Лепешинский Пантелеймон Николаевич
[29.2(12.3).1868, с. Студенец, ныне в Костюковичском р-не Могилёвской обл., — 29.9.1944, Москва], деятель рев. Движения, один из организаторов нар. Образования в СССР, дер ист. Наук (1935). Учился на физ.-мат. Ф-те Петерб. Ун-та (1886—90), окончил экстерном Киевский ун-т (1891). С 1890 в рев. Движении. В 1907—09 преподавал в Оршанском реальном уч-ще, в 1910 — в с. Щёлково Моск. Губ. В 1918—19 чл. Коллегии Нар-компроса, зав. Отделом реформы школы. В 1919—20 зам. Наркома просвещения Туркестанской Республики (Ташкент). Б 1921—24 зам. Пред. Истпарта [комиссия по истории партии и истории революции при ЦК РКП(б)]. С 1925 пред. ЦК МОПР в СССР. В 1927—30 директор Ист. Музея, в 1935—36 — музея Революции СССР.Л. — один из инициаторов разработки и авторов «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР» (1918).
Под его руководством были созданы первые сов. Уч. Планы и программы. В 1918 выдвинул и обосновал (совм. С В. Познером) «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы, предусматривающий наряду с общеде-мокр. Положениями (всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование) установление непрерывного уч. Года с 7-дневной рабочей неделей (в т. Ч. 2 дня на экскурсии), разработку примерных (базовых) программ, замену классов по возрастам группировкой учащихся по уровню подготовленности, предметного преподавания цикловым, учебников рабочими книгами.Л. Обосновал модель школы-коммуны нового типа уч. Заведения, т.е. Общины, построенной на принципах самоуправления, самообслуживания и организации «умственных форм труда».
Самоуправление понимал как непосредств. Участие всего коллектива в разнообразных формах шк. Жизни производительного и интеллектуального труда. Гл. Фактором образования и основой деятельности школы считал производит, труд. Разработал пути соединения умственного и физич. Труда на основе участия детей в обществ, жизни и включения их в трудовые процессы на произ-ве. Отстаивал политехн. Принцип обучения, к-рый трактовал как сочетание полученных учащимися трудовых навыков с изучением передового произ-ва. Среди методов обучения особо выделял эвристический, развивающий самодеятельность и инициативу учащихся. В вопросах воспитания отдавал предпочтение гос-ву и школе перед семьёй.Свои идеи Л. Пытался реализовать в «Первой сов.
Опытно-показательной школе-коммуне», организованной им (1918) в с. Литвиновячи (Белоруссия). Ему удалось осуществить идею широкого самоуправления, сделать труд основой шк. Жизни, создать атмосферу основанных на взаимном доверии и товариществе отношений между педагогами и воспитанниками, но в целом принципы трудовой школы так и не были воплощены в жизнь. Гипертрофированная роль придавалась самообслуживанию детей. В 1919 школа-коммуна переехала в Москву, где на её базе была создана моек, опытно-показат. Школа-коммуна им. П. Н. Лепешинского. Мн. Положения Л., связанные с деятельностью школы-коммуны, были в дальнейшем использованы в практике А. С. Макаренко.Работая в Туркестанской Республике, Л. Добился улучшения материальной базы уч.
Заведений, организовал подготовку пед. Кадров школ для коренного населения, в т. Ч. В Туркестанском (ныне Ташкентский) ун-те, был инициатором 1-го респ. Съезда работников нар. Образования (1920).Соч. О принципах единой трудовой школы, «Нар. Просвещение», 1918, № 14. Опыт культурной работы в деревне, там же, 1919, № 8. Шк. Вопрос в обстановке социали-стич. Революции, там же, 1920, N° 16—17. Просвещение во время Парижской коммуны 1871 г., «Вестник просвещения», 1925, м 2—3. На заре сов. Просвещения, «На путях к новой школе», 1927, Nb 10.Лит. Мельников МЗамечательный педагог — ленинец, СП, 1958, № 6. Петров Ф., Один из выдающихся зачинателей сов. Школы, НО, 1958, N° 7. С о с и о в-ская Г. П., П. Н. Лепещинский — видный сов. Педагог, СП, 1963, № 9.
Александров В., П. Н. Лепешинский, «ВИ КПСС», 1968, № 3. Б у л а ц к и и Г. В., П. Н. Лепешинский, М., 1973. Чернов Ю. МСподвижники. Повесть о П. Лепешинском, Ми986. М. В. Богуславский,.
Дополнительный поиск Лепешинский Пантелеймон Николаевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Лепешинский Пантелеймон Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лепешинский Пантелеймон Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "Л". Общая длина 34 символа