Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович
[2(14).6.1823, Мелехово, ныне в Псковском р-не Псковской обл., — 25.1(6.2). 1900, Париж], публицист, философ и социолог, идеолог рев. Народничества. В1842 окончил Артиллерийское уч-ще в Петербурге. Преподавал математику в Михайловской артиллерийской академии и др. Воен.-уч. Заведениях (1844—66). Участник демокр. Движения 60-х гг. В 1866 арестован и предан воен. Суду «по обвинению в преступном образе мыслей ». В 1867—70 находился в ссылке (Тотьма, Вологда, Кадников). В 1870 с помощью Г. А. Лопатина бежал за границу. В Париже был принят в одну из секций 1-го Интернационала, участвовал в Парижской Коммуне 1871. В том же году в Лондоне познакомился с К. Марксом и Ф. Энгельсом, к-рые до конца своей жизни, несмотря на идейные разногласия с Л., поддерживали с ним дружеские отношения и тесные науч.
Контакты. В 1873—76 Л. Издавал журн. И газ. «Вперёд!» (Цюрих, Лондон), в 1883—86 один из редакторов «Вестника Народной воли».С кон. 50-х гг. Многократно выступал с работами по педагогике, печатавшимися в журналах «Отеч. Записки», «Библиотека для чтения», «Русское слово», «Вперёд!», «Вестник Народной воли» и др. Ряд статей по пед. Тематике опубликован в «Энциклопедическом словаре, составленном рус. Учёными и литераторами» (СПБ, 1861—62).Под влиянием А. И. Герцена образованность определял как гармонич. Единство знаний, чувств и действий. Высшую цель обучения, образования и воспитания (в т. Ч. Самообразования и самовоспитания) видел в формировании «цельной», гармонически развитой (в физич., умственном и нравств. Отношениях), граждански активной личности.
Необходимое единство пед. Процесса понимал как органичное соединение обучения, образования и воспитания. Его сердцевина — нравств. Развитие личности в духе идеалов равенства и справедливости.В нач. 60-х гг. Л. Одновременно и солидарно с Н. Г. Чернышевским выступил с резкой критикой системы образования самодержавной России, ратовал за развитие демокр. Воскресных школ, позже боролся с насаждением классицизма в образовании. Раскрывал неспособность правительства и бурж. Либералов к решению насущных проблем народного образования. Считал, что совр. Ему пед. Наука и практика находятся на эмпирич. Уровне, пронизаны «вредными началами», в частности идеями «идолопоклонства», безусловного подчинения авторитетам, что приводит к социальной пассивности людей, их механическому («автоматическому») поведению.Давая намётки организации образования и воспитания молодёжи в будущем социалистич.
Обществе («Гос. Элемент в будущем обществе», 1876), Л. Исходил из необходимости радикального изменения социального положения большинства. «народ должен сделаться силой сам, прежде чем сила знания станет ему доступна» (Избр. Соч., т. 3, М., 1935, с. 73).В работах Л. Отражены проблемы взаимоотношения педагогики и психологии. Роли внешних условий («неотвратимой обстановки») в воспитат. Деятельности. Вопросы устройства уч. Заведений, дидактики и истории педагогики.Свои пед. Идеи Л. Не только пропагандировал в печати, на заседаниях Петерб. Пед. Об-ва, в публичных выступлениях как в России (лекции в Пассаже и др.), так и за границей, но и старался по мере возможности реализовать их в собств. Пед. Деятельности (по отзывам нек-рых современников, Л.
Обладал незаурядным пед. Талантом), а также во время встреч с рев. Молодёжью в эмиграции в 70- 90-е гг. Л. Ратовал за практич. Осуществление своих идей в рев. Париже («Письма гражданам Парижской Коммуны», 1871. Опубл. В «Истории СССР», 1971, № 2).Соч. Собр. Соч., сер. 1, 3—6, П., 1917 — 20 (не закончено). Избр. Соч. На социально-по-литич. Темы, т. 1—4, М., 1934—35 (не закончено, имеется библ.). Философия и социология, т. 1—2, М., 1965.Лит. Книжник-Ветров И. С., П. Л. Лавров, M., 19302. Прудников В. Е., П. Л. Лавров, в его кн. Рус. Педагоги-математики XVIII — XIX вв., М., 1956. Александрова Т. Н., Проблема нравств. Идеала в теории личности П. Л. Лаврова, «УЗ МОПИ», 1969, т. 246, в. 14. Плеханов А., Пед. Взгляды П. Л. Лаврова, НО, 1973, Mi. 12. С г. О ж е, Пед. Аспект теории личности П.
Л. Лаврова, СП, 1974, № 10. Г p у III с в а М. П., Природа нравственного в человеке и проблема источника морали в этике П. Л. Лаврова, «УЗ кафедр обществ, наук вузов Ленинграда. Философия», 1977, в. 17. Володин А., Итенберг Б., Лавров, М., 1981 (библ.). А. И. Володин..
Дополнительный поиск Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович
На нашем сайте Вы найдете значение "Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лавров (Миpтов) Пётр Лаврович, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 29 символа