Квалификация

151

(от лат. Qualis- какой по качеству и facio — делаю), уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определённой степени сложности в конкретном виде деятельности. К. Определяется объёмом теоретич. Знаний и практич. Навыков, к-рыми владеет работник, и является его важнейшей со-циально-экон. Характеристикой.К. Отражает степень развития личности в важнейшей сфере жизнедеятельности — в труде и определяет его социальный статус. Экон. Значимость К. Проявляется в том, что сложный труд более квалифици-ров. Работника создаёт в единицу времени продукт большей стоимости.Теоретич. Знания, соответствующие определённому уровню К., включают как общеобразовательные (являются основой для послешкольной подготовки в любом виде деятельности), так и специальные, объём к-рых зависит от формы и продолжительности соответствующих занятий.

Подготовка рабочих кадров осуществляется в уч. Заведениях системы проф.-тех. Образования и непосредственно на про-из-ве. Дипломированных специалистов — в высш. И ср. Спец. Уч. Заведениях. Науч. Кадров — в аспирантуре и докторантуре.Практич. Навыки осваиваются в ходе выполнения соответствующих работ путём их многократного повторения, в результате чего вырабатывается прочный ди-намич. Стереотип. Первоначальные навыки формируются в ходе обучения, выработка устойчивых проф. Навыков зависит от опыта работ в том или ином виде проф. Деятельности и обычно характеризуется стажем работы по профессии.Характер К. Определяется соотношением между её элементами (знаниями и навыками) и зависит от уровня развития техники, технологии, организации труда и произ-ва, т.е.

На отд. Этапах развития общества и произ-ва наполняется конкретным содержанием.Скорость освоения К. Зависит от соответствия характера и содержания выполняемых работ склонностям, способностям и психофизкол. Особенностям человека, поэтому для достижения высокого уровня К. Большое значение имеет обоснованный выбор профессии, к-рому способствует организация профессиональной ориентации.Показателем К. Рабочего является квалификац. Разряд (класс, категория), к-рый присваивается ему по конкретной профессии в соответствии с требованиями тарифно-квалификац. Характеристик этой профессии.Как правило, после прохождения курса по утверждённой программе в проф. Уч. Заведениях либо непосредственно на произ-ве лица, обучающиеся профессии, выполняют квалификац.

Пробные работы, затем сдают квалификац. Экзамены по теоретич. Курсу. Сдавшим выпускные квалификац. Экзамены решением квалификац. Комиссии присваивается соответствующая К. (разряд, класс, категория) по профессии.К. Служащих определяется прежде всего уровнем полученного спец. Образования (удостоверяется дипломом об окончании соответствующего уч. Заведения), а также опытом работы в конкретном виде деятельности. Эти показатели используются при установлении квалификац. Требований к работнику, выполняющему определённые должностные обязанности. В квалификац. Характеристиках должностей руководителей, специалистов и др. Служащих уровень квалификационных требований определён сложностью работ, входящих в должностные обязанности. Индивидуальные различия в К.

Специалистов учитываются путём внутридолж-ностного квалификац. Категорирования на основе аттестации и т. П. Процедур. Квалификац. Требования нуждаются в регулярной актуализации для отражения динамики специальностей и стимулирования качества и гибкости проф. Подготовки.Рост квалификац. Уровня характеризует производительные силы страны, является предпосылкой дальнейшего социально-экон. И науч.-техн. Развития, поэтому используются различные меры по его стимулированию, создаются условия для освоения работниками более высокой К.К материальным стимулам относятся более высокая оплата за труд, требующий большей К., что заложено в основу тарифной системы, применение надбавок к тарифным ставкам и окладам за проф. Мастерство, премирование за достижение производств, показателей, к-рое зависит от К.К моральным стимулам относятся возможность выполнения более интересных, содержательных работ, более высокая степень самостоятельности и творчества в труде, более полная самореализация личности в проф.

Деятельности, разл. Формы офиц. Признания высокого авторитета работника в определённой сфере.В целях создания условий для проф. Совершенствования, роста проф. Мастерства развивается система повышения квалификации. Повышение К. Кадров является элементом, органически входящим в систему непрерывного образования наряду с подготовкой и переподготовкой при обеспечении необходимой преемственности и взаимосвязи между этими этапами проф. Образования. Н. П. Сорокина.Проблема К. Приобретает особое значение в условиях совр. Этапа науч.-техн. Революции, к-рый характеризуется инновационным развитием экономики, наукоёмким типом произ-ва, быстрыми структурными изменениями и приоритетом качеств, показателей труда и продукции над количественными.

Инновационный характер развития ставит творческую личность с её талантом и проф. Компетенцией в центр совр. Произ-ва. Высокий уровень К. Кадров превращается в важнейшее условие успешного освоения новых технологий и завоевания достойных позиций на мировом рынке товаров и услуг.Увеличение роли К. В экон. Развитии нашло отражение в ^человеческого капитала * теории, разработанной амер. Экономистами еще в 60-х гг. 20 в. Как капитал в ней рассматривается запас знаний, навыков и способностей, приобретающий экономический смысл и стимулирующий рост производит, силы человека. Это капитал постольку, поскольку овладение им требует значит, затрат труда и материальных ресурсов, но эти затраты приносят владельцу более высокий доход.По мере возрастания роли К.

В экономике увеличивается значение в развитии общества квалификац. Структуры, т.е. Распределения самодеят. Населения по уровню К. Квалификац. Структура во многом предопределяет возможности адаптации разл. Социальных слоев к тем инновационным процессам, к-рые происходят в экономике. Эта адаптация связана со значительными трудностями для занятых с низким уровнем К. В связи с изменением структуры спроса на рынке труда. Увеличением вакансий для высококвали-фициров. Кадров и сокращением спроса на работников низкой К. С этим явлением связана разработка теории двух рынков труда в амер. Социологии (авторы П. Дё-рингер и М. Пиоре). Согласно этой концепции, в условиях науч.-техн. Революции единый прежде рынок рабочей силы распался на изолированные друг от друга рынки.

Квалифициров. Кадров, восприимчивых к новым технологиям, и неквалифицированной рабочей силы, возможности использования которой сужаются.M ин-во тру да США разработало 6-балльную систему оценки уровня К. По объёму теоретич. Знаний и практич. Навыков, необходимых для занятия определённых рабочих мест. Согласно этой системе, К. Вспомогат. Рабочих оценивается в среднем в 1,3 балла, водителей транспорта — 2,2, квалифициров. Рабочих — 2,5, техников — 4,1, менеджеров — 4,4, инженеров — 5,1, учёных-естественников —5,7 балла. Уровень требований, предъявляемых к квалификац. Структуре рабочей силы, быстро возрастает. Это видно из сопоставления квалификац. Требований на существовавших в США в сер. 80-х гг. Рабочих местах и на вновь создаваемых:Наряду с существ, сдвигами в квалификац.

Структуре важные изменения происходят в самом содержании К. Эти изменения неоднозначны, т. К. В произ-ве многое зависит не только от его техн. Уровня, но и от форм организации труда. В условиях рутинного произ-ва микропроцессорная техника позволяет ограничить функции человека шаблонными операциями и превратить его в придаток информац. Системы. Известно высказывание лауреата Нобелевской пр. В. Леонтьева (США) о том, что человек перестаёт быть самым важным фактором произ-ва, если его задачи ограничиваются простым следованием инструкциям.В условиях инновац. Процесса, характерного для экономики совр. Промыш-ленно развитых стран, компьютерная техника превратилась в мощное средство расширения аналитич. Способностей человека и обогащения творческого содержания его труда.

Интенсивный процесс разработки, освоения произ-ва новых видов товаров и услуг, новых технологий, основанных на тесной связи науки и произ-ва, невозможен без развития таких качеств личности, как инициатива, умение логически мыслить и принимать решения, находить и использовать информацию, способность к обучению. В промышленно развитых странах под непосредств. Влиянием науч.-техн. Революции сложилась новая концепция К. Её осн. Черты. Поливалентность (многопрофильность), высокий уровень общей и техн. Культуры, динамизм. Концепция поливалентной К. Была принята Комиссией по проф. Образованию Общего рынка в 1970.Совр. Технологии, прежде всего системы гибкой автоматизации, требуют объединения трудовых функций, связанных с обслуживанием автоматич.

Систем. В этих условиях принцип «один человек — одна специальность», характерный для системы механизированного и конвейерного произ-ва, оказывается неэффективным. Поливалентная К., основанная на расширении профиля и совмещении специальностей, позволяет повышать производительность труда за счёт сокращения персонала и одновременно увеличивать творческую заинтересованность работников и их ответственность за качество продукции. На этом базируются совр. Концепции «обогащения труда» и «гуманизации труда».Важной особенностью совр. К. Является и то, что зап. Эксперты называют её интеллектуализацией. Совр. Технологии не могут быть реализованы без высокого уровня общей и техн. Культуры персонала, обеспечивающего точность выполнения техн.

Правил, понимание всего тех-нол. Процесса и своего места в нём, быстроту реакции и правильность принятия решения. Важным элементом техн. Культуры становится социальная ответственность, в т. Ч. И за предотвращение аварий, способных привести к человеческим жертвам и экологич. Бедствиям.Характерной чертой совр. К. Является её динамизм. Приобретённая К. Больше не может рассматриваться как некий стабильный набор проф. Знаний и навыков, они должны динамично обновляться по мере развития новых технологий. Согласно исследованиям зап. Экспертов, объём проф. Знаний инженера должен обновляться каждые 5 лет на 50%. Отсюда вытекает актуальность проблемы обучения в продолжении всей проф. Карьеры.В промышленно развитых странах идут интенсивные поиски путей решения этой проблемы, нашедшие реализацию в концепции непрерывного образования.

Она официально принята ЮНЕСКО и рядом региональных междунар. Организаций как основа решения совр. Проблем подготовки кадров и модель системы образования в будущем. Законы о непрерывном образовании приняты в 1971 во Франции, в 1975 в Швеции, в 1976 в США.Совр. Концепция К. Вносит существ, изменения в сферу подготовки и переподготовки кадров. Эти сферы характеризуются. Творческим подходом к процессу обучения, в основе к-рого не просто обеспечение учащихся определённой информацией, а развитие творческих способностей, умение познавать новое и применять его на практике. Междисциплинарным принципом разработки уч. Программ и периодическим их обновлением. Тесной связью уч. Процесса с участием в прак-тич. Работе по освоению и разработке новых технологий.Реализация указанных изменений потребовала теснейшей кооперации уч.

Заведений с пром. Предприятиями и н.-и, ин-тами, повышения роли обратных связей между произ-вом и уч. Заведениями, усиления контроля произ-ва за качеством подготовки кадров и значимостью дипломов и сертификатов об образовании.Процессы интернационализации мирового рынка и интеграции экономики про-мышленно развитых стран актуализируют проблему междунар. Стандартизации уровней К., включая идентификацию дипломов и сертификатов. Такая идентификация необходима для предотвращения дискриминации иностр. Рабочей силы и создаёт условия для свободного рынка труда. В странах, входящих в opr-цию Европейского Сообщества, в 1991 предусмотрена идентификация дипломов высш. Школы в связи с намеченным на 1992 экон. Объединением этих стран.Проблема К.

Особенно остра для Рос. Федерации. Несмотря на высокий уровень К. Рабочих и специалистов в отдельных авангардных в техн. Отношении сферах, для экономики в целом требуется значит, повышение уровня проф. Компетенции работников. Низкая К. Работников — серьёзное препятствие на пути науч.-техн. И социально-экон. Развития страны. В условиях господства адм.-командной системы, мало восприимчивой к науч.-техн. Прогрессу, престиж человека определялся не столько его проф. Компетенцией, сколько положением в иерархич. Системе. Отсюда общая недооценка квалифициров. Труда в обществе — несоразмерно низкая оплата труда специалистов по сравнению со ср. Уровнем заработной платы в стране, преувеличение формального элемента в подготовке кадров (главное-диплом).Переход к рыночной экономике с конкуренцией как гл.

Движущей силой произ-ва даёт предприятиям и отраслям произ-ва реальный стимул к науч.-техн. Развитию, позволит повысить социальный престиж К., раскрепостить творческие возможности работников.Лит. Иванов Н. П., Науч.-техн. Революция и вопросы подготовки кадров в развитых странах капитализма, М., 1971. Его ж е, Науч.-техн. Революция и проблемы структуры рабочей силы. (По мат-лам развитых капиталистич. Стран), М., 1978. Буш-марин И. В., Развитые капиталистич. Страны. Использование трудовых ресурсов, М., 1975. Капелюшников Р. И., Совр. Бурж. Концепции формирования рабочей силы. (Критич. Анализ), М. 1981. Гурьева Л. С., Заргаров В. А., С к о—6 с е в К. М., Профессионал и специалист. Руководитель в совр. Организационных условиях, под ред. Л. С. Гурьевой, Томск, 1989.

Тенденции и перспективы развития социальной инфраструктуры, под ред. С. С. Шаталина, М., 1989. Левин Г. M., P а м б с р-гер Р. У., Образование, труд и занятость в развитых странах, «Перспективы», 1990, № 2. В с с k с r G. S., Human capital. A theo-retical and empirical analysis, with special reference to education, N. Y., 19752.H. П. Иванов..

Значения в других словарях
Квалификация

(от лат. Qualis — какой по качеству и facio — делаю) 1) степень и вид профессиональной обученности работника, наличие у него знаний, умения и навыков, необходимых для выполнения им определённой работы. К. Работников отражается в их тарификации (присвоении работнику в зависимости от его К. Того или иного тарифного разряда). Присвоение тарифного разряда свидетельствует о пригодности работника к выполнению данного круга работ. В СССР К. Работников, как правило, устанавливается специальной квалифика..

Квалификация

КВАЛИФИКАЦИЯ (от лат. Qualis - какой по качеству и ...фикация) - 1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо.2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда.3) Профессия, специальность (напр., квалификация токаря).. ..

Квалификация

КВАЛИФИКАЦИЯ (от латинского qualis - какой по качеству и...фикация), 1) характеристика предмета, явления, отнесение его к какой-либо категории, группе. 2) Уровень подготовленности, степень годности к какому-нибудь виду труда. 3) Профессия>, специальность (например, квалификация токаря).. ..

Квалификация

(новолат.) — вообще обозначение признаками. В уголовном праве под К. Разумеют выделение по особым, вину отягощающим признакам некоторых видов из целого рода преступлений. Так, убийство, кража — родовые преступления, отцеубийство, убийство беременной женщины, кража со взломом — видовые квалифицированные преступления. В законодательстве нашем признаки К. Именуются обстоятельствами, особо увеличивающими вину. От общих обстоятельств, увеличивающих вину, особо увеличивающие вину обстоятельства отлича..

Квалификация

-и, ж.. ..

Квалификация

Павленков Ф., 1907)оценка, определение качеств.(Источник. "Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке". Попов М., 1907). ..

Квалификация

• высокая квалификация. ..

Квалификация

Разряд, опыт, мастерство, умение, умелость, искусность, искусство, техника, сноровка. Мастеровитость, навык, высокая квалификация, профессия, специальность. ..

Квалификация

Ж.1) Действие по знач. Несов. Глаг. Квалифицировать.2) Степень профессиональной подготовленности к какому-л. Виду труда.3) Профессия, специальность.. ..

Квалификация

КВАЛИФИКА́ЦИЯ -и. Ж. [от лат. Qualitas - качество и facio - делаю]. ..

Квалификация

-и, ж. 1. См. Квалифицировать. 2. Степень годности к какому-н. Виду труда, уровень подготовленности. Повышение квалификации. Высшая к. 3. Профессия, специальность. Приобрести квалификацию токаря. II прил. Квалификационный, -ая, -ое. Квалификационная комиссия.. ..

Квалификация

Квалификации, ж. (спец.). 1. Только ед. Действие по глаг. Квалифицировать. Заниматься квалификацией труда. 2. Оценка и обозначение сортов и качеств товара (торг.). 3. Степень годности к какому-н. Ремеслу, виду труда, исполнительского искусства. Переводчик большой квалификации (или с большой квалификацией). Иметь высшую квалификацию. || Общественное признание, удостоверение той или иной степени этой годности (офиц.). Добиться квалификации. А квалификация у вас есть. Квалификация вагоновожатого.. ..

Квалификация

Заимств. Во второй половине XIX в. Из нем. Яз., где Qualifikation <. Франц. Qualification, передающего лат. Qualificatio, суф. Производного от qualificare, сложения qualis «какой» и ficare «делать».Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М. Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004. ..

Квалификация

Степень профессиональной подготовленности работника к выполнению конкретного вида работы, включающей теоретические знания и практические навыки, которые должны соответствовать нормам Единого тарифно-квалификационного справочника.. ..

Квалификация

Степень профессиональной подготовленности рабочих и служащих к выполнению конкретного вида работы. Ее составными элементами являются теоретические знания работника, его практические навыки, профессиональное мастерство. К. Рабочих определяется, в первую очередь, присвоенными им разрядами и разрядами работ, которые они выполняют. Объем и уровень знаний и практических навыков лиц, прошедших курс обучения по профессии должен соответствовать положениям Единого тарифно-квалификационного справочника (с..

Квалификация

- в трудовом праве различают КВАЛИФИКАЦИЮ работы и КВАЛИФИКАЦИЮ отдельных работников. КВАЛИФИКАЦИЯ работы - характеристика данного вида работы, устанавливаемая по степени ее сложности, точности и ответственности. Обычно определяется разрядом, к которому данная работа отнесена тарифно-квалификационным справочником. КВАЛИФИКАЦИЯ данной работы имеет важное значение для установления тарифных ставок и должностных окладов. КВАЛИФИКАЦИЯ работника - это степень и вид профессиональной обученности, необхо..

Квалификация

(от лат. Qualis - качество) - подготовленность работников к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.. ..

Квалификация

(от лат. Qualis - качество) - подготовленность работников к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.. ..

Квалификация

(от лат. Qualis - качество) - подготовленность работников к качественному выполнению конкретных видов работ, определяемая наличием знаний, умений, профессиональных навыков, опыта.. ..

Квалификация

Рассматривается в качестве суммы знаний, умений и навыков, которые необходимы человеку для того, чтобы удовлетворять требованиям, предъявляемым к нему в связи с выполнением рабочих заданий. Неотъемлемой частью термина "квалификация". Является аспект применимости, т.е. Он указывает не на желательные и некоммерческие умения какого-либо человека, а скорее на те умения, которые действительно требуются в системе занятости.. ..

Квалификация

(от лат. Qualis - какой по качеству и facio - делаю) 1) определение качества чего-либо, оценка чего-либо. 2) Уровень подготовленности, степень годности к к.-н. Виду труда. 3) Профессия, специальность (напр., К. Токаря). ..

Квалификация

1) Степень подготовленности, пригодности к какому-либо виду труда. 2) Специальность, профессия. 3) Определение или оценка чего-либо (напр., К. Преступления), отнесение к определенной категории, разряду, группе.. ..

Качества Знаний

Выявляются в результате многоаспектного анализа усвоения и применения знаний человеком в разл. Видах деятельности.Понятие К. З. Предусматривает соотнесение видов знаний (законы, теории, прикладные, методол., оценочные знания) с элементами содержания образования и тем самым с уровнями усвоения. Такое соотнесение необходимо, т. К. Каждое знание потенциально связано со способом применения, может быть включено в творческий процесс и приобретать то или иное значение. К. З. Имеет след, характеристики...

Кащенко Всеволод Петрович

(21.3. 1870, Ейск, — 30.11.1943, Москва), де-фектолог, один из первых организаторов обучения умственно отсталых детей. В 1891—94 учился на мед. Ф-те Моск. Ун-та, исключён и выслан из Москвы за участие в студенческих рев. Кружках. Окончил мед. Ф-т Киевского ун-та (1897). Работал земским врачом (1897—1904). Организовал (1908) в Москве частную школу-санаторий — одно из первых в России учреждений для детей с интеллектуальной недостаточностью и трудностями поведения. После Окт. Революции руководил уч..

Квинтилиан

(Marcus Fabius Quintilianus) (ok. 35, Калагуррис, совр. Калаорра, Испания, — ок. 96, Рим), др.-рим. Теоретик ораторского иск-ва, педагог. Образование получил в Риме. Стал адвокатом, затем учителем риторики — первым, получавшим жалование из императорской казны. Открытая К. Риторская школа пользовалась известностью. Среди учеников К. Был Плиний Младший. Ранние работы — «О причинах упадка красноречия» (— «De causis coruptae elo-quentiae») и др. Не сохранились. Обобщением опыта 20-летней пед. Деятел..

Квятковский Евгений Викентьевич

(р. 15.8.1918, г. Усмань Липецкой обл.), педагог, акад. РАО (д. Ч. АПН СССР с 1990), дер пед. Наук (1971). В 1941 окончил МГПИ. Был учителем ср. Школы. С 1950 работал в НИИ вечерних и заочных ср. Школ АПН РСФСР, НИИ ХВ АПН СССР (с 1960, в 1986—90 директор).Занимается проблемами формирования мировоззрения и личности ребёнка в процессе лит.-худож. Образования и эсте-тич. Воспитания. Исследовал пед. Аспекты роли лит-ры в общении школьников, её влияние на духовное развитие, нравств. И гражд. Становл..

Дополнительный поиск Квалификация Квалификация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Квалификация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Квалификация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "К". Общая длина 12 символа