Лийметс (Liimets) Хейно

227

(22.1.1928, г. Валга, — 30.4.1989, Таллинн), эст. Педагог, д. Ч. АПН СССР (1967), канд. Пед. Наук (1959), поч. Ч. Хельсинкского (1982) и Тампереского (1985) ун-тов. В 1952 окончил Тартуский ун-т, с 1956 преподавал в нём (в 1963—75 зав. Кафедрой педагогики). С 1975 в Таллиннском пед. Ин-те (с 1985 зав. Кафедрой педагогики и психологии). Пред. Эст. Отделения Об-ва психологов СССР (с 1975), первый директор Эст. НИИ педагогики на обществ, началах.Исследовал проблемы теории воспитания, дидактики, философии воспитания и социальной педагогики. Разработал концепцию интегральной дидактики. Идея системного, комплексного подхода к воспитанию и обучению (над к-рым он работал совм. С Л. И. Новиковой и А. Т. Куракиным) была выдвинута Л. В кон. 50-х — нач. 60-х гг.

При изучении трудных детей. Необходимость взаимодействия социально-психол. Знаний с науч.-педагогическими Л. Обосновал в принципе взаимного обогащения в воспитании (1967). Предложил вариант групповой работы, к-рый позволил интегрировать формы уч.-воспитат. Деятельности в единую систему и создавать условия для качественно новых взаимоотношений учащихся в процессе коллективной деятельности. В нач. 70-х гг. Л. Показал, что ди-дактич. Теория, ориентированная лишь на интеллектуальное развитие, неполно отражает процесс формирования целостной личности. Только уч. Деятельность, охватывающая большую часть временных ресурсов ученика, создаёт условия для возникновения интегральных качеств личности, позволяющих в дальнейшем выпускникам школы успешно включиться в социальную жизнь.

Л. Характеризовал свою концепцию как дидактич. Систему, объединяющую в себе философские, социологич. И психол. Знания (ст. «Развитие личности школьника и интегральная дидактическая система», 1982). Трактовал воспитание как взаимодействие воспитанника и воспитателя, в к-ром создаются благоприятные условия для управления развитием личности ребёнка. Уделял большое внимание теории воспитат. Коллектива, созданию в нём психол. Атмосферы, способствующей умственному и нравств. Развитию личности учащегося.Соч. Miks ma ei saa oma lapsega hakka-та?, Tal., 1968. Didaktik. Eine Unterrichtstheorie fur die Mittel-und Oberstufe, B., 1982 (соавт.). Noorele^opetajale, Tal., 1985. Понятие коллективной работы в сов. Дидактике, в сб. Актуальные проблемы индивидуализации обучения, Тарту, 1970.

Нек-рые тенденции развития дидактики в Эст. ССР, в сб. Сов. Школа к 50-летию образования СССР, М., 1973. Понятие общения и воспитание, в сб. Проблемы общения и воспитания, в. 1, Тарту, 1974. Групповая работа на уроке, М., 1975. Трактовка воспитания как взаимодействия воспитателя и воспитанника, в сб. Проблемы воспитат. Коллектива, в. 1, [Труды Таллинского пед. Пн-та], Тал., 1979. Шк. Класс как коллектив, в кн. Классный коллектив как объект и субъект воспитания, М., 1979. Коллектив и личность школьника, в. 1, ч. 1 — 2 — Основы теории воспитат. Коллектива, Тал., 1981 (соавт.). Как воспитывает процесс обучения?, М., 1982. Опыт перестройки системы образования и воспитания в Эст. ССР (соавт.), в кн. На пути к новой школе, в. 1, Тал., 1987.Лит. Unt I., Heino Liimets kui UPIII vaimnejuht, «Haridus», 1990, № 1.

L i im et s-Sorokin R., H. Liimetsa didaktiline teoo-ria Eesti didaktika arengus, там же. E l an -g o A., H. Liimets — eesti pedagoogika suur-kuju, там же, 1990, N° 2.P. Лийметс-Сорокин..

Значения в других словарях
Лигтхарт (Ligthart) Ян

(11.1.1859, Эде, — 16.2.1916, Гаага), нидерл. Педагог. Пед. Деятельность начал в 1872. В 1885- 1916 директор известной в Нидерландах т. Н. Открытой школы в Гааге, где им на практике воплощались принципы «нового воспитания». Сближение шк. Обучения с реальной жизнью, активизация и поощрение познават. И творческой активности учащихся, — «полная свобода детей под их личной ответственностью». Л. Указывал на необходимость согласовывать меры пед. Воздействия с индивидуальными особенностями каждого ребё..

Лидерство

(от англ, leader — ведущий), ведущее влияние члена группы — лидера — на группу в целом. Л. Изучается в социальной психологии, где выделяются две осн. Лидерские роли, связанные с разными аспектами функционирования группы. Роль делового лидера включает действия, направленные преим. На решение поставленной перед группой задачи (напр., реализация трудовой, уч. Деятельности). Роль эмоционального лидера связана со сферой эмоциональной активности коллектива и со держит действия, относящиеся гл. Обр. К ..

Ликвидация Неграмотности

Массовое обязат. Обучение грамоте неграмотных взрослых, а также подростков шк. Возраста, не охваченных школой.После Окт. Революции в России борьба за всеобщую грамотность стала одной из решающих предпосылок коренных преобразований обществ, отношений, нар. Х-ва, культуры. В дек. 1917 в Нар-компросе РСФСР был создан внешк. Отдел под руководством Н. К. Крупской (с 1920 Главполитпросвет), одной из гл. Задач к-рого стала организация Л. Н. В стране.Л. Н. Разворачивалась в условиях Гражд. Войны и иност..

Лилина Злата Ионовна

(1882, г. Друя Витебской губ., — 1929, Ленинград), педагог, деятель нар. Образования. Жена Г. Е. Зиновьева. По окончании гимназии в Митаве работала учительницей (1902). В 1902 вступила в РСДРП, с 1903 в орг-ции большевиков. В 1902—03 находилась в Швейцарии, училась на мед. Курсах в Берне. В 1905—07 в Петербурге, участвовала в рев. Событиях, продолжала пед. Деятельность. В 1908—17 вновь в Швейцарии (Женева), работала под руководством В. И. Ленина. Сотрудничала в газетах «Звезда», «Правда», жури. ..

Дополнительный поиск Лийметс (Liimets) Хейно Лийметс (Liimets) Хейно

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Лийметс (Liimets) Хейно" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Лийметс (Liimets) Хейно, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Л". Общая длина 23 символа