Навои, Алишер Навои, Низа-маддин Мир Алишер

145

(9.2.1441, Герат, — 3.1.1501, там же), узб. Поэт, мыслитель, гос. Деятель, родоначальник узб. Лит-ры. Родился в семье богатого чиновника. Учился в медресе в Мешхеде, Самарканде, Герате. В 1468—76 был приближённым Хусейна Байкары, султана Хорасана. Выйдя в отставку, накопленное богатство тратил на стр-во зданий, в т. Ч. Для медресе. Писал на перс., староузб. Языках. Собрал в своём доме кружок поэтов, художников и учёных, к-рым покровительствовал. Просветит, устремления Н. С наибольшей полнотой выражены в его гл. Соч. — «Хамсе» («Пятери-ца», созданном в 1483—85 и охватывающем поэмы «Смятение праведных», «Лейли и Меджнун», «Фархад и Ширин», «Семь планет», «Стена Искандера»). Мн. Стихи «Хамсе» посвящены проповеди нравств. Совершенствования, вопросам обучения и воспитания.

В нач. (философскую по содержанию) поэму включён ряд притч и бесед, в к-рых в завуалиров. Форме дана критика традиц. Морали. Н. Считал, что нравств. Воспитание должно формировать скромность и верность и способствовать исправлению характера. Для этого необходимо следовать примеру достойного учителя. Поэма «Лейли и Меджнун» — разработка традиц. Сюжета о влюблённых — страстное обличение бездушного отношения к человеку. В третьей поэме Н., обратившись к фольклорным источникам и худож. Приёмам, создал образ героя-богатыря Фархада, борца со злом и защитника справедливости, сочетающего в себе высокую мудрость и любовь к труду. В четвёртой поэме Н. Обличал праздность. Заключит, поэма излагает историю становления идеального правителя под руководством мудрого наставника.

Александр Македонский представлен здесь как образец гос. Деятеля. Свод лирич. Стихов Н. В жанре газелей «Сокровищница мыслей» (1498—99) собран и расположен им в соответствии с 4 возрастными этапами жизни. «Диваны детства», «Редкости юности», «Диковины средних лет», «Назидания старости».Вопросы просвещения затронуты и в др. Произв. Н. Поэма «Спор двух языков» (1499) посвящена защите староузб. Яз. И утверждает право народа пользоваться разговорным языком для своего культурного развития. Н. Впервые стал использовать староузб. Яз. В поэзии. Мн. Строки произведений Н. Стали поговорками. Соч. Н. Оказали значит, влияние на формирование лит-р Ср. Азии.Соч. В рус. Пер. Соч., т. 1—10, Таш., 1968—70.Лит. Б с p т с л с Е. Э., Навои, опыт творч. Биографии, М.-Л., 1948.

3 а х и — д о в В., Мир идей и образов А. Навои, Таш., 1961. Хусанходжаев И., А. Навои, СП,1968,№3. С ви д и и а Е. Д., А. Навои. Биобиблиография (1917—1966), Таш., 1968.X. Рахимов..

Значения в других словарях
Набоков Михаил Евгеньевич

[13(25).4.1887, Москва, — 14.3.1960, там же], астроном, методист, канд. Физ.-мат. Наук (1935). Окончил Моск. Ун-т (1910), преподавал физику и космографию в гимназиях и техн. Уч-щах. С 1921 в МГУ, в 1933—34 читал курс лекций по методике преподавания астрономии. Проф. Витебского (1937—41), Ульяновского (1941—43) пед. Ин-тов и Белорус, ун-та (1943—48). С 1948 науч. Консультант Моск. Планетария, с деятельностью к-рого был связан с 1929 (разработал тематику лекций по астрономии для школьников). Н. — ..

Навигацкая Школа

Школа математических и нави гацких наук, первое в России и второе в Европе специализированное техн. Уч. Заведение с базовой матем. Подготовкой. Создана Указом Петра I в 1701, с 1702 занимала помещение Сухаревой башни в Москве. До 1706 управлялась из Оружейной палаты, впоследствии Приказом морского флота и Адмирал-тейств-коллегией. В 1715 разделилась на Морскую академию в Петербурге, куда были переведены ст. Ученики и большая часть педагогов, и Н. Ш. В Москве, где в качестве центра матем. Подгото..

Наврочиньский (Nawroczynski) Богдан Роман

(9.4.1882 — 17.1.1974, Варшава), польск. Педагог. Проф. Варшавского ун-та (1936), чл. Польск. АН (1939). В 1905 окончил юрид. Ф-т Варшавского унта. В 1906—08 в Берлине и Лейпциге изучал философию и психологию. С 1909 преподавал в школах, работал в Об-ве польск. Учителей, был редактором изданий этого об-ва. «Воспитание дома и в школе» («Wychowanie w Domu i w Szko-le») и «Педагогическое обозрение» («Przeglad Pedagogiczny»). Защитил докторскую дисс. По философии во Львовском ун-те (1914). В 1917—24..

Навык

Действие, в составе к-рого отд. Операции стали автоматизированными в результате упражнения.Любая деятельность человека всегда осуществляется сознательно. Но отд. Операции, входящие в ее состав, в результате тренировки перестают нуждаться в сознат. Контроле. Сознание в этом случае направлено лишь на общее руководство деятельностью. При возникновении к.-л. Затруднений в осуществлении операций сознание снова начинает контролировать их.,В зависимости от того, какие стороны действия частично автомати..

Дополнительный поиск Навои, Алишер Навои, Низа-маддин Мир Алишер Навои, Алишер Навои, Низа-маддин Мир Алишер

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Навои, Алишер Навои, Низа-маддин Мир Алишер" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Навои, Алишер Навои, Низа-маддин Мир Алишер, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 43 символа