Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы

142

[2(14).4.1870, Тбилиси, — 19.3.1925, Москва], гос. И парт, деятель, азерб. Писатель. В 1890 окончил Закавказскую учительскую семинарию в Гори. В 1902—08 учился в Новороссийском унте в Одессе. Был учителем в нач. Школе в с. Кизил-Аджали (Борчалинский у. Тифлисской губ.), в 1891—1902 пом. Классного наставника и преподавателем азерб. Яз. В частной прогимназии и в муж. Гимназии в Баку. В 1894 открыл первую в Азербайджане общедоступную б-ку-читальню с лит-рой на родном языке, превратившуюся в просветит, центр для мусульм. Населения всего Кавказа. Составил учебную «Краткую грамматику тэт.-азерб. Языка», самоучители рус. Языка для азербайджанцев и азерб. Языка для русских (все в 1899). Активный участник обществ, движения учителей. Был одним из организаторов 1-го съезда учителей-мусульман Кавказа (Баку, 1906).

В 1905—07 в газ. «Иршад» («Путь») и «Ха-ят» («Жизнь») вёл постоянные рубрики, посвящённые проблемам нар. Просвещения. За рев. Пропаганду среди бакинских рабочих сослан в 1910 в Астрахань. В ссылке стал пред, астраханского Нар. Ун-та (с 1910), организатором просветит, об-ва «Шура-и-ислам». В начале своей деятельности считал, что улучшение шк. Дела, распространение грамотности, приобщение к европ. Культуре сами по себе помогут социальному прогрессу азерб. Народа. В 1905—07 перешёл на позиции рев. Социал-демократии. Мотивы просветительства характерны для мн. Худож. Произведений Н. Драмы «Невежество» (1894), «Надир-шах» (1899), ром. «Бахадур и Сона» (1896—1900).В 1918 чл. СНК Бакинской коммуны, в 1919 комиссар по нар. Образованию в Астраханской губ.

С 1920 пред. Азревко-ма, затем пред. СНК Азерб. ССР. С 1922 пред. Союзного Совета ЗСФСР. Возглавил культурные преобразования в Азербайджане (реформа Бакинского ун-та, создание жен. Пед. Ин-та в Баку и др.). Один из инициаторов алфавитной реформы для тюркских языков народов СССР. Значит, внимание уделял подготовке учительских кадров. Пропагандировал теоретич. Наследие Я. А. Комен-ского, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского.С о ч. В рус. Пер. Собр. Соч., т. 1—2, М. — Л., 1926. Статьи и письма, [М., 1925].Лит. Ахмедов Г. М., Просветительная и пед. Деятельность Н. Нариманова, СП, 1961, № 5. С г. О же, Видный деятель нар. Образования Азербайджана, НО, 1971, № 4. Н. Нариманов (1870—1970). Библиографич. Указатель, Баку, 1972 (на азерб. Яз.).Г. Ахмедов..

Значения в других словарях
Налбандян Микаэл

[2(14). И.1829, Новая Нахичевань, ныне р-н Ростова-на-Дону, — 31.3(12.4).1866, Камышин, похоронен в Новой Нахичевани], писатель, просветитель. Учился в частной арм. Школе (1837—45) и в Моск. Ун-те (1855- 58). Преподавал (1853—54) арм. Яз. В гимназич. Классах Лазаревского ин-та вост. Языков. С 1858 занимался лит. Деятельностью. До 1860 сотрудничал в журн. «Юсисапайл», издававшимся С. Назарянам. Выезжал в 1859—62 за границу, в частности для получения ден. Средств, завещанных богатыми инд. Армянами..

Наливкин Владимир Петрович

[25.2(8.3), по др. Данным, 15(27).7.1852, Калуга, — 15.2.1918, Ташкент], востоковед, педагог, обществ, деятель. Окончил Павловское воен. Уч-ще в Петербурге (1873). Офицером участвовал в походах в Коканд и Хиву (1873- 75). Закончив воен. Службу (1878), поселился близ Намангана. Изучал араб, и перс, языки, быт и язык сартов (гор. Население Ферганской, Сырдарьинской и Самаркандской областей — этнич. Группа в формировавшейся узб. Нации). С дек. 1884 учитель в первой рус.-туземной школе в Ташкенте. С..

Наркомания

(от греч. Narke — оцепенение и mania — безумие, неистовство), психоневрологич. Расстройство, при к-ром жизнедеятельность организма поддерживается на удовлетворит, уровне при условии постоянного приёма нарко-тич. Вещества. Ведёт к глубокому истощению физич. И психич. Функций, деградации личности. Резкое прекращение длительного приёма относительно больших доз наркотика может приводить к нарушению мн. Функций организма (аб-стиненции). Н. Характеризуется влечением к употреблению того или иного вещес..

Народная Педагогика

Совокупность знаний и навыков воспитания, передающаяся в этнокультурных традициях, нар поэтич и худож творчестве, устойчивых формах общения и взаимодействия детей друг с другом и со взрослыми Заключая в себе многовековую бытовую культуру воспитания, H n сохраняет общие черты, имеющиеся в воспитат традициях разных народовИсточниками изучения H n являются фольклор, этнографич и антропологич материалы, археологич находки, мемуарная лит-ра и др Нормативные требования H n преим извлекаются из устного..

Дополнительный поиск Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Нариманов Нариман Кербалай Над-жаф Оглы, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 39 символа