Мексика
(Mexico, Mejico), Мексиканские Соединённые Шта-т ы, гос-во на Ю. Сев. Америки. Пл. 1958,2 тыс. Км2. Нас. 83,2 млн. Чел. (1988). Гос. Яз. — испанский. Столица — Мехико.В доколон. Период у народов, населявших терр. Совр. М. (майя и ацтеков), при храмах имелись раздельные школы для мальчиков и девочек (в возрасте от 12 до 15 лет) из семей знати. Дети из ср. Слоев обучались в т. Н. Нар. Школах.После завоевания М. Испанцами в нач. 16 в. Стали возникать миссионерские школы. Значит, вклад в развитие шк. Образования в 1-й пол. 16 в. Внесли миссионеры В. Де Кирога, Б. Де Лас Касас и Петер Гентский. В 1524 он основал в Мехико для индейцев первую общеобразоват, школу. В её уч. План входили. Грамматика, чтение и письмо на лат. Яз., на яз. Индейцев нахуа (ацтекском. Для письма использовалась лат.
Графика) и на испанском, игра на муз. Инструменте, живопись, скульптура, разл. Ремёсла. Школа, т. О., выполняла функции общеобразоват. Начальной и профессиональной. Онаже стала первым центром подготовки учителей для индейцев. В сер. 16 в. В Мехико были осн. Один из первых в Лат. Америке ун-тов (1551, ныне Нац. Автономный ун-т М.) и колледжи (большинство принадлежало религ. Орденам. Уч. Курсы были те же, что в мекс. Ун-те и ун-тах метрополии. Лат. Яз., риторика, философия, канонич. И гражд. Право, богословие, медицина).Новый этап в развитии образования в М. Наступил после завоевания независимости (1821). В 1822 Дж. Ланкастер начал создавать в М. Гос. Нач. «школы для детей бедняков», а также первые пед. Уч-ща («нормальные школы»). Декретом 1861 управление гос.
Нач., ср. И проф. Образованием начало осуществлять Мин-во юстиции и просвещения. В 1867 был принят первый Единый закон об образовании, к-рый провозгласил обязат. Светское и бесплатное нач. Образование, ввёл в ун-те преподавание физики, химии, естеств. Истории. В кон. 19 в. Нач. Школу посещало менее */з детей соответствующего возраста. В 19 в. Появились ун-ты в штатах Коауила, Герреро, Идальго, Оахака и др. Со 2-й пол. 19 в. В М. Начинает формироваться система высш. Техн. Образования. Созданы Школа иск- в и ремёсел, Высш. Торговая и адм. Школа.После победы Мекс. Революции 1910- 1917 была принята новая конституция (1917), подтвердившая обязательность, бесплатность и светский характер шк. Обучения. Были созданы 2 новых типа школ. Сельские (начальные.
4 года обучения) и базовые (неполные средние. 7—9 лет обучения, включая нач. Ступень. 1926). Открылись также сел. Нормальные школы для подготовки учителей (30-е гг.) и интернаты для детей индейцев. В 1921 было создано Мин-во образования. В 1937 состоялся конгресс по нар. Образованию, по решению к-рого были осн. Федеральный ин-т усовершенствования учителей и комиссия по руководству отрядами по ликвидации неграмотности, широкая кампания по осуществлению к-рой началась в 1944 (к концу 1-го этапа было обучено грамоте 1,3 млн. Чел.), 2-й этап был проведен в 1953—55.В 1958 был принят 11-летний план расширения системы образования, рассчитанный на 1959—70, пересмотрены уч. Планы и программы нач. И ср. Общеобразоват. Школы. В результате охват нач.
Ступенью образования к 1970 достиг 70% (в 1958 —56%).Современная система образования определена законом 1973 и включает дошк. Учреждения, нач. И ср. Школы, проф. Уч. Заведения (в т. Ч. Подготовит, уровня), вузы. Сектор гос. Школ с сер. 80-х гг. Находится в стадии подготовки к обязат. Обучению до 16 лет. Имеются частные образоват. Учреждения. В общеобразоват., проф. И высших уч. Заведениях в кон. 80-х гг. Училось ок. 25 млн. Чел. Ок. 8% населения М. Оставалось неграмотным.Управление системой уч. Заведений осуществляет Мин-во образования. При нём имеется Нац. Совет по образованию, гл. Задача к-рого состоит в составлении и обновлении уч. Программ и планов для всех типов гос. Уч. Заведений, а также в контроле за частными школами. Финансирование образования осуществляется за счёт федерального бюджета, бюджета штатов и муниципалитетов (ответственных за постановку образования на местах), а также за счёт частных лиц и орг-ций.
В 1989 на нужды образования было израсходовано 3,4% ВНП.Дошкольное воспитание детей 3—5 лет осуществляется в дет. Садах. В 1988/89 в дет. Садах работало 93 тыс. Педагогов и воспитывалось св. 2,6 млн. Детей.Общее образование. Нач. Школа — 6-летняя, формально обязательна для детей от 6 до 12 лет. В кон. 80-х гг. Нач. Школу посещало 94% детей соответствующего возраста, из к-рых только 40% заканчивали полный курс обучения. Св. 30% нач. Школ — частные. В 1988/89 уч. Г. В нач. Школах было св. 14,9 млн. Уч-ся и св. 460 тыс. Учителей (в 1960 в 32 тыс. Школ — 4,9 млн. Уч-ся и 111 тыс. Учителей). Уч. План нач. Школы включает исп. Яз., математику, элементы обществ, и естеств. Наук, основы природоведения, физич. Воспитание, рисование, пение, труд. Послеб-го кл. Учащиеся получают сертификат (свидетельство) об окончании нач.
Школы, дающий право продолжить образование в общеобразоват. Или проф. Школе.Ср. Общеобразоват. Школа имеет 2 ступени — 3-летнюю (базовую. Неполное ср. Образование) и 3-летнюю «высшую» с общеобразоват. Или техн. Уклоном. Уч. План базовой ступени в дополнение к предметам нач. Школы предусматривает овладение одним из иностр. Языков и более широкое изучение обществ, и естеств. Дисциплин, в т. Ч. Всеобщей истории, истории и географии М. По окончании базовой ступени и после сдачи экзаменов выдаётся аттестат, с к-рым учащиеся могут продолжать образование на ст. Ступени ср. Школы или в проф. Уч. Заведениях подготовит, уровня, в т. Ч. При вузах. По окончании ср. Школы (12—13 лет обучения) учащиеся получают звание бакалавра, что даёт преимущество при поступлении в вуз.
В 1988/89 уч. Г. В ср. Уч. Заведениях было св. 6,8 млн. Уч-ся и ок. 389 тыс. Преподавателей.Начальное профессиональное образование на базе нач. Школы дают т. Н. Центры по подготовке к труду (пром., с.-х. И др.). В нач. 80-х гг. Их было ок. 2 тыс., в т. Ч. Ок. 1 тыс. Государственных. Ср. Проф. Образование дают бачильерато по естеств.-науч. Или гуманитарному профилю (3 года обучения). В кон. 80-х гг. В них обучалось ок. 1,5 млн. Чел.Высшее образование. К вузам относятся св. 5 тыс. Уч. Заведений с разл. Программами и сроками обучения (в исследоват. Лит-ре в качестве вузов рассматривается не более 200, в т. Ч. Ок. 70 с университетским статусом). Координирующие функции выполняют Нац. Ассоциация ун-тов и вузов, а также Координац. Комиссия по планированию общенац. Высш. Образования и неск.
Аналогичных подкомиссий регионального значения (осн. В 1982). Большинство мекс. Ун-тов имеет свои подготовит, отделения, бачильерато и т. П. (3 года), призванные обеспечить необходимый уровень общеобразоват. И нач. Проф. Знаний абитуриентов с учётом избранного ф-та. С кон. 80-х гг. Проводится реформа ун-тов и их нач. Ступеней с целью повышения качества подготовки. Срок обучения в ун-те 4—5 лет, в техн. И мед. Вузе 5—7 лет. В 1989/90 уч. Г. В вузах было ок. 1,78 млн. Студентов и св. 120 тыс. Преподавателей. Гос. Ун-ты делятся на национальные и ун-ты штатов. Ведущее место занимает Мекс. Нац. Автономный ун-т в Мехико (совр. Статус с 1929, св. 320 тыс. Студентов. 14 ф-тов, школы, подготовит, колледжи, аспирантура, ок. 30 н.-и, центров. Издаёт неск. Десятков спец. Науч.
Журналов). Среди крупнейших вузов (1991) — ун-ты. Гвадалахары (осн. В 1792. 16 ф-тов, св. 217,5 тыс. Студентов, имеет школы, колледжи, ин-ты, НИИ) и штата Веракрус (1944. Св. 64,6 тыс. Студентов. Размещается в неск. Городах штата — Халапе, Веракрусе и др.). Особое место в системе высш. Образования занимает «Колехио де Мехико» — уч. И науч. Учреждение в области гуманитарных и обществ, наук (1940. Статус вуза с 1962. Состоит из 6 центров). Высш. Техн. Заведения. Нац. Политехн. Ин-т в Мехико (1936. Св. 167 тыс. Студентов), частный Технол. Ин-т высш. Исследований в г. Монтеррей (1943. Св. 11,4 тыс. Студентов), ок. 40 региональных технол. Ин-тов. При техн. Вузах M. Имеются 2-го-дичные подготовит, школы.Образование взрослых. В 1975 был принят закон об образовании взрослых, к-рый предусматривает расширение всех видов обучения людей старше 15—16 лет (особенно проф.-технического), расширение деятельности Нац.
Службы повышения квалификации без отрыва от производства (создана в 1965). С сер. 70-х гг. Начала работать система «открытого» (заочного) ср. Образования, а для сел. Р-нов — система «телеобразования». В 1974 при Нац. Автономном ун-те в Мехико был создан «открытый» ун-т. В 1981 осн. Спец. Нац. Ин-т по образованию взрослых, возглавивший новый этап кампании по ликвидации неграмотности. Широко используются телевидение и радиовещание. К нач. 90-х гг. Св. 4 млн. Взрослых жителей М. Проходили подготовку по уч. Программам ликвидации неграмотности.Педагогическое образование. Воспитателей дет. Садов, учителей нач. Школ и преподавателей в центрах по подготовке к труду готовят на базе нач. Школы 4-летние нормальные школы, а также пед. Региональные центры.
Наряду с предметами, предусмотренными в ср. Уч. Заведениях др. Профилей, учащиеся пед. Уч-щ проходят введение в философию и логику, общую и дет. Психологию, шк. Гигиену, педагогику и ряд спец. Дисциплин (включая пед. Практику). В 80-х гг. В пед. Уч-щах насчитывалось ок. 70 тыс. Уч-ся. После окончания пед. Уч-ща желающие продолжить пед. Подготовку для преподавания в ср. Уч. Заведениях и вузах могут поступить в высш. Пед. Школы. В 1978 в Мехико открыт Пед. Ун-т, в к-ром уже в 1981/82 уч. Г. Было ок. 80 тыс. Студентов. Для повышения квалификации преподавателей, уже работающих в сфере образования, действует Федеральный ин-т усовершенствования учителей, а также ряд местных консультативно-пед. Центров.Педагогические научные учреждения. Науч.-пед. Исследования ведут Центр пед.
Исследований (осн. В 1963, ежеквартально издаёт журн. «Revista del Contro de estu-dios educativos»), Центр по изучению передовых методов обучения (1971. Журн. «Теша»), Латиноамериканский региональный центр образования и ликвидации неграмотности взрослых (осн. В 1951 под эгидой ЮНЕСКО), науч.-пед. Центры при Мекс. Нац. Автономном ун-те и ун-те в Гвадалахаре, Лат.-амер. Группа по совершенствованию университетского образования (1958), Нац. Центр пед. Информации и документации (1971. При нём имеется пед. Музей), издающие ряд спец. Бюллетеней и журналов, и др.Лит. Акатьев А. П., Вершинина А. М., Система высш. Образования в Мексике, М., 1977. Культура Мексики, М., 1980. Максименко Л. Н., Мексика, М., 1983. G а 1 1 о _М a r t i n с z V., Poli-tica educativa en Mexico, Мех., 1976.
Evolu-cion у situacion actual de la educacion en America Latina. [Madrid, 1977J. Lopez Lator-re J. E., Situacion historica de la educacion superior en Mexico, Мех., 1980.Э. Г. Ермольева..
Дополнительный поиск Мексика
На нашем сайте Вы найдете значение "Мексика" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мексика, различные варианты толкований, скрытый смысл.
Первая буква "М". Общая длина 7 символа