Интеллигентность

162

Свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. Связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. П., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. Неотделима от индивидуализма, т. Е. От установки на индивидуальность. И. Совсем не обязательно присуща только людям, занимающимся творчеством — интеллектуальным, в сфере культуры. Творческий потенциал не только однозначно не определяет И., но, как ни парадоксально это звучит, даже входит в противоречие с ней. Каждое творчество предполагает новаторство, разрушение традиции (преодоление её), максималистское утверждение своей правды за счёт других, нек-рый пафос.

И. Же всегда антипафосна, антиразрушительна, ориентирована на ценность культуры. Поэтому нек-рой огромной творческой силы писатели, учёные и т. П. Не всегда интеллигентны. И. Связана скорее с установкой на чужое творчество, на восприимчивость к чужой культуре, чем на созидание своей. Свойственные интеллигентным людям сострадательность, сочувствие, иногда трактуемые как слабость, вместе с тем составляют и их силу, к-рая заключается в способности не только говорить, но слушать и понимать др. Человека. Это качество особенно важно в условиях стремит, темпа совр. Жизни. Установка на понимание у интеллигента проявляется в разл. Сферах его жизнедеятельности — интеллектуальной, творческой, бытовой. При встрече с др. Людьми для него главным является не мгновенное действие, не эмоции, но прежде всего общение, желание понять собеседника.

Интеллигентный человек видит в партнёре не средство и не предмет для воздействия, но носителя иного, и этим как раз ценного, мнения, иной потенциально ценной культуры. И. Не совместима с нетерпимостью и непримиримостью по отношению к др. Людям.И. Нерасторжимо связана с нравственностью, понимаемой не как комплекс моральных качеств и не как следование общепринятым заповедям и нормам, но как познание ценностей особенного, другого, установка на понимание. Способность интеллигента к пониманию явлений культуры как самоценных произведений проявляется в уважении в себе и других индивидуальности, неповторимости личности, а не общих социальных, нац. И др. Черт. И. Внеклассова и вненациональна, она заставляет человека преодолевать в себе нац.

И др. Ограниченность. Стремление понять, ощутить ценность каждой личности делает интеллигента защитником слабых и отверженных, он способен выступать против большинства, становиться одиночкой, полагающимся на свой страх и риск. И., если она является определяющим свойством личности, может вызвать трагич. Чувство постоянного ощущения границы, к-рую необходимо, но невозможно преодолеть — границы между собой и др. Человеком, между «своей» и иной культурой. Интеллигент особенно остро чувствует, что эту черту нельзя перейти, не сливаясь с другим на пути к общей цели, не превращая друтого в средство достижения своих или обществ, целей. Чувство преграды возникает также в момент необходимости, но невозможности немедленного действия, к-рое у интеллигента задерживается размышлением, рефлексией.

Не-к-рая нерешительность, сдержанность, робость, к-рые часто связываются с внеш. Обликом и манерами интеллигентного человека, объясняются именно установкой на понимание, размышление, сдерживающих его эмоции и активность.И. Е. Берлянд.И. Не может возникнуть сама по себе, сформироваться в определ. Период времени.Существует мнение, что нужен упорный нравств. Опыт неск. Поколений, создающих традиции, к-рые позволят ребёнку, юноше в полной мере впитать в себя дух истинной И. Интеллигентность — по сути идеал воспитания, к к-рому должно стремиться гуманное демокр. Общество. Вместе с тем на формирование И. Влияет множество факторов. Уровень социального развития и культуры общества, социальная среда, системы воспитания..

Значения в других словарях
Интеллигентность

-и, ж.. ..

Интеллигентность

Уровень культуры, просвещенность, образованность, начитанность, культура, культурность, воспитанность, степень культуры, цивилизованность. ..

Интеллигентность

Ж.Отвлеч. Сущ. По знач. Прил. Интеллигентный (2).. ..

Интеллигентность

Интеллигентности, мн. Нет, ж. (книжн.). Отвлеч. Сущ. К интеллигентный. Культурный. Он выделялся своей интеллигентностью.. ..

Интеллигентность

- совокупность личностных качеств индивида, отвечающих социальным ожиданиям, предъявляемым обществом преимущественно к лицам, занятым умственным трудом и художественным творчеством, в более широком аспекте - к людям, считающимся носителями культуры. Первоначально интеллигентность - производное от понятия интеллигенции, означающего условную группу, объединяющую представителей свободных профессий - ученых, художников, писателей и пр. К числу основных признаков интеллигентности относится комплекс в..

Институты Усовершенствования Учителей

(ИУУ), в России пед. Науч.-метод, учреждения. Ведут работу с педагогами и руководителями школ, дошк. И внешк. Учреждений, преподавателями общеобразоват. Предметов уч. Заведений проф.-тех. Образования, а также со специалистами, привлекаемыми к пед. Работе с учащимися.Первый ин-т повышения квалификации педагогов был создан при Наркомпросе РСФСР в 1928 (позже ЦИУУ). Интенсивно сеть ИУУ стала развиваться с кон. 30-х гг. ИУУ действуют при респ., краевых, обл. И гор. Органах управления образованием. В..

Инструктаж

(от франц. Instruire — обучать, наставлять), вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приёмов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технол. Процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. Зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.Вводный И. Имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами её..

Интеракционизм

(от англ, interac-tion — взаимодействие), направление в совр. Заруб., гл. Обр. Амер., психологии, для к-рого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. И. Не представляет собой единой теории или науч. Школы, ряд его положений пересекается с др. Концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психол. Науки часто определяется как «интерак-ционистская ориентация», или «интерак-ционистский подход». Осн. Т..

Интерес

(от лат. Interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. Носит избират. Характер, выступает одним из наиб, существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. Знания усваиваются основательно, прочно. При его отсутствии уч. Материал усваивается с трудом, часто формально.В основе И. Лежат потребности человека. Существенную роль в ..

Дополнительный поиск Интеллигентность Интеллигентность

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интеллигентность" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интеллигентность, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 16 символа