Камбоджа

150

Гос-во в Юго-Вост. Азии, на Ю. П-ова Индокитай. Пл. 181 тыс. Км2. Нас. Ок. 8,4 млн. Чел. (1989, оценка). Офиц. Яз. — кхмерский. Столица — Пномпень.До сер. 19 в. На терр. К. При пагодах существовали нач. Школы, в к-рых мальчики с 8 лет обучались буддийской религии, чтению, письму и счёту. С установлением господства франц. Колонизаторов в сер. 19 в. Были открыты светские (обучение построено по франц. Образцу), т. Н. Франко-кхмерские, школы с преподаванием на франц. Языке (первая в 1867). Школы при пагодах продолжали существовать. Они сыграли положит, роль в деле сохранения нац. Кхмерского яз. Имелись также буддийский лицей и буддийский ун-т (осн. В сер. 20 в.). Первая профшкола открыта в 1945 (в 1958 преобразована в 7-летнюю Нац. Школу иск— в и ремёсел). К 1953 было 980светских нач.

Школ (173 тыс. Уч-ся) и ок. 1,5 тыс. Нач. Монастырских школ (ок. 100 тыс. Уч-ся), 7 ср. Уч. Заведений (в т. Ч. Нац. Школа иск— в и ремёсел, техн. Коллеж, школа по подготовке хим. Лаборантов, нац. Школа с. Х-ва и др.), 1 высш. Уч. Заведение. Св. 80% нас. Было неграмотным.После завоевания независимости (1953) было провозглашено обязат. Обучение детей с 6 до 12 лет, уч. Программы школ пересмотрены в плане приближения к нац. Потребностям, увеличено число часов на преподавание естеств. Дисциплин. Установлена система образования. Дет. Сады для детей 5—6 лет, 6-летняя нач. Школа (с 6 лет), 7-летняя ср. Школа (4летняя неполная. 3-летняя полная — лицей), профшколы, вузы. В гос. Начальных и средних школах обучение бесплатное, в частных — платное. В 1960 образован нац.

Кхмерский ун-т с юрид., пед., ист., филол., естеств. Наук и др. Ф-тами. В 1961 на пед. Ф-те было 700 студентов. Кроме того, учителей для нач. Школы готовил 3-летний пед. Центр, на к-рый в 1963 было принято 200 чел. (100 девушек и 100 юношей). В 1964 в Пномпене с помощью СССР построен Высш. Технол. Ин-т. В 1965 реорганизована система высш. Образования и созданы 6 новых ун-тов. В 1967 на нужды просвещения израсходовано 21,6% бюджета. В 1972/73 уч. Г. В дет. Садах было 2,3 тыс. Детей. В нач. Школах — 604 тыс. Уч-ся, или 39,4% детей в возрасте 6—12 лет. В ср. Школах — 89,4 тыс. Уч-ся. В системе проф.-тех. Подготовки — ок. 3,5 тыс. Уч-ся. В системе подготовки учителей для нач. Школы — ок. 1 тыс. Чел. В вузах в Пномпене обучалось более 10 тыс. Студентов. На всех ступенях системы образования до 1975 наряду с государственными имелись частные уч.-воспитат.

Учреждения. Обучение в нач. Школе осуществлялось на кхмерском яз., в ср. Школе и в вузах — на франц. Яз. К сер. 70-х гг. Число неграмотных среди лиц старше 15 лет составило 60%.После захвата власти реакц. Группировкой (апрель 1975) уч. Заведения страны были закрыты, материальной базе, помещениям школ и вузов был нанесён серьёзный ущерб. До янв. 1979 образование в стране было под запретом. Большинство шк. Учителей и преподавателей вузов физически уничтожено или бежало из страны, осталось ок. 15% преподавательского состава, 33% уч-ся, 4% студентов, менее 10% лиц, получивших образование за рубежом. К 1979 число неграмотных составило более 1 млн. Чел.После свержения антинар. Режима в янв. 1979 была начата работа по восстановлению разрушенной шк.

Сети. Для детей-сирот открыты дет. Дома. В янв. 197Эпровозглашено право всех граждан на образование, в марте начали работать нач. Школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1979—80 общая численность уч-ся школ составила более 950 тыс. В 1980 создана Комиссия по изданию новых учебников и уч. Пособий, проведена работа по ускоренной подготовке учителей для открывающихся школ. В 1981 по единым программам уже обучалось ок. 1,5 млн. Детей.Ликвидация неграмотности населения является одной из первоочередных задач. Работой в этой области руководит созданный в 1980 Нац. К-т по ликвидации неграмотности. По данным на 1987, грамотой овладело ок. 1 млн. Чел., или 90% всех неграмотных. Наряду с курсами по ликвидации неграмотности имеются спец.

Курсы по повышению общеобразоват. Уровня взрослого населения, к-рые в нач. 1983 посещало ок. 246 тыс. Чел. Всего в 1987 в стране действовало более 10 тыс. Разл. Дневных и вечерних школ и курсов, к-рые посещало св. 310 тыс. Чел.Современная система образования (с 1986) включает дошк. Учреждения для детей 3—5 лет, 4-летнюю нач. Школу для детей с 6 лет. 6-летнюю ср. Школу (охватывает 2 цикла. 3 года обучения в неполной ср. Школе и 3 года в полной), проф. И высшие уч. Заведения. В 1989 в 650 дошк. Учреждениях воспитывалось св. 60,5 тыс. Детей. В 4,3 тыс. Нач. Школ обучалось более 1,3 млн. Уч-ся (св. 90% детей соответствующего возраста), работало 38,5 тыс. Учителей. Программа нач. Школы включает кхмерский яз., арифметику, историю, географию, этику, физкультуру.

Уч.-воспитат. Процесс строится на основе соединения обучения и воспитания с производств, трудом, большое внимание уделяется полит, воспитанию.В 1987/88 уч. Г. В стране действовало св. 300 неполных ср. Школ (5—7-е кл.), в к-рых обучалось св. 330,5 тыс. Уч-ся, работало ок. 10,7 тыс. Учителей. По окончании 7-го кл. Уч-ся сдают экзамены и получают аттестат, к-рый даёт право поступить в полную ср. Школу или проф.-тех. Уч. Заведение. В 39 полных ср. Школах (8—10-е кл.)обучалось 26,7 тыс. Уч-ся и работало 1,1 тыс. Учителей.В системе проф. Образования насчитывается 22 ср. Спец. Уч. Заведения (обучение ведётся по 61 специальности. В 1987 — ок. 4 тыс. Уч-ся) и 29 проф.-тех. Уч-щ (37 специальностей. В 1987 — ок. 3 тыс. Уч-ся). Самое крупное проф.-тех. Уч-ще находится в Пномпене (восстановлено в 1981 с помощью СССР, 16 специальностей.

В 1987 — ок. 500 уч-ся). Существуют также краткосрочные курсы, бригадное и индивидуальное обучение при мин-вах, ведомствах, на пр-тиях, а также в провинциях. В проф. Уч. Заведениях — 20 тыс. Уч-ся, 6 тыс. Уч-ся обучалось за рубежом. Высш. Образование дают (1987). Высш. Техн. Ин-т (восстановлен в 1981 с помощью СССР. 5 ф-тов, св. 1 тыс. Студентов), Пед. Ин-т (1980. Ок. 1,2 тыс. Студентов), Ин-т иностр. Языков (осн. В 1981. Св. 280 студентов), Ин-т медицины, фармацевтики и стоматологии (1979. Св. 1,8 тыс. Студентов), Экон. Ин-т (1984. 5 ф-тов, св. 500 студентов), С.-х. Ин-т (1985. 5 ф-тов, св. 400 студентов), Пномпеньский ун-т (1988. 11 ф-тов, св. 1,3 тыс. Студентов).В системе пед. Образования в 1987/88 уч. Г. Работали пед. Ин-т (в Пномпене, готовит учителей для полной ср.

Школы, ок. 1200 студентов), высш. Школа по подготовке управленч. Кадров системы образования (120 студентов), уч-ще по подготовке учителей для системы дошк. Воспитания (80 уч-ся), 20 центров по подготовке и повышению квалификации учителей для нач. Школы (1,5 тыс. Уч-ся), а также 7 региональных центров по подготовке учителей для неполной ср. Школы (св. 5,2 тыс. Уч-ся). Имеется специализиров. Центр подготовки пед. Кадров для нач. Школ в районах проживания нац. Меньшинств.Лит. Серебренников В. М., Развитие нар. Образования в Камбодже, [Иркутск], 1968. Косиков И. Г., Кампучия, М., 1982. Кампучия, М., 1985.В. 3. Клепиков..

Значения в других словарях
Камбоджа

I. Общие сведения К. — государство в Юго-Восточной Азии, на полуострове Индокитай. На З. И С.-З. Граничит с Таиландом, на С. — с Лаосом, на В. И Ю.-В. — с Вьетнамом. На Ю. И Ю.-З. Омывается водами Сиамского залива. Площадь 181 тыс. Км2. Население 7 млн. Чел. (1970). Столица — г. Пномпень. В административном отношении делится на провинции (кхаэты). Баттамбанг, Кампонгспы, Кампонгтхом, Кампонгтям, Кампонгчнанг, Кампот, Кандаль, Кахконг, Кратьэх, Мондолькири, Оддармеантьей, Прейвэнг, Поусат, Прэах..

Камбоджа

КАМБОДЖА - (Королевство Камбоджа), государство в Юго-Вост. Азии, на юге полуострова Индокитай. 181 тыс. Км². Население 9,3 млн. Человек (1993). Св. 80% кхмеры. Городское население 12% (1989). Официальный язык - кхмерский. Большинство верующих - буддисты. Конституционная монархия, глава государства - король. Конституция предусматривает в качестве законодательного органа однопалатное Национальное собрание. Административно-территориальное деление. 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального п..

Камбоджа

Королевство Камбоджа, государство в Юго-Восточной Азии. На севере и западе граничит с Таиландом и Лаосом, на востоке и юго-востоке - с Вьетнамом, а на юго-западе омывается водами Сиамского залива. Площадь Камбоджи 181,035 тыс. Кв. Км, численность населения - 11 340 тыс. Человек (1998). Более 90% жителей составляют кхмеры, к основным национальным меньшинствам принадлежат вьетнамцы и китайцы. В стране проживают также ряд горных народов и немногочисленные представители других этнических групп.. ..

Камбоджа

Сущ., кол-во синонимов. (3). ..

Камбоджа

(Королевство Камбоджа), государство в Юго-Вост. Азии, на юге полуострова Индокитай. 181 тыс. Км2. Население 9,3 млн. Человек (1993). Св. 80% кхмеры. Городское население 12% (1989). Официальный язык - кхмерский. Большинство верующих - буддисты. Конституционная монархия, глава государства - король. Конституция предусматривает в качестве законодательного органа однопалатное Национальное собрание. Административно-территориальное деление. 19 провинций (кхетов) и 2 города центрального подчинения. Стол..

Камбоджа

(с 24 сентября 1993 г. - Королевство Камбоджа)государство в Юго-Восточной Азии. Независимость провозглашена 9 ноября 1953 г. Столица - г. Пномпень.. ..

Камбоджа

(с 24 сентября 1993 г. - Королевство Камбоджа) - государство в Юго-Восточной Азии. Независимость провозглашена 9 ноября 1953 г. Столица - г. Пномпень. Административное деление. 19 провинций (кхет) и два города центрального подчинения (Пномпень и Кампонгсаом). Действующая Конституция вступила в силу 24 сентября 1993 г. Конституция восстановила прежнюю форму правления - конституционную монархию. В 1970 г. Маршал Лон Нол свергнул режим принца Норо-дома Сианука. В 1976 г. Власть в стране захватили "..

Камбоджа

(английское Cambodia, французское Cambodge, кхмерское Кампучия), гос-во в Юго-Вост. Азии, на Ю. П-ова Индокитай. Пл. 181 тыс. Км², столица Пномпень. Первое гос-во (Фунань) образовалось в начале н. Э. С VI в. – Ченла. С IX в. – империя Камбуджадеша со столицей в Ангкоре, завоёванная в XV в. Тайцами. В конце XVI в. Появились португальцы, в XVIII в. – французские миссионеры. С 1863 г. Протекторат в составе Французского Индокитая. В 1940–45 гг. Оккупирована Японией. С 9 ноября (нац. Праздник) 1953 г..

Камбоджа

Государство Камбоджа, гос-во в Юго-Вост. Азии. Первое упоминание страны Камбуджа относится к IX в. Согласно легенде, оно связано с именем родоначальника быв. Царской династии Камбу. По другой версии гос-во получило название от жившего с I в. На С. Страны племени камбуджиев. От этого этнонима выводят и Кампучия, - название страны в 1976-1989 гг.. ..

Камбоджа

Кампучия, - гос-во в Юго-Вост. Азии, в юж. Части п-ова Индокитай, граничит с Лаосом (на С.), Таиландом (на З.) и Юж. Вьетнамом (на В. И Ю.-В.), с Ю. Омывается водами Сиамского зал. Площ. 181 тыс. Км2. Нас. 5,7 млн. Чел. (оценка 1962), из них ок. 85% кхмеров, или кхмаэ, ок. 300 тыс. Вьетнамцев, более 500 тыс. Китайцев, ок. 70 тыс. Тьямов (чамов) и более 20 различных мелких народностей, населяющих гористые районы страны. Пнонги, стиенги, пор, кха и др. Гос. Язык - кхмерский. Гос. Религия - буддизм..

Камбоджа

(Kampučẹắ), Королевство Камбоджа (Pręă­­h-Rẹæčęă-Ấnấ-Čak- Kampučẹắ, в 1979–83 — Кампучия) — гос-во в Юго-Вост. Азии на юге п-ова Индокитай. Столица — Пномпень. Офиц. Яз. — кхмерский. Терр. 181,035 тыс. Кв. Км. Нас. 13,31 млн. Чел. Буддисты — 88%, мусульмане — ок. 2%, последователи древних языческих культов — 1,5%, католики — 0,15%.Исторический очеркВ I–VI вв. Н.э. На терр. К. Располагалось гос-во Фунань (Бапном), о котором известно из кит. Хроник. В VI в. Оно было завоевано гос-вом Ченла (прежде..

Калмыкия

Республика К а л-мыкия-Хальмг-Тангч, входит в Рос. Федерацию. Пл. 75,9 тыс. Км2. Нас. 323 тыс. Чел. (1989). Столица — Элиста.В 1989 на 1000 чел. Населения в возрасте 15 лет и старше приходилось 786 чел. С высшим и средним (полным и неполным) образованием (в 1979 — 667 чел.). В отраслях экономики занято ок. 62 тыс. Специалистов, в т. Ч. 19,2 тыс. С высшим и св. 41 тыс. Со ср. Спец. Образованием.До 18 в. Хурульные (дамские) школы были единств, очагами грамотности. При обучении использовалась письм..

Калмыкова (Урожд. Чернова) Александра Михайловна

[26.12.1849 (7.1.1850), Екатеринослав, ныне Днепропетровск, — 1.4.1926, Детское Село, ныне г. Пушкин, похоронена в Ленинграде], обществ, деятель, педагог, издатель. В 1868 получила диплом учительницы. Преподавала в гимназии в Одессе (до 1869), в воскресных школах. X. Д. Алчевской в Харькове (1879—85) и в Смоленской в Петербурге, где совм. С Н. К. Крупской вела рев. Пропаганду среди учащихся (1885—96. Затем отстранена от преподавания). Читала лекции на Петерб. Фре-белевских курсах, в Нар. Ун-те Ш..

Кампанелла (Сampanella) Томмазо

(до пострижения в монахи — Д ж о в а н-ни Доменико) (5.9.1568, Стило, Калабрия, — 21.5.1639, Париж), итал. Философ и поэт. Сын сапожника, с 1582 монах-доминиканец. Неоднократно арестовывался инквизицией, привлекался к суду. В 1598—99 возглавил в Калабрии заговор против исп. Владычества и церкви, был схвачен, провёл в темнице более 33 лет. Там он создал десятки произведений, в т. Ч. Утопию «Город Солнца» (рукопись на итал. Яз., 1601. Впервые издана в 1623 на лат. Яз. Во Франкфурте-на-Майне Товием..

Кампе (Сampe) Иоахим Генрих

(29.6. 1746. Дензен, близ Брауншвейга, — 22.10.1818, Брауншвейг), нем. Педагог, издатель, писатель, филолог, один из основоположников лит-ры для детей и юношества. Учился в ун-тах Хельмштедта и Галле. Был домашним наставником (в т. Ч. В семье Гумбольдтов). В 1776 преподавал в филантропине И. Б. Базедова в Дессау. В 1777—81 руководил частным пансионом близ Гамбурга. Приглашён в Брауншвейг для переустройства шк. Дела в духе идей Просвещения. Основал (1787) книготорговую фирму для распространения п..

Камбоджа

См. Кампучия.. ..

Дополнительный поиск Камбоджа Камбоджа

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Камбоджа" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камбоджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 8 символа