в 1920—22 проф Белградского ун-таС 1922 в Праге Пред Пед бюро по..

Дополнительный поиск Земства И Просвещение Земства И Просвещение

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Земства И Просвещение" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Земства И Просвещение, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 21 символа