Импровизация Педагогическая

200

(от лат. Improvisus — неожиданный, внезапный), деятельность учителя, воспитателя, осуществляемая в ходе пед. Общения, без предварит, осмысления, обдумывания. Целью пед. И. Является нахождение нового решения в конкретных условиях обучения и воспитания. Сущность И. Составляет быстрое и гибкое реагирование на возникающие пед. Задачи.Недостаточный учёт учителем быстро меняющихся ситуаций шк. Жизни, ведёт к формализму в уч.-воспитат. Процессе, отчуждению от него учащихся. И. Позволяет снимать напряжение, актуализировать знания, вовлекать учеников в сотворчество, делает уч.-воспитат. Процесс притягательным, ненавязчивым, жизненным. Овладение умением пед. И.— один из путей восхождения к пед. Мастерству. В И. Личностные качества педагога проявляются с особой яркостью.

В основе И. Лежат общекультурная и проф. Подготовка учителя, знание уч. Предмета, педагогики и пед. Психологии, развитые пед. Умения и навыки, пед. Техника, такт и т. Д. Особое значение имеет творческая доминанта, т. Е. Развитые внимание, воображение, интуиция, состояние творческого поиска и вдохновения.Специфика пед. Внимания состоит в том, что оно, с одной стороны, -«рассеяно» на многочисл. Объекты, с другой — сконцентрировано на решении пед. Задач и непрерывном анализе деятельности учащихся. Распределённость внимания помогает учителю «улавливать» момент начала возможной И., неожиданные повороты в течение занятия, реакцию учащихся на такие повороты. Концентрация внимания способствует выбору пути осуществления И., эффективности её публичного протекания и оперативному анализу её результатов.

Воображение учителя способствует рождению своеобразной пед. Идеи, выбору пути, отбору средств и качеству её реализации, помогает учителю заранее подготовить отдельные И., предугадать возможность и результат их включения в уч.-воспитат. Процесс.Теоретически в процессе пед. И. Можно выделить 4 этапа. Момент возникновения пед. Идеи при условии сиюминутной её реализации является началом И. 2-й этап — выбор пути реализации пед. Идеи. 3-й — центр, этап, от к-рого зависит эффективность И.— воплощение или реализация пед. Идеи, зримая часть И. На 4-м этапе анализируется процесс воплощения пед. Идеи, принимается решение о продолжении И., если в ходе её рождается новая идея, или о её завершении.Способы И. Различны, В уч.-воспитат.

Процессе пед. И. В зависимости от условий выступает как приём, метод, средство обучения и воспитания. В шк. Обучении часто применяются пед. И. С «домашней заготовкой». Анализ деятельности мастеров пед. Труда показал, что наиб, эффект достигается в процессе движения от индивидуальной И. Педагога к коллективной, совместной И. Учителя и учащихся. Отеч. Педагоги А. С. Макаренко, С.Т.Шацкий и др. Были выдающимися импровизаторами. Один из основополагающих девизов Макаренко — «немедленный анализ и немедленное действие» — является призывом к пед. И., а обоснованный им «метод взрыва» — разновидностью пед. И. Психологами К. А. Эрбергом, Н. А. Энгельгардом, С. О. Грузенбергом в 20— 30-х гг., В. А. Кан-Каликом, Б. М. Ру-ниным в 80-х гг. 20 в. Доказано, что И.— первотворчество, в ней в свёрнутом виде присутствуют все этапы творческого процесса.

С помощью И. Элементы пед. Техники приобретают признаки новизны. И. Придаёт пед. Деятельности творческий характер.Обучение И. Может осуществляться двумя путями. Через вкрапление элементов И. В ход преподавания уч. Дисциплин и обучение приёмам И. Второй путь— спец. Тренинг, к-рый включает изучение структуры процесса И., анализ уроков с точки зрения возможного и реального применения И., групповое составление пед. Задач и их импровизац. Показ и т. Д. Спец. Упражнения для развития пед. Мастерства с акцентом на совершенствование речи, внимания, воображения.Ли>п. Э p б е p г К., Цель творчества. Опыты по теории творчества и эстетике, М., 1913. Записки ин-та живого слова, П., 1919. Грузенберг С. О., Психология творчества. Введение в психологию и теорию творчества, Минск, 1923.

Терский В. Н., Кель О. С., Игра. Творчество. Жизнь. Организация досуга школьников, М., 1966. Кан-Калик В. А., Основы проф.-пед. Общения, Грозный, 1979. Рунин Б. М., О психологии импровизации, Л., 1980. Харькин В. Н., Пед. Импровизация. [Уч. Пособие для студентов пед. Вузов], М., 1989. Его же, Пед. Импровизация, СП, 1989, № 8. В. Н. Харькин..

Значения в других словарях
Ильминский Николай Иванович

[23.4(5.5). 1822, Пенза,—27.12.1891 (8.1. 1892), Казань], востоковед, педагог-миссионер, ч.-к. Петерб. АН (1870). Окончил физ.-мат. Отделение Казанской духовной академии (1846), на ст. Курсах изучал араб, и тат. Языки у А. К. Казем-Бека. Оставленный при академии, преподавал естеств.-науч. Предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в тат. Яз. Поселился среди татар, посещал медресе. В 1851—54 был в науч. Командировке на Бл. Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изуче..

Императив

(от лат. Imperativus — повелительный), повеление, требование, приказ, безусловный принцип поведения. Понятие «категорический И.», введённое Э. Кантом в «Критике практич. Разума» (1788), обозначает в его этике нравств. Закон, гласящий. «...Поступай только согласно такой максиме, руководствуясь которой ты в то же время можешь пожелать, чтобы она стала всеобщим законом» (Кант Э., Соч., т. 4, ч. 1, М., 1965, с. 260). Т. О., Кант обосновывал идеи равенства в морали. Моральные требования независимо от..

Ингушская Республика

Ингушетия, входит в Рос. Федерацию. Образована в 1992. Пл. Ок. 3,5 тыс. Км2. Население 254 тыс. Чел. (кон. 1994), в т. Ч. Ингуши 215 тыс. Чел. Врем. Адм. Центр — Назрань.В 16—18 вв. На терр. Ингушетии распространялся ислам. Почти до сер. 19 в. Сохранялся обычай воспитания детей в семье. Практика обучения в мектебах не закрепилась. После вхождения Ингушетии в состав Рос. Империи (1810) активизировалась деятельность мусульм. Духовенства. Заметную роль стали играть мусульманские (хужарные) школы, с..

Индивидуализация Обучения

Организация уч. Процесса с учётом индивидуальных особенностей учащихся. Позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. О. Осуществляется в условиях коллективной уч. Работы в рамках общих задач и содержания обучения.Проблема учёта индивидуальных особенностей учащихся относится к традиционным для психол.-пед. Науки. В практике процесс обучения в основном ориентируется на ср. Уровень обученности и развития способностей к учению, поэтому не каждый..

Дополнительный поиск Импровизация Педагогическая Импровизация Педагогическая

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Импровизация Педагогическая" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Импровизация Педагогическая, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 27 символа