Интеракционизм

147

(от англ, interac-tion — взаимодействие), направление в совр. Заруб., гл. Обр. Амер., психологии, для к-рого характерно рассмотрение развития и жизнедеятельности личности в контексте социального взаимодействия. И. Не представляет собой единой теории или науч. Школы, ряд его положений пересекается с др. Концепциями, в частности с психоанализом и бихевиоризмом, поэтому данное направление психол. Науки часто определяется как «интерак-ционистская ориентация», или «интерак-ционистский подход». Осн. Тр. Представителей И. (Г. Блумер, Э. Гофман, Г. Келли и др.) выполнены в русле социальной психологии, однако интерак-ционистский подход оказывает существ, влияние на общую, а также возрастную и пед. Психологию, что, в свою очередь, находит отражение в практике воспитания.В основе И.

Лежит теория социального взаимодействия, разработанная амер. Философом и социологом Дж. Мидом. Согласно этой теории, развитие личности совершается в процессе общения индивида с членами определённой социальной группы, в ходе совм. Деятельности. Мид подчёркивал, что определяющим в этом процессе являются общество, группа, а не личность. В общении с др. Людьми формируется способность мыслить в абстрактных понятиях, а главное — осознавать себя в качестве особого лица, отличающегося от других. «Я» человека — продукт «социального опыта», к-рый приобретается первоначально в дет. Играх. Играя, ребёнок как бы раздваивается. Он исполняет разл. Роли и благодаря этому отделяет себя от других и вместе с тем становится на их позицию, учится смотреть на себя со стороны.

В играх по правилам он воспринимает свою индивидуальность уже не только с точки зрения отд. Лиц, чьи роли исполняет, но и с точки зрения обобщённых установок (норм, ценностей) группы, к к-рой он принадлежит. Т. О., внутр. Мир личности зарождается в групповом действии. Однако теория Мида трактовала эти процессы односторонне. Человеческое общество рассматривалось как совокупное взаимодействие исполняющих разл. Роли индивидов.Идеи Мида развивал амер. Психолог Р. Сире. Он предложил сделать единицей психол. Анализа т. Н. Диадическую систему, «к-рая описывает комбинированные действия двух и более персон». По Сирсу, действия каждого индивида всегда ориентированы на др. Человека и зависят от него. Соответственно не существует строго фиксированных и неизменных личностных черт, напр, агрессивности или доброжелательности, поскольку соответствующее поведение всегда зависит от свойств др.

Члена диадич. Системы. Т.о., дет. Развитие — зеркало практики воспитания и качеств воспитателя.В русле И. Лежит т. Н. Социодраматиче-ский подход. Его сторонники рассматривают обществ, жизнь как драму, каждый участник к-рой играет свою «роль». Соответственно социодрама — проигрывание жизненных ситуаций с принятием на себя нек-рой роли— выступает как метод психотерапии, а также как особое средство пед. Воздействия на личность.Представителями И. Предпринята попытка вычленить «специфически человеческое» в поведении человека, раскрыть социально-психол. Механизмы формирования личности, подчеркнуть активное творческое начало в личности.Источники. Шибутани Т., Социальная психология, пер. С англ., М., 1969. Совр. Заруб, социальная психология.

Тексты, под ред. Г. М. Андреевой, H. H. Богомоловой и Л. А. Петровской, М., 1984. Лит. Андреева Г. М., Богомолова Н. Н., Петровская Л. А., Совр. Социальная психология на Западе, ЕМ.1, 1978. Бурменская Г. В., Обухова Л. Ф., Подольский А. И., Совр. Амер. Психология развития, [М.], 1986..

Значения в других словарях
Интеракционизм

(от англ. Interaction -взаимодействие, воздействие друг на друга).1. Т. Зр. На психофизическую проблему, утверждающая возможность взаимодействий между психическими процессами (душой) и физиологическими процессами (телом). Такую т. Зр. Предлагал Р. Декарт. Ср. Психофизический параллелизм.2. Социально-психологические концепции и целое направление, которые придают большое значение межличностному взаимодействию, общению (интеракции) при объяснении широкого множества явлений, включая развитие личност..

Интеракционизм

(лат. Inter – между, actio – действие, деятельность). Одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций, рассма. ..

Интеракционизм

(лат. Inter – между, actio – действие, деятельность). Одно из ведущих направлений в современной социальной психологии ряда западных стран. Воздействие людей друг на друга в обществе, которое понимается как система непосредственных коммуникаций, рассматривается как основной источник формирования личности. Сущность интерперсональных отношений сводится к "обмену символами" в процессе общения. Ролевое поведение человека понимается исходя из того, насколько оно соответствует социальным нормам. Исключ..

Инструктаж

(от франц. Instruire — обучать, наставлять), вид объяснения и предъявления задания преподавателем. Включает элементы беседы, показ приёмов работы, порядка действий, демонстрацию предметов труда, технол. Процессов, а также продуктов труда (готовых изделий, деталей), наглядных пособий и др. Методика И. Зависит от типа и формы обучения. По содержанию обычно подразделяется на вводный, текущий и заключительный.Вводный И. Имеет целью ознакомить учащихся с содержанием предстоящей работы и средствами её..

Интеллигентность

Свойство человека, выражающееся в настроенности на культуру, на разум, на понимание, в ощущении ценности и необходимости культуры. И. Связана с пониманием явлений культуры как авторских законченных самоценных произведений, несводимых к проявлению нек-рых общих истин, законов, норм и т. П., с пониманием и острым ощущением важности этого особенного, ничем не заместимого авторского произведения. Поэтому И. Неотделима от индивидуализма, т. Е. От установки на индивидуальность. И. Совсем не обязательн..

Интерес

(от лат. Interest — имеет значение, важно), стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности. И. Носит избират. Характер, выступает одним из наиб, существенных стимулов приобретения знаний, расширения кругозора, служит важным условием подлинно творческого отношения к работе. При наличии И. Знания усваиваются основательно, прочно. При его отсутствии уч. Материал усваивается с трудом, часто формально.В основе И. Лежат потребности человека. Существенную роль в ..

Интериоризация

(франц. Interio-risation — переход извне внутрь, от лат. Interior — внутренний), формирование внутр. Структур человеческой психики посредством усвоения внеш. Социальной деятельности. И. Не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Понятие И. Введено франц. Социологи, школой для обозначения заимствования осн. Категорий индивидуального сознания из сферы обществ, представлений. В заруб, психол..

Дополнительный поиск Интеракционизм Интеракционизм

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Интеракционизм" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Интеракционизм, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 14 символа