Калашников Алексей Георгиевич
[16(28).2.1893, Москва, — 1.1.1962, там же], педагог, деятель нар. Образования, д. Ч. АПН РСФСР (1947), дер физ.-мат. Наук (1946), проф. (1926). Окончил физ.-мат. Ф-т Моск. Ун-та (1917). Преподавал в гимназии и учительской семинарии в Москве. С 1919 в системе Наркомпроса РСФСР — зав. Отделами проф. Образования Моспрофобра, пед. Образования Главпрофобра. В 1921—23 зав. Редакц. Сектором Госиздата, в 1921—29 зав. Гл. Науч.-пед. Секцией ГУСа, в 1926—30 зам. Директора НИИ науч. Педагогики. С 1923 преподавал на Высш. Науч.-пед. Курсах при 2-м МГУ, в Моск. Индустр.-пед. Ин-те им. К. Либкнехта, в ср. Школах Москвы. В 1931—38 в НИИ политехн. Труда (позднее НИИ политехн. Образования, с 1937 НИИ ср. Школы), в 1938- 1945 и в 1947—53 в Ин-те физики Земли АН СССР. В 1945—46 зам.
Мин. И в 1946—48 мин. Просвещения РСФСР. В 1953—61 в Ин-те методов обучения АПН. Ред. Журнала «Политехн. Обучение» (с 1957. С 1960 «Школа и производство»).В 1919—25 разрабатывал пути создания индустриально-трудовой школы и формы подготовки для неё пед. Кадров. Выдвинул идею преобразования школы 2-й ступени в специализированную (по направлениям) школу индустриальных рабочих-подростков. Политехн. Образование понимал как приобретаемый подростками «научно разработанный трудовой опыт». В его содержание включал спец. Дисциплины (общее машиноведение, энергетика произ-ва и технология обрабатываемых материалов), а также основы прикладных наук. В качестве ведущих методов обучения выделял исследовательский и бригадно-лабораторный, т.е.
Наиб, способствующие пониманию труда как совр. Производственного процесса, в к-ром неразрывно связаны теоретич. Изучение окружающей действительности и практич. Работа. Это сочеталось с последоват. Овладением историей техники и социальной организации труда (идея «диалога культур»). Остальные элементы культуры приводились в «гармо-нич. Связь с помощью установления их трудовой причинности». В организации уч.-воспитат. Процесса предлагал группировку учащихся по видам трудовой деятельности, замену классных помещений специально оборудованными рабочими кабинетами и построение шк. Жизни как «самоуправляющейся трудовой общины». В уч. План вводились групповая работа по самообслуживанию, постепенно усложняющийся производительный труд, занятия в кабинетах и экскурсии.Подготовку пед.
Кадров К. Также предлагал осуществлять на основе индустриального принципа, выделив 2 ступени. Общеобразовательную и специальную (специализация по типам школ и предметным циклам). Содержание образования в пед. Ин-те строилось по четырём направлениям — труд, наука, человек, «идеологич. Формы» и включало такие компоненты, как. Науч.-техн., экон. И идеологич. Основы организации совр. Произ-ва. Общие вопросы совр. Науки, её методы и углублённое знакомство с нек-рыми её областями. Изучение природы ребёнка и выработка техники руководства его развитием (социально-биол. Образование). Участие в обществ, про-из-ве. Пед. Практика в массовой школе, завершавшаяся самостоят, работой над «проектированием новой школы». Осн. Методом обучения в пед.
Вузе считал студийно-лабораторный — самостоят, проработка студентами материала под руководством преподавателей-консультантов. Мн. Положения, выдвинутые К., были впоследствии использованы в деятельности АКБ.Во 2-й пол. 20-х гг. Разрабатывал методологич. Основы пед. Процесса в сов. Школе. Выступал против теории отмирания школы и превалирования стихийного влияния среды над целенаправленным пед. Воздействием. Воспитание трактовал как «организованное и сознательное самоизменение человека в процессе изменения им условий своего существования». Сочетая осмысление как социальных, так и биол. Факторов в воспитании, разрабатывал принципы воспитания периода переходной эпохи, типы воспитания, критерии эффективности работы пед. Коллектива и др.К.
— инициатор издания, ред. И автор ряда статей первой сов. Пед. Энциклопедии (т. 1—3, 1927—30). В 1929—31 методологич. Подходы К. К трактовке процесса воспитания подверглись в печати необоснованной критике как «правый уклон в педагогике».В кон. 40-х гг. Возобновил исследования проблем политехнизации школы, разработал конкретные формы её осуществления. Во 2-й пол. 50-х гг. Выделял такие задачи политехн. Обучения, как знакомство учащихся в теории и на практике с науч. Основами совр. Произ-ва и с применением этих знаний в важнейших отраслях пром-сти и с. Х-ва. Умение учащихся обращаться с наиб, распространёнными орудиями труда и механизмами. Приобщение к трудовой деятельности на произ-ве с последующей специализацией.Соч. Наука и школа для труда, M., 1921j Опыт построения индустриально-трудовой школы ближайшего будущего, M., 19222.
Индустриально-трудовая школа, М., 1924". Очерки марксистской педагогики, т. 1, М., 1929. О подготовке учащихся семилетних и ср. Школ к практич. Деятельности, СП, 1949, № 9. Вопросы политехн. Обучения в школе, М., 1953. Политехн. Принципы в изучении основ наук естествознания, ШиП, 1961, № 2. Проблемы политехн. Образования. Избр. Тр., М., 1990.Лит. Корнейчик Т., А. Г. Калашников, НО, 1963, № 2. Камардино-ва У. ОА. Г. Калашников о трудовой подготовке школьников, ШиП, 1985, № 7. М. В. Богуславский..
Дополнительный поиск Калашников Алексей Георгиевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Калашников Алексей Георгиевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калашников Алексей Георгиевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 29 символа