Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)

210

[2(14).2.1825, дер. Верхние Ширданы, ныне Зеленодольского р-на Татарии, — 20.8(2.9). 1902, Казань], тат. Учёный, просветитель и педагог. Учился в 1841- 55 в медресе «Мухамедия». Был вольнослушателем Казанского ун-та. В 1855- 70 преподавал тат. Яз. В рус. Казанском духовном уч-ще, семинарии и академии, в 1870—76 учительствовал в открытом им первом рус.-тат. Нач. Училище в Казани. С 1876 занимался науч.-пед., лит. И издат. Деятельностью. Д. Ч. (с 1885) Об-ва археологии, истории и этнографии при Казанском ун-те.Пед. Взгляды Н. Сложились под влиянием рус. Педагогики 60-х гг. 19 в., трудов К. Д. Ушинского и Л. Н. Толстого. Основой шк. Обучения считал родной язык. Впервые начал науч. Разработку проблем преподавания тат. Языка и его методики, составил и издал науч.

«Грамматику» тат. Языка (1894), «Толковый словарь тат. Языка» (ч. 1—2, 1895—96) и учебники для нач. Обучения «Правила правописания» («Кавагыйде китабэт», 1892), «Слог или Букварь» («Ижек яки элифба», 1894). Рус. Язык Н. Считал обя-зат. Уч. Предметом для учащихся всех национальностей, живущих в России. Разработал основы методики обучения татар рус. Языку, составил учебники рус. Яз. Для татар. «Рус. Чтение» («Кыйраэте рус», 1889), «Образец или грамматика» (Нэмунэ яки энмузэж, 1891), и уч. Тат.-рус. (1875) и рус.-тат. Словари (1892). Ко мн. Учебникам написал метод, введения. Составил для тат. Школ первые учебники на родном языке по географии, истории, основам анатомии и гигиены, арифметике, геометрии и др., создал тат. Уч. Терминологию по этим предметам.

Н. — зачинатель тат. Дет. Лит-ры (см. «На досуге» — «Буш вакыт», 1860). Мн. Пед. Идеи Н. Изложены в «Книге о воспитании» («Тэрбия китабы», 1891), «Сокращённой книге по этике» («Эхлак риса-лэсе сэгыйрь», 1884), «Большой книге по этике» («Эхлак рисалэсе кэбир», 1890). Автор статей на пед. Темы в издававшихся им тат. Календарях (1871—97).Соч. В рус. Пер. Избр. Произв., Каз., 1977.Лит. Выдающийся просветитель К. Насыри [Сб. К 150-летию со дня рождения], Каз., 1976. Ханбиков Я. И. Выдающийся просветитель и педагог, СП, 1975, Х° 8.Я. И. Ханбиков..

Значения в других словарях
Наследственность И Воспитание

Наследственность — передача тех или иных черт, особенностей (в терминах генетики — признаков) от предков к потомкам Обеспечивает биол преемственность поколений, постоянство специфических для каждого вида морфоло-гич, физиол и др особенностей и тем самым сохраняет различия между видами, а внутри них — между отд членами вида Материальными носителями наследственности являются гены — участки дезоксирибонуклеиновой кислоты, молекулы к-рой заключены в хромосомах всех клеток организма Совокупность всех..

Настроение

Относительно устойчивое психич состояние, характеризующееся наличием общего эмоциональною фона, определяющего возникновение и протекание разл переживаний и в значит степени влияющею на поведение человека Н определяется специфич сочетанием внеш условий жизнедеятельности человека и их соответствием его потребностям В зависимости от того, способствуют или препятствуют к -л события удовлетворению жизненных потребностей, Н может быть как положительным, так и отрицательным Однако в отличие от ситуатив..

Натали Владимир Франкович

[29.8(10.9).1890, Харьков, — 6.11.1965, Москва], биолог, педагог, проф. (1934), дер биол. Наук (1940), д. Ч. АПН РСФСР (1947). Окончил естеств. Отделение физ.-мат. Ф-та Харьковского ун-та. С 1913 в Москве (до 1919 работал в лаборатории эксперим. Биологии и преподавал в ср. Уч. Заведениях). В 1919 организовал (и до 1930 руководил) Моск. Пед. Биостанцию, ставшую метод, центром, объединившим учителей-биологов. Создал при станции лабораторию, где под его руководством проводились исследования по эксп..

Наторп (Natorp) Пауль

(24.1.1854, Дюссельдорф, — 17.8.1924, Марбург), нем. Философ, теоретик социального воспитания. После завершения (1876) университетского образования (Берлин, Бонн, Страсбург) был домашним учителем, преподавателем гимназии в Страсбурге. Д-р философии с 1881. С 1885 проф. Мар-бургского ун-та. Последователь т. Н. Критического идеализма, Н. Вместе с Г. Когеном стал основателем марбург-ской школы неокантианства. В филос. Трудах сформулировал идею об объективирующей силе познания, выводящей свой предме..

Дополнительный поиск Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович) Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович)" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Насыри, Каюм (Насыpов Габдел-каюм Габденнасырович), различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 50 символа