Макаренко Антон Семёнович

158

[1(13).3. 1888, г. Белополье, ныне в Сумской обл. Украины, — 1.4.1939, Москва], педагог и рус. Писатель. По окончании Кременчугского гор. Уч-ща и пед. Курсов при нём (1905) учительствовал в пос. Крюков и на ст. Долинская (1911—14) на Украине. Окончив Полтавский учительский ин-т (1917), заведовал ж.-д. Уч-щем в Крюкове и гор. Уч-щем в Полтаве. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы, в 1926 переведённой в Куряж, под Харьков (см. Колония имени М. Горького). С 1927 совмещал работу в колонии с организацией дет. Трудовой Коммуны имени Ф. Э. Дзержинского под Харьковом. С 1928 зав. Коммуной, с 1932 нач. Пед. Части. В 1935 начальник, в 1937 зам. Нач. Отдела трудовых колоний НКВД УССР. Осенью 1936 возглавил колонию для несовершеннолетних № 5 в Броварах под Киевом.

В 1937 переехал в Москву и посвятил себя лит. И обществ.-пед. Деятельности.М. Прошёл сложный путь, наполненный стремлением создать нового совершенного человека, постоянным пед. Трудом и полемикой с противниками его теории, верой в светлое будущее и разочарованиями. Обладая мышлением педагога-теоретика и экспериментаторским талантом, М. Всю свою науч. Деятельность связал с воспи-тат. Практикой. Глубокое знание отеч. Пед. Наследия и собств. Пед. Опыт позволили ему уже в 20-е гг. Подойти к разработке системы воспитания, к-рая, по его мысли, должна была отвечать задачам строительства нового общества. Он начинал работу в колонии в труднейших условиях хоз. Разрухи, сознавая, что ему предстоит преодолеть дистанцию между идеалом человека коммунистич.

Будущего и реальным бытием педагогически запущенных, социально и морально искалеченных детей — жертв войн и социальных потрясений.В своих учреждениях он создавал организованный коллектив, основанный на принципах соединения воспитания и обучения с производит, трудом.Ядро учения М. — теория воспитат. Коллектива как формы пед. Процесса, в к-ром формируются присущие объединению людей нормы, стиль жизни и отношения. Он разработал вопросы строения и организации коллектива, методов воспитания в нём, взаимоотношений с личностью ребёнка и связи с др. Коллективами. Методику организации трудового и эстетич. Воспитания, формирования сознат. Дисциплины, создания воспитывающих традиций, к-рые он рассматривал в единстве с многосторонней жизнедеятельностью детей.

Сведение творчества М. К «педагогике для беспризорных» несправедливо, т. К. В коммуне воспитывались не только они, но и дети из вполне благополучных семей сотрудников коммуны. Опыт творческого развития юной личности по методике М. Принципиально важен для науки о воспитании.М. Установил, что именно разрыв социальных связей наносит взрослеющему человеку вред, а их восстановление выправляет его развитие. Суть воспитания, по М., состоит в завязывании и укреплении правильных отношений между подрастающим человеком и обществом, создании благоприятного морального климата. Воспитат. Коллектив является органичной частью общества и в специфич. Форме воспроизводит обществ, отношения, активно включает в них детей. Социально значимая задача, стоящая перед коллективом, позволяет каждому его члену ощущать себя участником общего дела, пробуждает гражд.

Чувства. М. Наполнил понимание коллектива новыми элементами. Его организац.-пед. Находки — разновозрастные отряды, советы командиров, общее собрание, самоуправление — были привлекательны для воспитанников. Упрёки в адрес М. Об отрицат. Воздействии этих форм организации детей носят спорный характер. Осуществляемые творчески и неформально эти формы дают значит, воспитат. Эффект (напр., в ком-мунарской методике), тогда как их массовое, шаблонное повторение может действительно привести к негативным результатам, как это происходило во мн. Акциях пионерской орг-ции.М. Много места отводил эмоциональному настрою воспитанников, мажорному тону их жизни, к-рые сплачивали детей, создавали оптимистич. Атмосферу в коллективе. Им сформулирован «метод параллельного пед.

Действия». В противовес «парному воспитанию» (взаимодействие одного наставника и одного ребёнка) он включал в процесс воспитания как педагогов, так и воспитанников. Критерием оценки поведения учащихся становится не только личное мнение педагога, но и интересы коллектива. М. Утверждал, что человек не может быть воспитан влиянием одной личности, какими бы качествами она ни обладала.В отношениях с воспитанниками М. Опирался на принцип. «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Восприятие воспитателями детей как существ, нуждающихся в постоянном «укрощении», он называл гл. «педагогическим пороком». В его трактовке, дети — прекрасные и живые жизни, поэтому нужно видеть в них товарищей и граждан, уважать их права и обязанности, в т.

Ч. Право на радость и обязанность ответственности.М. Стремился к тому, чтобы сделать радость ребёнка ответственной, человечески значимой и нравственной, а его ответственность — радостью, доставляющей нравств. Удовлетворение. Эту диалектич. Задачу М. Разрешал с помощью метода «перспективных линий» в дет. Жизни. Он показал, что воспитывать человека — значит воспитывать умение находить перспективные пути, на к-рых его ждёт «завтрашняя радость». С изменением образа жизни коллектива, его развитием выдвигаются новые условия, близкие и дальние цели. Этот процесс создаёт новый уровень отношений и деятельности. На смену требованию педагога приходит обществ, требовательность, к-рая затем перерастает в требование личности к себе самой.М.

Определил три стадии развития коллектива. Его создание, становление и сплочение в единую орг-цию с системой самоуправления и сложившимися традициями. Остановка процесса совершенствования коллектива может привести к скрытым вначале процессам обратного движения, напр. К появлению формализма, исчезновению у учащихся интереса к обществ, делам и т. П. Явлениям застойности. Для преодоления таких явлений М. Иногда использовал метод «педагогического взрыва», выражающийся в коллективном гневе, общем осуждении, бойкоте и т. П. М. Предупреждал об осторожности в таком маневре, т. К. Он является сильнодействующим средством воспитания и требует большого пед. Мастерства и такта, а также о возможности его применения не только в конфликтных, но и в созидательных ситуациях.

Учение М. Иногда называют «педагогикой событий», т.е. Организацией воспитат. Ситуаций в жизни ребёнка, имеющих поворотное значение для его развития. Он считал, что в коллективе, в к-ром внешне ничего не происходит, в действительности идёт скрытое накопление воздействий, грозящих возникновением не предусмотренных педагогом событий.М. Стремился проектировать «лучшее в человеке», обращать внимание в личности ребёнка прежде всего на положит, задатки. Выстраивая теорию и методику воспитат. Работы, М. Понимал её как целостную систему организации жизнедеятельности воспитанников, в к-рой все воспитат. Средства обеспечивают реализацию выдвинутых целей и в конечВсда счёте выполнение социального заказа общества. Залог успеха этой работы М.

Видел в гражд. Позиции педагога, глубоком знании им предмета, психол.-пед. Мастерстве, овладении пед. Технологией и логикой.Теория пед. Логики — основа методики воспитат. Работы с коллективом и личностью. Во всяком опыте М. Ценил не только его практич. Эффект, но и его «логическое торжество» — предвидение и реальную последовательность фактов, к-рые должны привести к ожидаемому результату. Он проанализировал три типа ошибок шаблонного пед. Мышления, с к-рыми сталкивался в практике. Ошибки дедуктивного предсказания, этического фетишизма и уединённого средства. Он был убеждён, что нельзя рассматривать любое средство вне системы. Поэтому считал, что детей, совершивших правонарушения, нельзя воспитывать без дисциплинарных воздействий (физич.

Наказания он отрицал). Но наряду с дисциплинарным наказанием равноправным средством воспитания считал и поощрение.В трудах М. Встречаются выражения «логика требования», «логика труда», «логика дисциплины» и т. Д. В них он искал обобщающую идею, соединяющую органи-зац., техн. И психол. Аспекты каждой задачи в целостные звенья и включающую их в общую деятельность педагога и его воспитанников. Логика пед. Процесса, по М., должна быть до конца целесообразна, имея в виду не обычный житейский здравый смысл, а целесообразность, к-рую наука рассматривает как объективное явление, присущее самоуправляющимся системам. М. Свойственны иногда противоречия, когда в двух, казалось бы, одинаковых ситуациях он рекомендовал разл. Средства.

Это объясняется тем, что в пед. Процессе то или иное средство воздействия в зависимости от обстоятельств, времени и особенностей личности, коллектива, таланта воспитателя может применяться в большей или меньшей степени, вплоть до его полного отрицания.В трудах М. Разработаны важнейшие вопросы семейного воспитания, в т. Ч. Структуры семьи, её культуры, методов воспитания в семье. М. Утверждал, что воспитать ребёнка правильно легче, чем потом его перевоспитывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счёте определяют успех воспитания детей. Л. А. Лёвшин.Открытия М. Оказали существ, влияние на развитие смежных с педагогикой дисциплин, к-рые в 30-х гг. Практически были запрещены, — социальную педагогику, пед.

Психологию и др. Особый вклад М. Внёс в исправит.-трудовую педагогику. Его пед. Опыт позволил в короткий период наладить практич. Работу трудовых колоний НКВД в масштабах Украины. Вопреки офиц. Требованиям усилить карательные функции перевоспитания в колониях для несовершеннолетних были упразднены карцеры и внутр. Охрана, предприняты меры по организации трудового воспитания, укреплению кадров воспитателей, введению нек-рых начал самоуправления. Он выступал против использования для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитат. Методов, усиления производств, уклона. В Броварах он фактически повторил куряжский эксперимент, создав сплочённый коллектив.Пед. Опыт М., его пед. Взгляды отражены в худож. Творчестве.

Деятельность Колонии им. М. Горького описана в «Педагогической поэме» (ч. 1—3, 1933—35), Коммуны им. Ф, Э. Дзержинского — в повести «Флаги на башнях» (1938). Воспитанию в семье поев. «Книга для родителей» (1937, совм. С Г. С. Макаренко).При жизни М. Подвергался критике справа и слева. В 20-е гг. Ему ставили в вину увлечение дерев, педагогикой, стремление к утверждению авторитаризма, дисциплины, наказаний. Он не был близок педагогам-гуманистам (П. П. Блонский, В. Н. Сорока-Росин-ский, С. Т. Шацкий и др.), к-рые одновременно с М. Искали пути воспитания нового человека, но не принимали рев. Активности М., его увлечения коллективистскими формами, определённого равнодушия к широкой образованности и интеллигентности воспитанников и др. Все эти годы, вплоть до своей смерти, искания М.

Поддерживал М. Горький, искренне веривший в успех М. И защищавший его в трудные периоды жизни.Деятельность М. В Коммуне им. Ф. Э. Дзержинского совпала с дискуссией в стране по осн. Проблемам педагогики (1928—31). В 1928 он вступил в конфликт с НИИ педагогики Наркомпроса Украины, наиболее последовательно поддерживающим позицию директора Моск. Ны-та методов шк. Работы В. Н. Шульгина о классовом подходе к анализу пед. Влияний. М. Считал, что воспитат. Работа требует конкретизации общих положений о классовой борьбе в воспитат. Процессе, воспитание в классовом духе должно не сводиться к словесной обработке рассуждениями о классовом инстинкте и солидарности, а выражаться в организации деятельности детей в соответствии с идеалами рабочего класса.

О практике М. Негативно высказывались Н. К. Крупская (выступление на 8-м съезде комсомола, 1928), А. В. Луначарский и др.В 30-е гг. М. Критиковали за отступление от парт, постановлений по школе и приверженность Декларации о единой трудовой школе (1918), за демократизм и внедрение самоуправления. К 1932 он пришёл к выводу, что труд, являясь нейтральным процессом, сам по себе, без нравственного воспитания, не может сформировать личность, соответствующую задачам социалистич. Общества. Это положение было воспринято как нарушение М. Осн. Принципов трудового воспитания в сов. Педагогике.Преследования критиков продолжились после публикации «Педагогической поэмы». В 1938 против него развернулась кампания по обвинению в намерении исказить рев.

Действительность, пед. Непрофессионализме и некомпетентности, вреде его книг для социалистич. Воспитания.После смерти M. Наиб, урон изучению его идей нанесла канонизация образа М. В офиц. Пед. Теории в СССР, придание ему схоластич. Черт классика марксистской педагогики. На протяжении десятков лет в лит-ре и диссертациях по педагогике давался односторонний анализ, часто фальсифицирующий и искажающий подлинный смысл пед. Новаторства М. Его эксперименты механически переносились в массовую практику сов. Школы, ПТУ и исправит.-трудовых учреждений. До сер. 80-х гг. Издания трудов М. Выходили с купюрами и значит, исправлениями, комментарии носили ярко выраженный идеологич. Характер. Значит, исследоват., текстологич. И публикаторскую работу провели сотрудники Марбургского ун-та (Германия), где с нач.

60-х гг. Действовала макаренковская лаборатория (осн. Л. Фрезе, его последователи-Г. Хиллиг, 3. Вайц и др.). Большинство сов. Педагогов до сер. 80-х гг. Были знакомы с деятельностью лаборатории лишь по материалам офиц. Изданий, усматривавших в творчестве нем. Коллег антисов. Пропаганду. После 1985 началось сотрудничество с заруб, исследователями М.С сер. 80-х гг. С открытием доступа к док-там и архивам появилась возможность дать объективную оценку пед. Начинаниям М., вновь повысился интерес к его воспитат. Системе. Однако совр. Мака-ренковедение переживает трудный период. В биографии и исследованиях опыта М. Присутствуют «белые пятна». Недостаточно известна деятельность М. До 1920, в киевский период 1935—37, возникают вопросы о его контактах с органами НКВД и др.

К творчеству М. Предъявляются обвинения в приверженности сталинизму, олицетворению карательной педагогики, авторитарного воспитания. М. Считал, что методы воспитания относительно нейтральны к системе их породившей. Необходимо учитывать, что М. Работал в сложную эпоху, он был неординарной, сильной и творческой личностью, к-рой свойственны удачи, сомнения, ошибки. Сплавом личностных качеств одарённого от природы человека во многом объясняется его пед. Мастерство.Гл. Заслуга М. В том, что вопреки давлению пед. Чиновников, атмосфере культа личности и усилению авторитарных тенденций в жизни общества он боролся за утверждение гуманистич. Педагогики, сумев сохранить свою индивидуальность и передать последующим поколениям педагогов свой уникальный опыт.Соч.

Собр. Соч. Т. 1 — 7, М., 1959—602. Пед. Соч., т. 1—8, М., 1983—86. Избр. Пед. Соч., т. 1—2, М., 1978.Лит. Воспоминания о Макаренко. Сб. Мат-лов, Л., I960. Балабанович E. H., А. С. Макаренко. Человек и писатель, М., 1963. Жураковскив Г. Е., Пед. Идеи А. С. Макаренко, М., 1963. Организация воспитат. Процесса в практике А. С. Макаренко, Г., 1976. Павлова М. П., Пед. Система А. С. Макаренко и современность, М., 1980. Пед. Наследие А. С. Макаренко и совр. Школа, Воронеж, 1981. Творч. Использование идей А. С. Макаренко и В. А. Сухомлинского в формировании пед. Мастерства, Полтава, 1983. II атак и Ф., Хиллиг Г., Самоутверждение или конформизм. К вопросу идейно-полит, становления А. С. Макаренко, Марбург, 1987. Пед. Наследие А. С. Макаfchko и совр. Проблемы воспитания молодежи. Гезисы докладов и сообщений Всес.

Науч.-практич. Конференции, поев. 100-летию А. С. Макаренко], ч. 1 — 2, М., 1988. Фрадкин Ф. А., В поисках новых пед. Путей. (К столетию со дня рождения А. С. Макаренко), М., 1988. Фролов А. А., А. С. Макаренко и педагогика его времени, Г., 1988. Развитие идей А. С. Макаренко в теории и методике воспитания, М., 1989, А. С. Макаренко сегодня. Сост. А. А. Фролов, Н. Новгород, 1992. Хрусталева В. А., А. С. Макаренко. Библиографич. Указатель, М., 1959. А. С. Макаренко. Указатель трудов и лит-ры о жизни и деятельности, М., 1988. Nastainczyk W., Makarenkos Sowjetpadagogik, Hdeb., 1963. R uttenau-er I., A. S. Makarenko. Ein Erzieher und Schriftsteller in der Sowjetgesellschaft, Freiburg — Basel — W., 1965. Bernitt I., Zum Kollektiv. Begriff in der Fruhsowjetischen Padagogik, в кн. Makarenkc-Materi-alien, Bd l, Marburg, 1969.

G l an t z T., Kollektiv und Einzelner, Marburg, 1963. № i 1—1 i g G., Die Verbreitung der Werke A. S. Makarenko auberhalb der Sowjetunion, «Padagogische Rundschau», 1980, JM° 1. Sauermann E., Makarenko und Marx, B., 1987. Hundert Jahre Anton Makarenko, hrsg. Von G. Hillig, Bremmen, 1988..

Значения в других словарях
Макаренко Антон Семенович

Макаренко Антон Семенович [1(13).3.1888, Белополье, ныне Сумской области, ‒ 1.4.1939, Москва], советский педагог и писатель. После окончания Кременчугского городского училища и педагогических курсов при нём (1905) учительствовал на Украине. В 1917 окончил Полтавский учительский институт. В 20‒30-е годы руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей близ Полтавы (см. Колония имени М. Горького. ..

Макаренко Антон Семенович

МАКАРЕНКО Антон Семенович (1888-1939) - педагог и писатель. Осуществил беспримерный в педагогической практике опыт массового перевоспитания детей-правонарушителей в трудовой колонии им. М. Горького (1920-28, под Полтавой, с 1926 в Куряже близ Харькова) и детской коммуне им. Ф. Э. Дзержинского (1927-35, в пригороде Харькова). Разрабатывал теорию и методику воспитания в коллективе, теорию семейного воспитания. Произведения. "Педагогическая поэма" (1935), "Флаги на башнях" (1938), "Марш 30 года" (1..

Макаренко Антон Семенович

(1/13.03.1888 - 1.04.1939), педагог, писатель. В юности учительствовал на Украине. По окончании Полтавского учительского института (1917) заведовал железнодорожным и городским училищами. С 1920 руководил трудовой колонией для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 близ Полтавы, с 1926 переведена под Харьков). В 1927 организует детскую трудовую коммуну им. Дзержинского, где работает до 1936. В 1936 возглавляет колонию им. Горького под Киевом. В 1937 переезжает в Москву, где занимается литер..

Мабли (Ману) Габриель Бонно Де

(14.3.1709, Гренобль, — 23.4.1785, Париж), франц. Писатель, историк. Автор сочинений, содержащих утопическо-коммунистич. Идеи.Учился в иезуитской коллегии и в семинарии, стал аббатом, затем отказался от духовной карьеры. С 1742 находился на дипломатии, службе, в 1746 оставил её и почти всю дальнейшую жизнь посвятил науч. Занятиям. Согласно М., человек наделён разумом, к-рый является главенствующим началом, и разнообразными страстями, в т. Ч. «социальными инстинктами», побуждающими его жить в общ..

Магницкий Леонтий Филиппович

[9(19).6.1669 — 19(30).10.1739], математик, педагог. По нек-рым сведениям, учился в Славяно-греко-латинской академии в Москве. С 1701 до конца жизни преподавал математику в Школе матем. И навигацких наук в Москве. «Арифметика» М. (1703) до сер. 18 в. Была осн. Учебником математики в России.Наряду с систематич. Изложением курса математики, в учебнике М. Значит, внимание уделяется общим рассуждениям на матем. Темы, изложенным в стихотворной форме. В тексте помещены также символич. Картинки. В книг..

Маклуэн (Мcluhan) Херберт Маршалл

(21.7.1911, Эдмонтон, пров. Альберта, Канада, — 31.12.1980, Торонто), канад. Культуролог, социолог, литературовед, публицист. В 1934 окончил ун-т Манитобы в Виннипеге (Канада). Продолжил образование в Кембриджском ун-те (Великобритания. Дер философии, 1942). Преподавал в ун-тах шт. Висконсин (1936—37) и г. Сент-Луис (1937—44) в США. В Ассампшен ун-те (1944—46) и католич. Колледже Св. Михаила в Торонто (1946—80) в Канаде. В 1950—60 руководил работами по нац. Проекту США в области использования ср..

Максаковский Владимир Павлович

(p. 4.6.1924, Москва), педагог, экономико-географ, акад. РАО (1992. Ч.-к. АПН СССР с 1982), дер геогр. Наук, проф. (1971). Окончил МГУ (1950). С 1953 на преподавательской работе в МГПИ им. В. И. Ленина (с 1991 — МПГУ. Зав. Кафедрой с 1968). Осн. Направления науч.-пед. Деятельности. Общая концепция шк. Курса географии. Теория шк. Учебника. Уч.-методич. Комплекс для учителей. Популяризация геогр. Знаний. Соавтор и ред. Учебника для 9-го кл. «Экон. География заруб, стран» (1964, 1988 ". Гос. Пр. СС..

Дополнительный поиск Макаренко Антон Семёнович Макаренко Антон Семёнович

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Макаренко Антон Семёнович" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Макаренко Антон Семёнович, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 25 символа