Зона Ближайшего Развития
Расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. Б. Р. Определяет психич. Функции, находящиеся в процессе созревания. 3. Б. Р. Связана с такими фундаментальными проблемами дет. И пед. Психологии, как возникновение и развитие высш. Психич. Функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психич. Развития ребёнка. 3. Б. Р. — следствие становления высш. Психич. Функций, к-рые формируются сначала в совм. Деятельности, в сотрудничестве с др. Людьми и постепенно становятся внутр.
Психич. Процессами субъекта.3. Б. Р. Свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Выготский, — когда оно идёт впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много др. Функций, лежащих в 3. Б. Р. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на 3. Б. Р., что характеризует высш. Порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения (см. Доступность обучения). 3. Б. Р. Даёт представление о внутр. Состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и прак-тич. Рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отд.
Ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также одновременно с этим 3. Б. Р. Составляет то, что Выготский называя нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматич. Диагностики, опирающейся лишь на внеш. Признаки развития. В этом аспекте 3. Б р. Может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отеч. И заруб, психологии проводятся иссл. С целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить 3. 6. Р.3 б. P может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познават процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, к рые происходят в результате направленных воспитат.
Воздействий. Оптимальные условия для выявления 3. Б. Р. Личности создает интеграция ее в коллективе.Лит Выготский Л С, Проблема обучения и умственного развития в шк возра сте в его кн Избр психол иссл, M, 1956, Гинзбург M P, О возможной интер претации понятия Зона ближайшего развития, в сб Диагностика уч деятельности и интеллектуального развития детей, M 1981, Chil dren's learning in the «Zone of proximal de-velopment», ed by B Rogoff, J V Wertsch, S F, 1984 Л Ф Обухова..
Дополнительный поиск Зона Ближайшего Развития
На нашем сайте Вы найдете значение "Зона Ближайшего Развития" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зона Ближайшего Развития, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "З". Общая длина 24 символа