Идеал
(франц. Ideal, от греч. Idea — идея, первообраз), образ совершенства, наиболее ценного и величественного, в культуре, иск-ве, отношениях между людьми, нравств. И абсолютное основание морального долга, критерий разделения добра и зла. Содержание И. Часто складывается как альтернатива действительности, как внутр. Протест против устоявшегося порядка вещей. В моральном сознании И. Предстаёт как мечта о единстве и братстве людей и соответствующее этому требование безусловной человечности в отношениях между людьми. Впервые И. В этом понимании был сформулирован в буддийской и христианской религиях, причём моральный И. В этих учениях был органично соединён с образами совершенных личностей. Будда и Христос были канонизированы в качестве высшего И.
И. По природе своей абсолютен и безусловен, его нельзя конкретизировать и привязать к определённым ист. Условием. Поэтому бесперспективны и обречены на неудачу попытки возвести в И. Образы конкретных лиц, выдвинуть их в качестве примеров для подражания (как, напр., в СССР галерея пионеров и комсомольцев-героев, свершивших жертвенные деяния во имя отчизны).В истории культуры И. Практически всегда интерпретировался и санкционировался идеологами с позиций определённой социальной группы. В рамках классовой идеологии формулировались общественные И. Как прогнозы и утопии такого социального устройства, в к-ром может быть осуществлён моральный И. И личность достигнет совершенства. Ист. Значение общественных И., их прогрессивность или реакционность обусловливались местом и ролью стоящих за ними социальных сил, их действит.
Заинтересованностью в переустройстве общества. Известны примеры И., обращённых в прошлое, ориентированных на восстановление нек-рого •«золотого века». Провозглашались социальные И., содержавшие образы совершенного будущего общества. Подобные И. Основывались и теоретически. Однако на практике содержание таких И. Подвергалось вульгаризации. Искажённое толкование И. Становится одной из духовных предпосылок нравств. Кризиса в обществе.Вековые моральные традиции человечества закрепили подлинный И., сущност-ным содержанием к-рого стал образ свободной личности, способной посвятить себя счастью др. Людей. Любые социальные программы должны выверяться по этому И. Как высшей нравств. И социальной цели ист. Развития.Формирование И.— сложная задача.
Ребёнку с рождения свойственно стремление к доброму и прекрасному, важно, чтобы его воспитание имело целью совершенствование нравств. Черт личности. Основы общечеловеческих нравств. И культурных ценностей закладываются в семье. От её духовной ориентации, моральной атмосферы во многом зависит, научится ли подрастающий человек отличать подлинные И. От мнимых. Личность, получившая в детстве импульс к нравств. Саморазвитию и самосовершенствованию, воспитанная на истинных И., в любых ситуациях способна сделать правильный моральный выбор. В то же время, человек, привыкший бездумно подражать чужому мнению, соблюдать любые стандарты и стереотипы поведения, легко превращается в послушного исполнителя чужой воли. Воспитатели иногда опасаются, что слишком сильная вера в идеальное может стать причиной душевных разочарований и потрясений.
Избежать этого можно, если человек воспитывается не только на идеалах, но и на реальностях действительности. Воспитываясь, человек учится воплощать свои нравств. И. В жизнь.Часто у подростков и юношей стремление к И. Выражается в форме увлечения конкретными личностями — модными артистами, спортсменами и др. Деятелями и превращается в слепое поклонение идолам, к-рым приписываются самые прив-лекат. Человеческие качества и способности. Желание иметь предмет для обожания свойственно отроческому и юношескому возрастам и, как правило, проходит по мере взросления. Но в ряде случаев чрезмерное внимание к модным кумирам становится негативным явлением, поглощающим всё свободное время, ограничивающим др. Культурные и нравств.
Потребности. Такие ложные И. Могут нанести вред нормальному нравств. Развитию личности. Родители и воспитатели не могут оставаться безучастными к таким увлечениям. Необходим поиск педагогически обоснованных И. Для направления интересов в позитивное русло.Р. Г. Апресян..
Дополнительный поиск Идеал
На нашем сайте Вы найдете значение "Идеал" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Идеал, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 5 символа