Маршак Самуил Яковлевич
[22.10 (3.11). 1887, Воронеж, — 4.7.1964, Москва], поэт, драматург, переводчик, теоретик и критик дет. Лит-ры, театра. Печататься начал в 1907. В 1912—14 слушал лекции на ф-те иск-ва Лондонского ун-та, изучал оригинальную систему «здорового воспитания и образования» в «Школе простой жизни» (осн. Поэтом Ф. Ойлером). Её деятельность строилась под влиянием идей Ж. Ж. Руссо, Л. Н. Толстого. Работа в этой школе пробудила в М. Интерес к педагогике, к теории и практике развития свободной, гармоничной личности. В 1918 включился в пед. Эксперимент, проводившийся по концепции С. Т. Шацкого в дет. Колонии под Петрозаводском. В 1920 жил в Краснодаре (быв. Екатеринодар), организовал и возглавил здесь «Дет. Городок» — комплекс дет. Учреждений (школа, б-ка, дет.
Кружки), включавший и один из первых в стране театров для детей, писал для него пьесы-сказки, в т. Ч. «Кошкин дом», «Теремок». С 1922 жил в Ленинграде. Вместе с учёным-фольклористом О. И. Капицей руководил Студией дет. Писателей в Ин-те дошк. Образования Наркомпроса, организовал (1923) дет. Журн. «Воробей» (в 1924—25 — «Новый Робинзон»), ставший своеобразной лабораторией дет. Лит-ры, изучения творческих способностей читателя. Был одним из руководителей первого крупного специа-лизиров. Изд-ва дет. Лит-ры — Детгиза, к-рое привлекало к созданию произведений для детей М. Пришвина, М. Зощенко, В. Бианки, Е. Шварца и мн. Др. Писателей, художников-иллюстраторов, специалистов театра.С именем М. Связан расцвет дет. Лит-ры в 20—30-х гг. В разл. Пед. Экспериментах и в непосредств.
Общении с детьми развивался специфич. Талант М. — дет. Поэта, драматурга, исследователя худож. Произведений для юного читателя, зрителя, слушателя. Лит.-пед. Деятельность М. Получила теоретич. Осмысление в его докладе «О большой литературе для маленьких» на 1-м Всес. Съезде сов. Писателей (1934), в многочисл. Выступлениях, статьях, заметках («Воспитание словом», 1961). В 1923 вышли первые стихотворные книжки для самых маленьких. «Дом, который построил Джек», «Детки в клетке», «Сказка о глупом мышонке» и др. Его дет. Сказки богаты филос. Мудростью, согреты чувством любви к ребёнку, обращены к основам нравственности, духовного равновесия человека. М. Обращался и к малым формам фольклора (частушки, пословицы, поговорки), писал рассказы и повести в стихах, поэмы и баллады.
В 30-х гг. Создал сатирич. Памфлет «Мистер Твистер», стихотворный фельетон «Акула, гиена и волк», пьесы для дет. Театров («Двенадцать месяцев», «Горя бояться — счастья не видать», «Умные вещи»).М. Сумел в своих произведениях заговорить с юным читателем о самых сложных социальных понятиях без нравоучений, увлекательно и понятно. Воспи-тат. Эффект его произведений, адресованных детям, составляет триединство осн. Факторов иск-ва — мысли, чувства, воли. Нравств. Принцип в них стал эсте-тич. Принципом. Произведения М. Для детей воспевают добро, человечность, созидательный труд, готовность соучастия, сыновнюю признательность к матери-природе. Иск-во дет. Поэзии М. Рассматривал не как прикладную отрасль «большой» лит-ры, а в одном ряду с ней.
М. Учитывал в своём творчестве, что читатель дет. Книги умеет ценить истинность прекрасного, чуток к малейшей фальши. По М., дет. Поэзия — «взыскательнейший экзамен для поэзии вообще». Она обладает своими изначальными достоинствами ясности, занимательности содержания и непринуждённой энергии, «естественной как дыхание» мерности и «незаметности» формы (А. Твардовский). Произведения М. Для детей были отмечены Гос. Пр. СССР (1946, 1951). Лен. Пр. (1963) удостоены сб. «Избранная лирика» и книги для детей.Голос М.-сатирика звучал в годы Вел. Отеч. Войны в выступлениях на страницах газет, в антифаш. Плакатах (в содружестве с Кукрыниксами. Гос. Пр. СССР, 1942), листовках.М. — переводчик обогатил рус. Поэзию классич. Переводами сонетов У. Шекспира (Гос.
Пр. СССР, 1949), песен и баллад Р. Бёрнса, У. Блейка, У. Вордсворта, Дж. Китса и др. Произведений Леси Украинки, Джамбула, Мусы Джалиля, На-зыма Хикмета, П. Тычины, Л. Квитко и др. Поэтов. Творчество М. Истинно интернационально, гуманистично. Автор автобиографии, повести «В начале жизни» (1961), статей и заметок о поэтич. Мастерстве.Соч. Собр. Соч., т. 1—4, М., 1957—60. Литемирнова В., Мастер дет. Книги, в кн. О лит-ре и театре, М., 1956. Её же, Учитель, друг, мастер, в кн. О детях и для детей, M., 19672. Г а л а и о в Б., С. Я. Маршак. Очерк жизни и творчества, M., 19572. Зинченко Г., Читая Маршака..., в кн. Дет. Лит-ра, М. — Л., 1963. Рассадин Ст., Обыкновенное чудо. Книга о сказках для театра, М., 1964. Чуковский К., Высокое искусство. О принципах худож. Перевода, М., 1964.
Венгров Н., С. Я. Маршак, в кн. История рус. Сов. Лит-ры, т. 3, M., 19682. С ар нов Б. М., Самуил Маршак. Очерк поэзии, М., 1968. Лупанова И., Полвека. Сов. Дет. Лит-ра, 1917 — 1967, М., 1969. Жизнь и творчество С. Я. Маршака. Маршак и дет. Лит-ра, сост. Б. Галанов, И. Маршак, М. Петровский, М., 1975. Твардовский А., О поэзии Маршака, в кн. Я думал, чувствовал, я жил. Воспоминания о Маршаке, М., 1988. С и — воконь СИ словом, и делом (С. Маршак), в кн. Уроки дет. Классиков, М., 1990. Т. Д. Полозова..
Дополнительный поиск Маршак Самуил Яковлевич
На нашем сайте Вы найдете значение "Маршак Самуил Яковлевич" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Маршак Самуил Яковлевич, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 23 символа