Камбоджа
Гос-во в Юго-Вост. Азии, на Ю. П-ова Индокитай. Пл. 181 тыс. Км2. Нас. Ок. 8,4 млн. Чел. (1989, оценка). Офиц. Яз. — кхмерский. Столица — Пномпень.До сер. 19 в. На терр. К. При пагодах существовали нач. Школы, в к-рых мальчики с 8 лет обучались буддийской религии, чтению, письму и счёту. С установлением господства франц. Колонизаторов в сер. 19 в. Были открыты светские (обучение построено по франц. Образцу), т. Н. Франко-кхмерские, школы с преподаванием на франц. Языке (первая в 1867). Школы при пагодах продолжали существовать. Они сыграли положит, роль в деле сохранения нац. Кхмерского яз. Имелись также буддийский лицей и буддийский ун-т (осн. В сер. 20 в.). Первая профшкола открыта в 1945 (в 1958 преобразована в 7-летнюю Нац. Школу иск— в и ремёсел). К 1953 было 980светских нач.
Школ (173 тыс. Уч-ся) и ок. 1,5 тыс. Нач. Монастырских школ (ок. 100 тыс. Уч-ся), 7 ср. Уч. Заведений (в т. Ч. Нац. Школа иск— в и ремёсел, техн. Коллеж, школа по подготовке хим. Лаборантов, нац. Школа с. Х-ва и др.), 1 высш. Уч. Заведение. Св. 80% нас. Было неграмотным.После завоевания независимости (1953) было провозглашено обязат. Обучение детей с 6 до 12 лет, уч. Программы школ пересмотрены в плане приближения к нац. Потребностям, увеличено число часов на преподавание естеств. Дисциплин. Установлена система образования. Дет. Сады для детей 5—6 лет, 6-летняя нач. Школа (с 6 лет), 7-летняя ср. Школа (4летняя неполная. 3-летняя полная — лицей), профшколы, вузы. В гос. Начальных и средних школах обучение бесплатное, в частных — платное. В 1960 образован нац.
Кхмерский ун-т с юрид., пед., ист., филол., естеств. Наук и др. Ф-тами. В 1961 на пед. Ф-те было 700 студентов. Кроме того, учителей для нач. Школы готовил 3-летний пед. Центр, на к-рый в 1963 было принято 200 чел. (100 девушек и 100 юношей). В 1964 в Пномпене с помощью СССР построен Высш. Технол. Ин-т. В 1965 реорганизована система высш. Образования и созданы 6 новых ун-тов. В 1967 на нужды просвещения израсходовано 21,6% бюджета. В 1972/73 уч. Г. В дет. Садах было 2,3 тыс. Детей. В нач. Школах — 604 тыс. Уч-ся, или 39,4% детей в возрасте 6—12 лет. В ср. Школах — 89,4 тыс. Уч-ся. В системе проф.-тех. Подготовки — ок. 3,5 тыс. Уч-ся. В системе подготовки учителей для нач. Школы — ок. 1 тыс. Чел. В вузах в Пномпене обучалось более 10 тыс. Студентов. На всех ступенях системы образования до 1975 наряду с государственными имелись частные уч.-воспитат.
Учреждения. Обучение в нач. Школе осуществлялось на кхмерском яз., в ср. Школе и в вузах — на франц. Яз. К сер. 70-х гг. Число неграмотных среди лиц старше 15 лет составило 60%.После захвата власти реакц. Группировкой (апрель 1975) уч. Заведения страны были закрыты, материальной базе, помещениям школ и вузов был нанесён серьёзный ущерб. До янв. 1979 образование в стране было под запретом. Большинство шк. Учителей и преподавателей вузов физически уничтожено или бежало из страны, осталось ок. 15% преподавательского состава, 33% уч-ся, 4% студентов, менее 10% лиц, получивших образование за рубежом. К 1979 число неграмотных составило более 1 млн. Чел.После свержения антинар. Режима в янв. 1979 была начата работа по восстановлению разрушенной шк.
Сети. Для детей-сирот открыты дет. Дома. В янв. 197Эпровозглашено право всех граждан на образование, в марте начали работать нач. Школы и курсы по ликвидации неграмотности. В 1979—80 общая численность уч-ся школ составила более 950 тыс. В 1980 создана Комиссия по изданию новых учебников и уч. Пособий, проведена работа по ускоренной подготовке учителей для открывающихся школ. В 1981 по единым программам уже обучалось ок. 1,5 млн. Детей.Ликвидация неграмотности населения является одной из первоочередных задач. Работой в этой области руководит созданный в 1980 Нац. К-т по ликвидации неграмотности. По данным на 1987, грамотой овладело ок. 1 млн. Чел., или 90% всех неграмотных. Наряду с курсами по ликвидации неграмотности имеются спец.
Курсы по повышению общеобразоват. Уровня взрослого населения, к-рые в нач. 1983 посещало ок. 246 тыс. Чел. Всего в 1987 в стране действовало более 10 тыс. Разл. Дневных и вечерних школ и курсов, к-рые посещало св. 310 тыс. Чел.Современная система образования (с 1986) включает дошк. Учреждения для детей 3—5 лет, 4-летнюю нач. Школу для детей с 6 лет. 6-летнюю ср. Школу (охватывает 2 цикла. 3 года обучения в неполной ср. Школе и 3 года в полной), проф. И высшие уч. Заведения. В 1989 в 650 дошк. Учреждениях воспитывалось св. 60,5 тыс. Детей. В 4,3 тыс. Нач. Школ обучалось более 1,3 млн. Уч-ся (св. 90% детей соответствующего возраста), работало 38,5 тыс. Учителей. Программа нач. Школы включает кхмерский яз., арифметику, историю, географию, этику, физкультуру.
Уч.-воспитат. Процесс строится на основе соединения обучения и воспитания с производств, трудом, большое внимание уделяется полит, воспитанию.В 1987/88 уч. Г. В стране действовало св. 300 неполных ср. Школ (5—7-е кл.), в к-рых обучалось св. 330,5 тыс. Уч-ся, работало ок. 10,7 тыс. Учителей. По окончании 7-го кл. Уч-ся сдают экзамены и получают аттестат, к-рый даёт право поступить в полную ср. Школу или проф.-тех. Уч. Заведение. В 39 полных ср. Школах (8—10-е кл.)обучалось 26,7 тыс. Уч-ся и работало 1,1 тыс. Учителей.В системе проф. Образования насчитывается 22 ср. Спец. Уч. Заведения (обучение ведётся по 61 специальности. В 1987 — ок. 4 тыс. Уч-ся) и 29 проф.-тех. Уч-щ (37 специальностей. В 1987 — ок. 3 тыс. Уч-ся). Самое крупное проф.-тех. Уч-ще находится в Пномпене (восстановлено в 1981 с помощью СССР, 16 специальностей.
В 1987 — ок. 500 уч-ся). Существуют также краткосрочные курсы, бригадное и индивидуальное обучение при мин-вах, ведомствах, на пр-тиях, а также в провинциях. В проф. Уч. Заведениях — 20 тыс. Уч-ся, 6 тыс. Уч-ся обучалось за рубежом. Высш. Образование дают (1987). Высш. Техн. Ин-т (восстановлен в 1981 с помощью СССР. 5 ф-тов, св. 1 тыс. Студентов), Пед. Ин-т (1980. Ок. 1,2 тыс. Студентов), Ин-т иностр. Языков (осн. В 1981. Св. 280 студентов), Ин-т медицины, фармацевтики и стоматологии (1979. Св. 1,8 тыс. Студентов), Экон. Ин-т (1984. 5 ф-тов, св. 500 студентов), С.-х. Ин-т (1985. 5 ф-тов, св. 400 студентов), Пномпеньский ун-т (1988. 11 ф-тов, св. 1,3 тыс. Студентов).В системе пед. Образования в 1987/88 уч. Г. Работали пед. Ин-т (в Пномпене, готовит учителей для полной ср.
Школы, ок. 1200 студентов), высш. Школа по подготовке управленч. Кадров системы образования (120 студентов), уч-ще по подготовке учителей для системы дошк. Воспитания (80 уч-ся), 20 центров по подготовке и повышению квалификации учителей для нач. Школы (1,5 тыс. Уч-ся), а также 7 региональных центров по подготовке учителей для неполной ср. Школы (св. 5,2 тыс. Уч-ся). Имеется специализиров. Центр подготовки пед. Кадров для нач. Школ в районах проживания нац. Меньшинств.Лит. Серебренников В. М., Развитие нар. Образования в Камбодже, [Иркутск], 1968. Косиков И. Г., Кампучия, М., 1982. Кампучия, М., 1985.В. 3. Клепиков..
Дополнительный поиск Камбоджа
На нашем сайте Вы найдете значение "Камбоджа" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Камбоджа, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа