Калмыкия
Республика К а л-мыкия-Хальмг-Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. Км2. Нас. 323 тыс. Чел. (1989). Столица — Элиста.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 667 чел.). В отраслях экономики занято ок. 62 тыс. Специалистов, в т. Ч. 19,2 тыс. С высшим и св. 41 тыс. Со ср. Спец. Образованием.До 18 в. Хурульные (дамские) школы были единств, очагами грамотности. При обучении использовалась письменность, созданная в 1648 калм. Просветителем и церк. Деятелем Зая-Пандитой. С 18 в. Создавались рус. Миссионерские школы для калм. Детей (в Ставрополе на Волге, 1741, и др.). К 1764 они прекратили существование. В 1-й пол. 19 в. Были созданы общеобразоват. Нач. Уч-ща (наз.
Калмыцкими, хотя в них принимались только рус. Мальчики. В программу обучения входил калм. Яз.). Первое из них открыто в 1802 в Астрахани. В кон. 30-х гг. 19 в. Вновь открыты миссионерские школы. Классы калм. Яз. При Астраханском духовном училище, а также (с 1871) при Донской духовной семинарии. Выпускники классов калм. Яз. Принимались в Казанскую духовную академию на миссионерское отделение или на соответствующие курсы при академии. Позже осн. Миссионерские станы с церк.-приходскими школами в Калмыцкой степи Астраханской губ. (Улан-Эрге, 1877. Нойн-Шире, 1879. Чилгире, 1891. Кегульте, 1900), в Сальском округе Области войска Донского (на хуторах Плетнёвском, Кудиновском и др.). В 1890 открыта 2-классная миссионерская школа в Астрахани (имела пед.
Класс), к-рая в 1894 переведена в с. Калмыцкий Базар. В 1849 в Астрахани открыто 2-классное калм. Уч-ще — первое нац. Калм. Уч. Заведение, разрешённое царским пр-вом (работало до 1918). С 1854 открывались улусные школы в Астраханской (в 1860 — 6 школ, 120 уч-ся) и Ставропольской губ., а также в Донской обл. Примерные программы для них составлены инспектором нар. Уч-щ К. М. Амосовым в 1882. Лишь в 1892 в них введено преподавание калм. Яз. В кон. 19 в. Улусные школы стали 4-летними. С 80-х гг. 19 в. Калм. Уч-ся принимались и в рус. Церк.-приходские школы. Во 2-й пол. 19 в. На обществ, средства стали создаваться аймачные школы (первая в 1866). В 1862 при Астраханском калм. Уч-ще открыто фельдшерское отделение, в 1864 — отделение гимназистов. В 1868- 1884 работало первое калм.
Жен. Уч-ще в Астрахани, выпускницы к-рого преподавали в улусных школах. В нач. 20 в. Появились ламаистские школы повышенного типа (чёрян хурул), где преподавались калм., рус., монг., тибет. Языки, основы математики, географии, астрономии, иногда — тибет. Медицины.С нач. 19 в. Издавались уч. Пособия для калмыков. Букварь с сокр. Катехизисом на рус. И калм. Языках (1804), букварь В. Дилигенского (1849), «Хрестоматия...» А. М. Позднеева (1892), букварь Н. Бадмаева (1892, 1902), учебник рус. Яз. Для калмыков К. Ястребова (1892) и др. Для подготовки учителей калм. Школ в Казанской инородческой семинарии в сер. 19 в. Открыто спец. Отделение (среди преподавателей был автор калм. Грамматики А. А. Бобров-ников). Улучшению преподавания калм. Яз, учителям способствовала пед.
Деятельность В. Л. Котвича в Петерб. Ун-те. В 1915 насчитывалось 78 разл. Уч. Заведений (4 тыс. Уч-ся), в т. Ч. В Донской области — 13 калм. Станичных (приходских) школ, 18 хуторских (одноклассных) и 6 калм. Жен. Уч-щ. Действовала калм. Прогимназия (с 1909, с. Воронцово-Николаевское. С 1916 — по программе гимназии). Имелось 23 ламаистских уч. Заведения. Охват детей обучением не превышал 3—4%. Грамотность калм. Населения в 1897 составляла 2,3%.С нач. 20-х гг. Осуществлялась программа развития нар. Образования, принятая 1-м общекалм. Съездом Советов. Как одна из первоочередных задач рассматривалась ликвидация массовой неграмотности. Было создано отделение об-ва «Долой неграмотность». В 1924 организовано 36 ликпунктов. В 1929 разл. Школы взрослых охватывали св.
12 тыс. Чел. В 1923 разработан проект калм. Алфавита на основе рус. Графики (в 1931 — 1938 был принят алфавит на лат. Графич. Основе. В 1938 введён усовершенствованный алфавит на основе рус. Графики). Начала работу комиссия по учебникам для калм. Школ, координировавшая перевод уч. Лит-ры, создание уч. Программ и т. П. Первые сов. Учебники изданы в Астрахани в 1928. Авторами и переводчиками учебников были учителя Л. Н. Нар-маев, Т. Д. Юркова и др. Для школ взрослых Б. Б. Бадмаезым и Н. Ш. Ташнино-вым составлен спец. Букварь (1931).В 1924 было 75 школ 1-й ступени и 4 школы 2-й ступени, 2 техникума — с.-х. И педагогический (в Астрахани. С 1927 в Элисте). В 1927 насчитывалось 140 школ 1-й ступени, 5 школ 2-й ступени. К кон. 20-х гг. Почти во всех аймаках и хотонах были созданы школы 1-й ступени, а в улусных центрах — школы 2-й ступени.
С 20-х гг. Формировалась сеть дошк. Учреждений.В 1930/31 уч. Г. Введено всеобщее нач. Обучение. В школах занимались св. 14 тыс. Уч-ся, в т. Ч. Св. 9 тыс. Калмыков. В 1931/ 1932 уч. Г. Обучением было охвачено св. 15,8 тыс. Чел. Действовало 28 школ 1-й ступени (в т. Ч. 13 калмыцких, 10 русских, 2 немецкие). В калм. Школах в 1—3-х группах (классах) обучение велось на родном языке. В последующих группам(классах) обучение велось на рус. Яз. Гл. Обр. Из-за отсутствия учебников. Родной язык преподавали как предмет. Подготовку пед. Кадров для калМ. Школ осуществляли курсы в Астрахани (1920. С 1921 калм. Пед. Техникум), отделение калм. Яз. И лит-ры при Саратовском ун-те, к-рое положило начало высш. Пед. Образованию для калмыков. В 1938 на базе этого отделения основан Калм. Пед. Ин-т.
В 1940/41 уч. Г. Было 224 начальные, 50 семилетних, 29 ср. Школ (св. 45 тыс. Уч-ся, 1500 учителей). Имелись пед. Уч-ще, с.-х. Техникум, мед. Школа. К 1940 неграмотность была в основном ликвидирована. Значит, вклад в организацию нар. Образования в сов. Калмыкии внесли учителя И. П. Петкиев, Юркова, X. К. Косиев.В кон. 1943 — нач. 1944 в результате необоснованных репрессий калмыки были выселены из родных мест. Школы с обучением на калм. Яз. Были закрыты. После воссоздания Калм. АССР (1957) развернулось стр-во школ. Возобновилась подготовка пед. Кадров. В 1966 работало 149 начальных, 55 восьмилетних, 53 ср. Школы (52,5 тыс. Уч-ся, 2800 учителей). В 1964 в Элисте открыт пед. Ин-т, в 1965 -политехникум. В кон. 1965 осуществлён 8-летний всеобуч. С сер. 70-х до кон. 80-х гг.
Осуществлялся курс на всеобщее ср. Образование молодёжи.В нач. 90-х гг. В более чем 230 дошк. Учреждениях было 22 тыс. Детей, в т. Ч. 6,4 тыс. Детей ясельного возраста. В 1992/ 1993 уч. Г. В 248 общеобразоват. Школах обучалось 55,9 тыс. Чел., в вечерних и заочных школах — 1,4 тыс. Чел. В общеобразоват. Школах занято ок. 5 тыс. Учителей, 69% из к-рых имеют высш. Образование. Работало св. 30 внешк. Учреждений, охватывающих ок. 30 тыс. Детей. Среди педагогов 23 засл. Учителя школы Рос. Федерации, 69 засл. Учителей школы Калмыкии. В нач. 90-х гг. В школах расширены возможности изучения калм. Яз. Развёрнута подготовка новых учебников, в т. Ч. По истории и культуре калмыков.В 12 проф.-тех. Уч-щах ок. 3,7 тыс. Чел. Ср. Спец. Образование дают 7 уч. Заведений (5,6 тыс. Уч-ся), в т. Ч. Уч-ща.
Педагогическое им. X. Б. Канукова (осн. В 1921), музыкальное (1960), культурно-просветительное (1975). В 1970 на базе пед. Ин-та открыт Калм. Ун-т (в 1990 — св. 5 тыс. Студентов), где готовятся пед. Кадры для школ. Лит-ру на родном языке для школ выпускает Калм. Книжное изд-во (ведёт историю с 1926) в Элисте. Для детей издаётся журн. «Байр» (с 1989) на калм. И рус. Языках.Лит. — Ташнинов Н. ШОчерки истории просвещения в Калм. АССР, Элиста, 1969..
Дополнительный поиск Калмыкия
На нашем сайте Вы найдете значение "Калмыкия" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Калмыкия, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа