Зона Ближайшего Развития

177

Расхождения между уровнем актуального развития (он определяется степенью трудности задач, решаемых ребёнком самостоятельно) и уровнем потенциального развития (к-рого ребёнок может достигнуть, решая задачи под руководством взрослого и в сотрудничестве со сверстниками). Понятие введено Л. С. Выготским, к-рый считал, что 3. Б. Р. Определяет психич. Функции, находящиеся в процессе созревания. 3. Б. Р. Связана с такими фундаментальными проблемами дет. И пед. Психологии, как возникновение и развитие высш. Психич. Функций, соотношение обучения и умственного развития, движущие силы и механизмы психич. Развития ребёнка. 3. Б. Р. — следствие становления высш. Психич. Функций, к-рые формируются сначала в совм. Деятельности, в сотрудничестве с др. Людьми и постепенно становятся внутр.

Психич. Процессами субъекта.3. Б. Р. Свидетельствует о ведущей роли обучения в умственном развитии детей. «Обучение только тогда хорошо, — писал Выготский, — когда оно идёт впереди развития». Тогда оно пробуждает и вызывает к жизни много др. Функций, лежащих в 3. Б. Р. Обучение может ориентироваться на уже пройденные циклы развития — это низший порог обучения, но оно может ориентироваться на ещё не созревшие функции, на 3. Б. Р., что характеризует высш. Порог обучения. Между этими порогами и находится оптимальный период обучения (см. Доступность обучения). 3. Б. Р. Даёт представление о внутр. Состоянии, потенциальных возможностях развития и на этой основе позволяет дать обоснованный прогноз и прак-тич. Рекомендации об оптимальных сроках обучения как для массы детей, так и для каждого отд.

Ребёнка. Определение актуального и потенциального уровней развития, а также одновременно с этим 3. Б. Р. Составляет то, что Выготский называя нормативной возрастной диагностикой, в отличие от симптоматич. Диагностики, опирающейся лишь на внеш. Признаки развития. В этом аспекте 3. Б р. Может быть использована как показатель индивидуальных различий детей. В отеч. И заруб, психологии проводятся иссл. С целью разработки методик, позволяющих качественно описать и количественно оценить 3. 6. Р.3 б. P может быть выявлена и при изучении личности ребенка, а не только его познават процессов. При этом выясняется разница между стихийно складывающимися в процессе социализации личностными характеристиками и теми сдвигами в развитии личности, к рые происходят в результате направленных воспитат.

Воздействий. Оптимальные условия для выявления 3. Б. Р. Личности создает интеграция ее в коллективе.Лит Выготский Л С, Проблема обучения и умственного развития в шк возра сте в его кн Избр психол иссл, M, 1956, Гинзбург M P, О возможной интер претации понятия Зона ближайшего развития, в сб Диагностика уч деятельности и интеллектуального развития детей, M 1981, Chil dren's learning in the «Zone of proximal de-velopment», ed by B Rogoff, J V Wertsch, S F, 1984 Л Ф Обухова..

Значения в других словарях
Зона Ближайшего Развития

(англ. Zone of proximal development) - понятие, введенное в нач. 1930-х гг. Л. С. Выготским для характеристики связи обучения и развития. 3. Б. Р. Определяется содержанием тех задач, которые ребенок еще не может решить самостоятельно, но уже решает с помощью взрослого (в совместной деятельности). То, что первоначально делается ребенком под руководством взрослых, становится затем его собственным достоянием (способностями, навыками, умениями). Ее наличие свидетельствует о ведущей роли взрослого в ..

Знания

Проверенный обществ.-ист. Практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности. Адекватное её отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. 3. Фиксируются в форме знаков естеств. И искусств, языков.Элементарные 3., обусловленные биол. Закономерностями, свойственны и животным, у к-рых они служат необходимым условием их жизнедеятельности, реализации поведенческих актов. 3. Являются ор-ганич. Единством чувственного и рационального. На осно..

Золотов Василий Андреевич

[2(14). 3.1804, Москва, — 12(24).12.1882, Петербург], педагог, деятель нар. Образования. Учился в Ришельевском лицее (преподавал там же в 1829—32) и в Моск. Ун-те. В 1832—49 содержал в Одессе частный пансион, в к-ром обучал с помощью новых методов по учебникам и руководствам, написанным им самим. В пансионе был применён звуковой метод обучения грамоте («Рус. Азбука по методе Жако-то», 1833), изучение грамматики начиналось с синтаксич. Разбора предложений (— «Опыт общей грамматики», 1832), обучен..

Зоферн (Suvern) Иоганн Вильгельм

(3.1.1775, Лемго, Германия, — 2.10.1829, Берлин), нем. Педагог, представитель неогуманизма. Учился в ун-тах Йены (слушал лекции Ф. Шиллера и И. Г. Фихте) и Галле. Преподавал в гимназиях Торна (Торунь) и Эльбинга (Эль-блонг), в Кёнигсбергском ун-те. В 1804 опубликовал проект реформы нач. И неполных ср. Уч. Заведений, обобщив в нём идеи филантропистов, И. Г. Фихте и И. Г. Песталоцци. С 1809 работал в прусском Мин-ве внутр. Дел в отделе культов и просвещения под руководством Г. Ф. К. Фон Штейна и п..

Зрение

Процесс восприятия внеш. Мира, обусловливающий представление о величине, форме, цвете предметов, их взаимном расположении и расстоянии между нимиОрган 3. — глаз Глаз человека наделен способностью воспринимать световые волны в диапазоне от 360 до 760 нм, (ультрафиолетовые и инфракрасные лучи зрительных ощущений не вызывают). Лучи света от рассматриваемых предметов, попадая в глаз, преломляются в его прозрачных средах, действуют на сетчатку. В результате сложного фотохим. Процесса в сетчатке возни..

Дополнительный поиск Зона Ближайшего Развития Зона Ближайшего Развития

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Зона Ближайшего Развития" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Зона Ближайшего Развития, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "З". Общая длина 24 символа