Индивидуализм
(франц. Individua-lisme, от лат. Individuum — неделимое), тип мировоззрения, в основе к-рого лежит абсолютизация позиции индивида в его противопоставленности обществу как таковому, миру в целом. И. Проявляется как в реальной жизненной позиции, в поступках, так и в разл. Концепциях — этических, философских, идеологических, политических и т. Д. Согласно принципам И., счастье отд. Личности, её свобода и неограниченное развитие рассматриваются как высш. Цель, а функционирование социальных институтов и групп — как основа и средство для достижения этой цели. Как жизненная позиция и умонастроение И. Возникает в условиях обособления и отчуждения людей друг от друга. Социально-этич. Взгляды, воплощавшие идеал И., высказывались уже в Др.
Греции (начиная с Демокрита и софистов). Как массовое явление И. Распространился в эпоху эллинизма (напр., в учениях Эпикура, стоиков, скептиков). С установлением капитали-стич. Уклада И. Наиб, ярко проявился в бурж. Обществе, востребовавшем независимую, инициативную личность, способную решительно действовать с целью осуществления частного интереса (не учитывающую интересы др. Людей или даже вступающую в противоречие с ними). И. Получил обоснование в учениях Дж. Локка, А. Смита, К. А. Гельвеция, Б. Франклина, И. Бентама как идеология, противостоящая феодальному абсолютизму и сословному корпоративизму. Практике товарно-денежных отношений, в к-рых доминировал принцип пользы, соответствовало провозглашение свободы человека от социальных условий и ориентация личности на достижение собств.
Успехов, что привело к трансформации И. В одну из его типичных форм — эгоизм. И. Часто подвергается критике за эту крайнюю форму его проявления. При этом не учитывается, что И. Проповедует необходимость личной активности человека, его опоры на собств. Силы, утверждает чувство ответственности, морального достоинства. В соответствии с таким пониманием И. Находит выражение в альтруизме, моральных установках на совершенствование и честное исполнение долга. С развитием корпораций И. Переживает кризис. С одной стороны, он перерождается в авторитаризм, корпоративизм, конформизм, а с другой — пре- вращается в экстремизм, отрицающий разл. Формы гос. И обществ, контроля. Одновременно усиление роли гос-ва и корпораций в жизни капиталистии.
Общества во 2-й пол. 20 в. Вызвало движение за гражд. Права и свободы, а осознание опасности ядерной войны привело к пониманию того, что самосохранение и полноценное развитие индивида возможно лишь при сохранении человечества в целом, и способствовало расширению всеобщей борьбы за мир.В теории социализма, провозгласившей приоритет общего интереса над интересами индивида, предполагалось, что новая организация обществ, жизни создаст наилучшие условия для удовлетворения как общественных, так и индивидуальных потребностей. С этих позиций И. Отвергался как мировоззрение, противоречащее задачам развития социа-листич. Общества и установления всеобщего равенства. Однако на практике в 30—70-е гг. Индивидуальные интересы по сути игнорировались.
На этом фоне И. Проявился в разл. Формах «ухода», скептицизма, нигилизма. Ист. Опыт доказывает, что противоречия между обществ, и индивидуальными интересами исчезают в таких социально-экон. Условиях, при к-рых удовлетворение обществ, интересов достигается людьми в процессе их деятельности, направленной на реализацию индивидуальных интересов. В полит, сфере равновесие между обществ, и индивидуальными интересами осуществляется через признание гражд. Свобод личности, а в нравственной — её морального достоинства и ответственности. Р. Г. Апресян..
Дополнительный поиск Индивидуализм
На нашем сайте Вы найдете значение "Индивидуализм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Индивидуализм, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 13 символа