Мектебы

182

(араб, мактаб — «место, где пишут»), начальные конфессиональные школы у мусульман. Впервые возникли в 7—8 вв. В Аравии (см. Мусульманская культура). Распространились в странах Бл. И Ср. Востока. В 9—10 вв. Появились в Ср. Азии, Азербайджане, Поволжье и Сибири. М. Обычно создавались при мечетях. У кочевавших народов они размещались в домах или юртах, отводимых для них состоятельными единоверцами. Роль учителя в М. Выполнял мулла — выпускник медресе. Отдельные занятия могли поручаться учащимся ст. Классов медресе — шакирдам. Иногда в роли учителей выступали странствовавшие муллы. Занятия проходили в зимнее время, продолжались не более 5—6 мес в году. Общий курс обучения 5—7 лет. В М. Учились только мальчики 7- 13 лет.Процесс обучения на первом этапе состоял в заучивании начертаний араб.

Букв и слов, чтении их по слогам. Затем учащиеся с голоса учителя хором повторяли и заучивали избранные места из Корана, позже — Коран целиком. В течение 3 лет учащиеся овладевали элементарными навыками чтения. В конце курса изучались каллиграфия и нек-рые худож. Произведения, читались «Чаар-Китаб», «Суфи-Аллаяр» и др. Священные книги мусульман. Содержание этих книг (на араб, и перс, языках) часто не понимали не только дети, но и сами учителя-муллы.М. Содержались на средства мусульм. Населения. Обучение было платным.В свободное от занятий время учащиеся привлекались к выполнению разл. Хоз. Работ в доме муллы. Док-ты об окончании М. Не выдавались. В России М. Рассматривались как школы типа церковно-при-ходских. Наиб, материально обеспеченные учащиеся после курса М.

Могли поступить в медресе. По данным Туркестанского генерал-губернаторства, в 1884 на терр. Края было 4000 М., в к-рых обучалось 42 тыс. Уч-ся. В 80-х гг. 19 — нач. 20 вв. Появились новометодные (джа-дидистские) М., где обучение грамоте на родном языке велось по звуковому методу. Наряду с араб, языком и чтением священных мусульм. Книг изучался рус. Яз., давались навыки счёта. Роль М. В реальном распространении грамотности среди мусульм. Населения России часто подвергается сомнению.Лит. Остроумов Н. П., Мусульм. Мектебы и рус.-тувемные школы в Туркестанском крае, ЖМНП. Новая серия, 1906, ч. 1, январь. Наливкин В., Что дает среднеазиат. Мусульм. Школа в общеобразоват. И воспитат, отношениях, в кн. Туркестанский лит. Сб. В пользу прокаженных, СПБ, 1900.

Измайлов А. Э., Школа и просвещение в дорев. Киргизии, в его кн. Очерки по истории сов. Школы в Киргизии за 40 лет (1917—1957), фр., 1957. Б с и дер и к о в К. Е., Очерки по истории нар. Образования в Туркестане (1865- 1924), Ми960. А и и и С., Старая школа, Душ., 1975. А. Э. Измайлов..

Значения в других словарях
Мейман (Мeumann) Эрнст

(29.8.1862, Ирдинген, близ г. Крефельд, — 26.4.1915, Гамбург), нем. Педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Учился в ун-тах Тюбингена, Берлина, Галле, Бонна. В 1893—94 ассистент В. Вундта в Лейпциге. С 1897 проф. Философии и психологии в Цюрихе, Кенигсберге, Мюнстере, Галле, Лейпциге, Гамбурге. Один из основателей журн. «Архив общей психологии» (1903)и «Журнала эксперим. Педагогики» (1905).Оси, цель эксперим. Педагогики, по М., — дать общей педагогике (занимающейся определен..

Мексика

(Mexico, Mejico), Мексиканские Соединённые Шта-т ы, гос-во на Ю. Сев. Америки. Пл. 1958,2 тыс. Км2. Нас. 83,2 млн. Чел. (1988). Гос. Яз. — испанский. Столица — Мехико.В доколон. Период у народов, населявших терр. Совр. М. (майя и ацтеков), при храмах имелись раздельные школы для мальчиков и девочек (в возрасте от 12 до 15 лет) из семей знати. Дети из ср. Слоев обучались в т. Н. Нар. Школах.После завоевания М. Испанцами в нач. 16 в. Стали возникать миссионерские школы. Значит, вклад в развитие шк..

Меланхтон

(Melanchthon, грецизи-ров. Форма нем. Фамилии Шварцерд — Schwarzerd) Филипп (16.2.1497, Бреттен, Баден, — 19.4.1560, Виттенберг), нем. Педагог-гуманист, деятель Реформации в Германии, сподвижник М. Лютера. Учился в Гейдельбергском ун-те (в возрасте 14 лет — бакалавр. В 16 лет — магистр). Преподавал в Тюбингенском (с 1517) и Виттенбергском (1518, проф. С 1524) ун-тах. Разработал систему обучения, проникнутую идеями гуманизма. Цель обучения видел в овладении красноречием, но связывал его с конкрет..

Мельников Михаил Алексеевич

[21.12.1887 (2.1.1888), с. Можары, ныне в Рязанской обл., — 8.9.1976, Москва], педагог, методист нач. Школы, д. Ч. АПН РСФСР (1951), канд. Пед. Наук (1938), проф. (1946). Окончил учительскую семинарию (1906), Казанский учительский ин-т (1913) и Высш. Науч.-пед. Курсы при 2-м МГУ (1926). С 1906 учитель в Можар-ской земской школе. С 1913 на науч.-пед. Работе в Чебоксарах, Рязани, Москве. В 1936—44 в Наркомпросе РСФСР, в 1944—60 в АПН (директор НИИ методов обучения, вице-през., акад.-секретарь). Ис..

Дополнительный поиск Мектебы Мектебы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Мектебы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Мектебы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "М". Общая длина 7 символа