Иорданский Николай Николаевич

133

[18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,—9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. Образования, д-р пед. Наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. Деятельность начал в ср. Школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. Образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. Воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. Б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. Столовых при нач. Школах, групп продлённого дня для детей гор. Бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалт. Край (1911), работая инспектором нар. Уч-щ, оказывал содействие латыш, школам с преподаванием на родном языке. В 1914—17 занимался разработкой вопросов нар. Образования в Моск. Земстве.

Один из организаторов Всерос. Съезда учителей (1913—14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. Пед. Курсах (1915). Один из руководителей Всерос. Учительского союза. В сент.— нояо. 1917 зам. Пред. Комитета по нар. Образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. Революции возглавлял образоват. Отдел Совета всерос. Кооперативных съездов (1918—19). В 1921—22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. Техникуме (в 1920—24 руководитель), в Центр, ин-те организаторов нар. Просвещения (в Москве), на Высш. Науч.-пед. Курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл науч. Работу в пед. Н.-и. Учреждениях Москвы.Осн. Труды И. Посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. Школы (школоведению). И. Считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк.

Дела, так и тесно связанные между собой разл. Стороны внутр. Жизни школы (управление школой в адм.-хоз. И пед. Отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. Процесса, положение педагогов и учеников, шк. Самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. Школы как относительно автономного образоват. Института. И. Выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. Коллектива, каждого учителя в организации шк. Жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. Образования, выступал за создание обществ.-гос. Системы управления шк. Делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. Заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.И.

Разрабатывал вопросы шк. Самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. Стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. Советов, выборность директоров и т. П. И. Трактовал в перспективе демократизации шк. Жизни. Большое значение И. Придавал шк. Кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. Кооперативов, теоретич. Основы и принципы организации к-рых И. Разработал применительно к условиям сов. Школы.И. Обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет.

Среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. Труда и творчества для изучения дет. Среды и составил соответств. Программы.В 50-х гг. Школоведч. Взгляды И. Были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. Взаимоотношений.Соч. Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907. Вопросы нар. Образования среди старообрядцев, М., 1909. Меры привлечения детей в нач. Школу, [Н.-Н., 1911J. Руководство школой, М., 1918. Дет. Дом-коммуна, М., 1919. Самоуправление в сел. Школе, М., 1924. Основы и практика социального воспитания, М., 19254. Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M., 19253.

Организация дет. Среды, М., 1925. Школоведение, M., 19294.Лит. P ы маков А., Видный деятель нар. Образования, НО, 1964, № 5.М. В. Богуславский..

Значения в других словарях
Иоанэ Петрици, Петрицонели Иоанн

(11—12 вв.), груз, философ-неоплатоник, деятель просвещения. В нач. 70-х гг. 11 в. Был слушателем Константинопольской филос. Школы. Ученик Иоанна Итала. Изгнанный за свои убеждения из Византии (1083), руководил школойИ. В. Ионин.(семинарией) в Петрицонском монастыре (ныне Бачковский монастырь в Болгарии) — центре просвещения груз, молодёжи. В нач. 12 в. Приглашён Давидом Строителем в Грузию, где возглавлял Гелатскую академию, положившую начало груз. Ренессансу 11—13 вв. Перевёл на груз. Яз. Сочи..

Ионин Игнатий Вячеславович

[19 (31). 12.1893, с. Ропша, ныне Ленингр. Обл.,— 19.2.1939], педагог. Учился на естеств. Отделении физ.-матем. Ф-та Петерб. Ун-та (1912—16). В 1916 ушёл добровольцем на воен. Службу и окончил офицерскую школу морской авиации в Баку. В 1918—19 — в Кр. Армии. В 1919 основал школу-колонию для беспризорников в быв. Усадьбе «Михайлов-ка», близ Петрограда (с 1921 «Красные зори»). Задуманная для летнего отдыха школьников колония под руководством И. Стала крупным уч.-воспитат. Учреждением для детей от ..

Ирак

Иракская Республи-к а, гос-во в Юго-Зап. Азии. Пл. 434,9 тыс. Км2. Нас. 17,7 млн. Чел. (1990). Офиц. Языки — арабский и (на терр. Курдской автономии) курдский. Столица — Багдад.На терр. Совр. И. В 3-м тыс. До н. Э. Существовали крупные города-государства, с развитием к-рых связано зарождение ранних видов письма (клинопись) и возникновение первых храмовых школ (см. В ст. Древний Восток).Первые мусульм. Уч. Заведения на терр. И. Появились в начале араб, завоевания (7 в.). В 8—И вв. Багдад стал одн..

Иран

Исламская Республика Иран, гос-во в Юго-Зап. Азии. Пл. 1648 тыс. Км2. Нас. 56,2 млн. Чел. (1990, оценка). Офиц. Яз.— фарси (персидский). Столица — Тегеран.Первые школы на терр. И. Возникли в период Араб, халифата (7—9 вв.). До сер. 19 в. Господствовала религ. Система образования, представленная мектебами и медресе. Светское уч. Заведение европ. Типа — Дарольфонун (Дом науки) был открыт в Тегеране в 1852, готовил воен. Специалистов, преподавателей и чиновников. В 1872—73 в Тегеране осн. Светская ..

Дополнительный поиск Иорданский Николай Николаевич Иорданский Николай Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Иорданский Николай Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иорданский Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "И". Общая длина 29 символа