Конфликт
(лат. Conflictus — столкновение), предельно обострённое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. К. Подразделяют на кратковременные и затяжные, явные и скрытые и др. Принципиально разделение К. На внутренние (внутриличностные) и внешние (межличностные и межгрупповые).Внутриличностный К. — столкновение примерно равных по силе, но противоположных по направленности потребностей, мотивов, интересов, влечений и т. П. У одного и того же человека. Проявляется в неустойчивости настроения, повышенной ранимости и т. П. Если внутри-личностный К. Носит затяжной характер, то его проявления принимают форму отклонений в поведении, снижении результатов деятельности. Возможно возникновение на его почве невроза. Такого рода К.
Нередки в детском и особенно в подростковом возрасте, когда произвольность поведения ещё недостаточна для безболезненного выбора между несовместимыми внутр. Тенденциями. Педагогу следует проявлять повышенное внимание к отклонениям в поведении детей, поскольку симптомы неблагополучия могут довольно явно свидетельствовать о его причинах, т.е. Внутр. К. Всегда проявляется внешне. Чтобы вернуть ребёнку эмоциональное благополучие, ему необходимо помочь осознать, какие из его внутр. Тенденций вошли в противоречие. Восстановить пошатнувшуюся самооценку пли утвердить её на новой основе. Привести уровень притязаний в соответствие с индивидуальными возможностями.Межличностный К. — ситуация взаимодействия людей, при к-рой они либо преследуют несовместимые цели, либо придерживаются несовместимых ценностей и норм, пытаясь реализовать их во взаимоотношениях друг с другом, либо одновременно в острой конкурентной борьбе стремятся к достижению одной и той же цели, к-рая может быть достигнута лишь одной из конфликтующих сторон.
Противоречие в межличностных отношениях — явление естественное, поскольку не существует двух абсолютно одинаковых людей, чьи интересы, взгляды, склонности и настроения полностью совпадают. Несовпадение мнений, оценок и т. П. Может быть разрешено в доброжелательном споре, в к-ром обе стороны стремятся прийти к согласию. Если же они заинтересованы только в отстаивании своей позиции любой ценой, противоречие неизбежно перерастает в К. В пед. Практике, вопреки провозглашавшемуся ранее мнению, имеется ряд оснований для возникновения К. В личности растущего человека происходят определённые изменения, к-рые могут ускользать от внимания педагога и не учитываться в обучении и воспитании. Серьёзные изменения могут происходить с коллективом, членом к-рого является ребёнок.
Т. О., в уч.-воспитат. Процессе возможно несовпадение личных целей, задач, пед. Методов и индивидуальных особенностей учащихся, что нередко приводит к К. Между учителем и учеником. Это становится причиной потери учащимся позна-ват. Интереса, возникновения неуверенности в своих силах, отрицат. Отношения к школе, порождает активное внутр. Торможение у ребёнка, к-рое может быть расценено как умственная отсталость. Такой К. Иногда провоцирует ребёнка на поиски иной среды общения, в к-рой удовлетворяется потребность к защищённости, ощущении своей полноценности.К. Между отд. Детьми чаще всего бывает вызван неспособностью одной или обеих сторон преодолеть свой эгоцентризм. При педагогически целесообразном вмешательстве в такой К.
Он может способствовать успешному формированию личности, положительным изменениям в поведении ребёнка, консолидации сил коллектива.Возможно возникновение межгруппового К., когда в качестве противостоящих сторон выступают группы, преследующие несовместимые цели и своими действиями препятствующие друг другу.К. В своём развитии проходит неск. Этапов. Возникновение, становление, зрелость, преобразование. Каждый этап предполагает свою логику поведения педагога. Возможны след, варианты пси-холого-пед. Коррекции К. Компромисс (взаимные уступки), привлечение объективных «судей», переключение внимания, «взрыв», отделение деловой и эмоциональной сторон К., отсрочка.Лит. Драгунова Т. В., Проблема конфликта в подростковом возрасте, ВП, 1972, №2;Кичанова И.
М., Конфликт. За или против, М., 1978. Бород-кин ф. М., Коряк H. M., Внимание. Конфликт!, Новосиб., 1983. Конфликты в шк. Возрасте. Пути их преодоления и предупреждения, М., 1986. P о я к А. А., Пси-хол. Конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка, М., 1988..
Дополнительный поиск Конфликт
На нашем сайте Вы найдете значение "Конфликт" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Конфликт, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "К". Общая длина 8 символа