Ленин
(псевд., наст. Фам. — Ульянов) Владимир Ильич [10(22).4.1870, Симбирск, ныне Ульяновск, — 21.1.1924, Горки, близ Москвы], политический и обществ, деятель, продолжатель учения К. Маркса. Род. В семье педагога И. Н. Ульянова. Ст. Брат Л. Народоволец А. И. Ульянов казнён в 1887 за участие в покушении на рос. Императора Александра III. Учился в Казанском ун-те (1887). В 1891 сдал экстерном экзамены за курс юрид. Ф-та Петерб. Ун-та. С нач. 90-х гг. 19 в. Участвовал в поли-тич. Борьбе с самодержавием. С нач. 20 в. Жил гл. Обр. В эмиграции. С 1903 один из руководителей Рос. Коммунистич. Партии большевиков. В 1917 возглавил руководство Октябрьским вооруж. Восстанием в Петрограде и на 2-м Всерос. Съезде Советов избран председателем Совета нар. Комиссаров РСФСР. Сторонник теории социализма как справедливого обществ.-экон.
Строя, сменяющего капиталистический строй. Просвещение рабочих Л. Считал важнейшей задачей партии. Среди её гл. Целей намечал создание вместо прежней (по Л., сословной и классовой) демократической системы нар. Образования, финансируемой гос-вом и управляемой местными выборными органами, базирующейся на принципах единой трудовой школы и соединения обучения с производит, трудом.Отказ от «школы муштры» и «школы зубрёжки» предполагал использование положительного опыта, накопленного пед. Теорией и практикой школы, в т. Ч. За рубежом. Эти идеи отражены в Декларации о единой трудовой школе (1918).Программа РКП(б), разработанная под рук. Л. В 1919, предусматривала создание широкой сети дошкольных учреждений, бесплатное и обязат.
Общее и поли-технич. Образование детей до 17 лет, обучение на родном языке. Провозглашался тезис о том, что школа должна превратиться из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы. Предполагалось использовать для пропаганды коммунистич. Идей все возможности гос-ва и его аппарата. Реализация этих программных установок привела к утверждению в практике школы и адм. Органов ориентации на идеоло-гич. Единомыслие. Л. Считал необходимым использовать в системе нар. Образования старых (т. Н. Буржуазных) специалистов, но под контролем коммунистов, к-рые не обязательно должны быть профессионалами. Л. Одобрил высылку из страны представителей интеллигенции, не проявивших лояльности к Сов.
Гос-ву.В нач. 20-х гг. Л. Увидел негативные последствия курса сов. Власти и пришел к выводу о необходимости «перемены всей нашей точки зрения на социализм». При введении новой экономич. Политики (нэп), сокращении общегос. Расходов на образование он высказал идею о необходимости первоочередной заботы об учителе, о его духовном подъёме, всесторонней подготовке и поднятии его материального положения. По настоянию Л. Была проведена реорганизация Наркомпроса с целью превращения его в центр накопления и распространения передового пед. Опыта. Однако эти устремления не получили поддержки. После 1922 он фактически оказался отстранённым от активной политич. Деятельности. После смерти Л. Мн. Его высказывания были превращены в расхожие лозунги, догматизированы.
Деятельность Л. В течение мн. Лет рассматривалась в духе сталинских интерпретаций развития партии и Сов. Гос-ва. С кон. 80-х гг. Начался новый этап изучения наследия Л. В лит-ре встречается широкий спектр оценок деятельности Л., от позитивных до негативных.Соч. О воспитании и образовании, т. 1 — 2, М., 1980..
Дополнительный поиск Ленин
На нашем сайте Вы найдете значение "Ленин" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Ленин, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 5 символа