Лепешинский Пантелеймон Николаевич

233

[29.2(12.3).1868, с. Студенец, ныне в Костюковичском р-не Могилёвской обл., — 29.9.1944, Москва], деятель рев. Движения, один из организаторов нар. Образования в СССР, дер ист. Наук (1935). Учился на физ.-мат. Ф-те Петерб. Ун-та (1886—90), окончил экстерном Киевский ун-т (1891). С 1890 в рев. Движении. В 1907—09 преподавал в Оршанском реальном уч-ще, в 1910 — в с. Щёлково Моск. Губ. В 1918—19 чл. Коллегии Нар-компроса, зав. Отделом реформы школы. В 1919—20 зам. Наркома просвещения Туркестанской Республики (Ташкент). Б 1921—24 зам. Пред. Истпарта [комиссия по истории партии и истории революции при ЦК РКП(б)]. С 1925 пред. ЦК МОПР в СССР. В 1927—30 директор Ист. Музея, в 1935—36 — музея Революции СССР.Л. — один из инициаторов разработки и авторов «Положения о единой трудовой школе РСФСР» и «Основных принципов единой трудовой школы РСФСР» (1918).

Под его руководством были созданы первые сов. Уч. Планы и программы. В 1918 выдвинул и обосновал (совм. С В. Познером) «Московский проект» — наиболее радикальный вариант реформы, предусматривающий наряду с общеде-мокр. Положениями (всеобщее бесплатное светское, равное для всех образование) установление непрерывного уч. Года с 7-дневной рабочей неделей (в т. Ч. 2 дня на экскурсии), разработку примерных (базовых) программ, замену классов по возрастам группировкой учащихся по уровню подготовленности, предметного преподавания цикловым, учебников рабочими книгами.Л. Обосновал модель школы-коммуны нового типа уч. Заведения, т.е. Общины, построенной на принципах самоуправления, самообслуживания и организации «умственных форм труда».

Самоуправление понимал как непосредств. Участие всего коллектива в разнообразных формах шк. Жизни производительного и интеллектуального труда. Гл. Фактором образования и основой деятельности школы считал производит, труд. Разработал пути соединения умственного и физич. Труда на основе участия детей в обществ, жизни и включения их в трудовые процессы на произ-ве. Отстаивал политехн. Принцип обучения, к-рый трактовал как сочетание полученных учащимися трудовых навыков с изучением передового произ-ва. Среди методов обучения особо выделял эвристический, развивающий самодеятельность и инициативу учащихся. В вопросах воспитания отдавал предпочтение гос-ву и школе перед семьёй.Свои идеи Л. Пытался реализовать в «Первой сов.

Опытно-показательной школе-коммуне», организованной им (1918) в с. Литвиновячи (Белоруссия). Ему удалось осуществить идею широкого самоуправления, сделать труд основой шк. Жизни, создать атмосферу основанных на взаимном доверии и товариществе отношений между педагогами и воспитанниками, но в целом принципы трудовой школы так и не были воплощены в жизнь. Гипертрофированная роль придавалась самообслуживанию детей. В 1919 школа-коммуна переехала в Москву, где на её базе была создана моек, опытно-показат. Школа-коммуна им. П. Н. Лепешинского. Мн. Положения Л., связанные с деятельностью школы-коммуны, были в дальнейшем использованы в практике А. С. Макаренко.Работая в Туркестанской Республике, Л. Добился улучшения материальной базы уч.

Заведений, организовал подготовку пед. Кадров школ для коренного населения, в т. Ч. В Туркестанском (ныне Ташкентский) ун-те, был инициатором 1-го респ. Съезда работников нар. Образования (1920).Соч. О принципах единой трудовой школы, «Нар. Просвещение», 1918, № 14. Опыт культурной работы в деревне, там же, 1919, № 8. Шк. Вопрос в обстановке социали-стич. Революции, там же, 1920, N° 16—17. Просвещение во время Парижской коммуны 1871 г., «Вестник просвещения», 1925, м 2—3. На заре сов. Просвещения, «На путях к новой школе», 1927, Nb 10.Лит. Мельников МЗамечательный педагог — ленинец, СП, 1958, № 6. Петров Ф., Один из выдающихся зачинателей сов. Школы, НО, 1958, N° 7. С о с и о в-ская Г. П., П. Н. Лепещинский — видный сов. Педагог, СП, 1963, № 9.

Александров В., П. Н. Лепешинский, «ВИ КПСС», 1968, № 3. Б у л а ц к и и Г. В., П. Н. Лепешинский, М., 1973. Чернов Ю. МСподвижники. Повесть о П. Лепешинском, Ми986. М. В. Богуславский,.

Значения в других словарях
Лепешинский Пантелеймон Николаевич

Лепешинский Пантелеймон Николаевич [29.2(12.3).1868, с. Студенец, ныне Костюковичского района Могилёвской области, — 29.9.1944, Москва], деятель российского революционного движения, доктор исторических наук, литератор-публицист. Член Коммунистической партии с 1898. Родился в семье священника. В 1886, будучи студентом Петербургского университета, вошёл в народовольческий кружок. В 1890 исключен из университета и выслан из Петербурга (позднее сдал экстерном экзамены в Киевском университете). В 189..

Леонтьев Алексей Николаевич

[5(18). 2.1903, Москва, — 21.1.1979, там же], психолог, д. Ч. АПН СССР (1950), дер пед. Наук (1940), проф. (1932). В 1924 окончил ф-т обществ, наук Моск. Ун-та. Ученик и последователь Л. С. Выготского. В 1924—31 вёл науч. И преподавательскую работу в Москве (Ин-т психологии, АКБ им. Н. К. Крупской), в 1931—35 — в Харькове (Укр. Психоневрологпч. Академия, пед. Ин-т). В 1936—52 — в Ин-те психологии АПН. В годы Вел. Отеч. Войны нач. Эксперим. Госпиталя восстановления движений. С 1941 проф. МГУ, с 1..

Лепелетье, Лепелетье Де Сен Ф А Р Ж О (Le Рeletier de Saint-Farfeau) Луи Мишель

(29.5.1760, Париж, — 0.1.1793, там же), обществ, деятель периода Вел. Франц. Революции. Накануне революции был през. Парижского парламента. В 1789 избран в Ген. Штаты от дворянства, в июле 1789 перешёл на сторону третьего сословия. В июне 1790 пред. Учредит, собрания. В авг. 1792 избран в Конвент. Чл. Клуба якобинцев. Голосовал за казнь Людовика XVI. Смертельно ранен роялистом. Л. — автор составленного в духе идей Ж. Ж. Руссо «Плана нац. Воспитания» (1793), предусматривавшего введение всеобщего ..

Лернер Исаак Яковлевич

[22.3(4.4). 1917, Деражня, ныне в Хмельницкой обл. Украины], педагог, акад. РАО (1992, ч.-к. АПН СССР с 1990), дер пед. Наук (1971), проф. (1990). Заслуженный деятель науки РСФСР (1987). В 1939 окончил ист. Ф-т МГУ. С 1937 преподавал в пед. Вузах Москвы, Мичуринска, Воронежа и др. С 1959 в системе АПН. В 1964—70 возглавлял лабораторию дидактики гуманитарного образования, а в 1972—74 — лабораторию формирования мировоззрения в НИИ общего и по-латехн. Образования. С 1970 в лаборатории общих проблем..

Лесгафт Пётр Францевич

[21.9(3.10). 1837, Петербург, — 28.11(11.12).1909, близ Каира, похоронен в Петербурге], педагог, анатом и врач, один из основоположников шк. Гигиены и врачебно-пед. Контроля в физич. Воспитании, дер медицины (1865), дер хирургии (1868). По окончании Петерб. Медико-хирургич. Академии (1861) занимался медициной у анатома В. Л. Грубера. С 1868 проф., зав. Кафедрой физиол. (нормальной) анатомии Казанского ун-та. В 1871 за выступление в печати против произвола администрации ун-та был уволен без права..

Дополнительный поиск Лепешинский Пантелеймон Николаевич Лепешинский Пантелеймон Николаевич

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лепешинский Пантелеймон Николаевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лепешинский Пантелеймон Николаевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 34 символа