Иорданский Николай Николаевич
[18 (30).4.1863, с. Городец, ныне Нижегородской обл.,—9.1.1941, Москва], педагог, деятель нар. Образования, д-р пед. Наук (1938), проф. (1922). Окончил Казанскую духовную академию (1887). Пед. Деятельность начал в ср. Школах Ниж. Новгорода, одновременно работал в губернском об-ве нач. Образования, был одним из организаторов и преподавателей жен. Воскресной школы. Создатель первой в России общедоступной дет. Б-ки (1905, Ниж. Новгород), дет. Столовых при нач. Школах, групп продлённого дня для детей гор. Бедноты. Как политически неблагонадёжный выслан в прибалт. Край (1911), работая инспектором нар. Уч-щ, оказывал содействие латыш, школам с преподаванием на родном языке. В 1914—17 занимался разработкой вопросов нар. Образования в Моск. Земстве.
Один из организаторов Всерос. Съезда учителей (1913—14). Преподавал в ун-те им. А. Л. Шанявского, на Высш. Пед. Курсах (1915). Один из руководителей Всерос. Учительского союза. В сент.— нояо. 1917 зам. Пред. Комитета по нар. Образованию при Мин-ве просвещения Врем, правительства. После Окт. Революции возглавлял образоват. Отдел Совета всерос. Кооперативных съездов (1918—19). В 1921—22 зав. Главсоцвосом Наркомпроса РСФСР. В 1920—31 преподавал педагогику в Сергиевском пед. Техникуме (в 1920—24 руководитель), в Центр, ин-те организаторов нар. Просвещения (в Москве), на Высш. Науч.-пед. Курсах при 2-м МГУ. С 1926 вёл науч. Работу в пед. Н.-и. Учреждениях Москвы.Осн. Труды И. Посвящены всесторонней разработке вопросов организации отеч. Школы (школоведению). И. Считал школоведение комплексной дисциплиной, изучающей как общие основы организации шк.
Дела, так и тесно связанные между собой разл. Стороны внутр. Жизни школы (управление школой в адм.-хоз. И пед. Отношениях, материальную базу школы, организацию уч.-воспитат. Процесса, положение педагогов и учеников, шк. Самоуправление). В таком подходе отразилось понимание И. Школы как относительно автономного образоват. Института. И. Выступал за стимулирование творческой инициативы каждого пед. Коллектива, каждого учителя в организации шк. Жизни. Обосновывал пути и средства осуществления массового нар. Образования, выступал за создание обществ.-гос. Системы управления шк. Делом, за широкое привлечение населения к участию в жизни школы, убеждал в необходимости тесной связи уч. Заведений с трудовой жизнью населения. Школа, по мысли И., должна не только руководствоваться потребностями общества, но и существенно влиять на его совершенствование.И.
Разрабатывал вопросы шк. Самоуправления, к-рое связывал с участием воспитанников в разнообразных трудовых процессах. Он рассматривал самоуправление как естеств. Стремление детей к самоорганизации, в к-ром педагогу должна принадлежать направляющая роль. Деятельность шк. Советов, выборность директоров и т. П. И. Трактовал в перспективе демократизации шк. Жизни. Большое значение И. Придавал шк. Кооперации, к-рую понимал как одно из социализирующих начал (школа — место для кооперативного просвещения и пропаганды), как изучение кооперации в курсе краеведения и как организацию шк. Кооперативов, теоретич. Основы и принципы организации к-рых И. Разработал применительно к условиям сов. Школы.И. Обосновал необходимость развёртывания широкой сети объединений учащихся для удовлетворения их разнообразных интересов и для создания воспитывающей дет.
Среды. Разработал способы применения методов наблюдения, опроса, анкетирования, тестов, анализа результатов дет. Труда и творчества для изучения дет. Среды и составил соответств. Программы.В 50-х гг. Школоведч. Взгляды И. Были истолкованы как «чрезмерно расширительные» (А. Н. Волковский), под влиянием этой критики предмет школоведения был сужен до выявления лишь адм. Взаимоотношений.Соч. Бытовые и семейные условия жизни школьников Нижнего Новгорода, Н.-Н., 1907. Вопросы нар. Образования среди старообрядцев, М., 1909. Меры привлечения детей в нач. Школу, [Н.-Н., 1911J. Руководство школой, М., 1918. Дет. Дом-коммуна, М., 1919. Самоуправление в сел. Школе, М., 1924. Основы и практика социального воспитания, М., 19254. Массовая трудовая школа и программы ГУСа, M., 19253.
Организация дет. Среды, М., 1925. Школоведение, M., 19294.Лит. P ы маков А., Видный деятель нар. Образования, НО, 1964, № 5.М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Иорданский Николай Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Иорданский Николай Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Иорданский Николай Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "И". Общая длина 29 символа