Научно-педагогическая Информация

71

(НИИ), система сведений об объектах и явлениях, используемых для организации и управления уч -воспитат процессом, нар образованием и пед наукой и распространяемых с помощью спец изданий и техн средств НПИ связывает и — и и уч -воспитат деятельность В ее функции входит изучение запросов и формирование заказов на новые исследования, координация и — и работ между разл организациями с целью предотвращения дублирования тем, сбор и обработка документов, внедрение и распространение передового пед опытаПо данным ЮНЕСКО, в мире издается ев 5 тыс пед журналов Однако материал о теории и истории педагогики, дидактике, школоведению, методике преподавания уч предметов малодоступен пользователямОсн источник НПИ — науч документы, к-рые делятся на первичные и вторичные Первичные документы содержат преим новые оригинальные идеи, науч сведения, новое осмысление известных фактов в области образования и педагогики К ним относятся книги (кроме справочников), периодич и продолжающиеся издания, науч отчеты, диссертации, переводы Книги — монографии, труды, посвященные одной проблеме и подготовленные одним автором (или коллективом), сборники статей неск авторов, учебники, материалы науч конференций, симпозиумов, а также книжные серии (тематич и др) Продолжающиеся издания (сборники трудов без строгой периодичности) выпускаются науч центрами, как правило, под одним объединяющим названием К периодич изданиям относятся газеты, журналы, общие профессиональные (публикуют информацию из разных областей педагогики) и науч -методические (содержат не менее 70% публикаций по конкретному профилю) Диссертации, науч отчеты, депонированные рукописи, неопубликованные документы, материалы передового пед опыта труднодоступны для пользователей, так как хранятся в архивах учреждений и не тиражируютсяВторичные документы — справочная лит-ра, реферативные журналы, обзоры, каталоги, картотеки, указатели — содержат информацию о первичных документах Реферативные материалы (краткие изложения первичных документов) ориентируют специалистов в потоке информации, привлекают внимание к актуальным теоретич и практич проблемам, знакомят с новейшими исследованиями и т о способствуют внедрению науч достижений Реферат помимо осн части (раскрывает существенные элементы содержания, осн идеи и выводы автора) часто включает библиографич описание, ключевые слова, с помощью к-рых передается осн содержание документа, формируется его поисковый образ Существуют разл виды реферативных материаловРеферативные сборники включают рефераты статей по одной или неск проблемам, опубликованных в малотиражных изданиях, материалах конференций, ученых записках, диссертациях, депонированных рукописях Они представляют осн тенденции развития науки и практики, ориентированы на ключевые проблемы, строятся с учетом информац потребностей специалистов Издаются также рекомендательные библиографич указатели (см в ст Библиография педагогическая) Экспресс-информация служит для оперативного обеспечения ученых и практиков сведениями о наиб важных достижениях педагогики в стране и за рубежом В выпусках помещают логически объединенные сведения о конференциях, совещаниях, симпозиумах, а также законченных и — и работах, рефераты книг или тематич подборок Выпускается неск серий, в т ч «Передовой пед опыт»Обзор содержит систематизиров сведения о состоянии, тенденциях и прогнозах развития пед науки и систем образования, включает анализ, оценку и обобщение состояния конкретной проблемы и возможности ее решенияВ рамках сети рос пед НИИ действует система избирательного распространения информации (ИРИ), к-рая служит для оперативного доведения до разл категорий пользователей поступающей НПИ в соответствии с их запросами при постоянно действующей обратной связи Осн видами информации в этой системе служат информац сообщения и аналитич справки, составленные по неск группам источниковЦентрализованная регистрация всех вышедших отеч публикаций проводится Рос книжной палатой (до 1992 Всес книжная палата, архив ев 65 млн ед печатной продукции, с 1910), в форме выпуска библиографич карточек и спец изданий — летописей с тематич рубрикацией и справочным аппаратом Среди них книжная (продолжает выходившую в СССР, с 1920, ведет историю с 1907, еженедельно), журнальных статей (с 1926, еженедельно), газетных статей (с 1936, еженедельно), рецензий (с 1935, ежемесячно) Гос библиографич указатель «Ежегодник книги России» (продолжает аналогичное издание, выходившее в СССР, с 1925) включает спец раздел «Образование и пед науки» Издаются также «Летопись периодич изданий» (1 раз в 5 лет), указатели типа «библиография библиографии» и др К ним примыкает бюллетень иностр книг, поступивших в рос б-ки Ориентирующую роль играют разл сборники рефератов, каталоги и указатели диссертаций и т и изданияОтраслевую библиографию отражают текущий (напр, «Лит-ра по пед наукам и нар образованию») и ретроспективные указатели (см в ст Библиография педагогическая)Система НПИ, созданная как подсистема гос системы науч -техн информации и координируемая Отраслевым центром науч информации «Школа и педагогика» (создан в 1974), охватывает рос библиотеки педагогические, информац подразделения пед НИИ и др Центр проводит исследования в области НПИ, обрабатывает источники для подготовки разл информац изданий и системы ее избирательного распространения в стране и за рубежом, в т ч издает ретроспективные и текущие указатели пед.

Лит-ры и документов.Информац. Обслуживание высшей школы осуществляет Отдел автоматизи-ров. Технологии информац. Обеспечения НИИ высшего образования. Фонд 100 тыс. Экз. Специализиров. Информац. Центром по проблеме проф.-тех. Образования является НИИ проф.-тех. Образования. Проблемами НПИ в области образования занимается также Ин-т информатизации образования МО РФ и его филиалы. Издаёт (с 1993) научно-метод. Журн. «Педагогическая информатика».Научно-информац. Центр заруб, образования занимается вопросами информац.-аналитич. Обеспечения процессов академич. Мобильности и созданием условий для участия России в междунар. Академич. Обменах. С янв. 1993 представлен в Совет Европы (секция высшего образования) как рабочий орган Комиссии по эквивалентности при Госкомитете по высшей школе.Осн.

Формой хранения информац. Ресурсов являются автоматизиров. Базы данных. Гл. Хранилищем НПИ — Гос. Научно-пед. Б-ка им. К. Д. Ушинского (см. Библиотеки педагогические).Среди др. Центров, аккумулирующих НПИ. Ин-т науч. Информации по обществ, наукам (ИНИОН) Рос. АН, осн. В 1918 (13 млн. Ед. Хранения), включает базы данных по науковедению, философии, социологии, экономике, истории, разл. Проблемам обучения и воспитания и др., св. 1 млн. Библиографич. Описаний документов. Имеет телекоммуникац. Доступ к заруб, базам данных.Всероссийский научно-техн. Центр (ВНТИЦ), содержит информацию о всех проводимых в стране исследованиях. В его фондах сосредоточены микрокопии науч. Отчетов, докторских и канд. Диссертаций и др., в т. Ч. Серия «Культура. Народное образование.

Педагогика».Российская книжная палата (архив печати св. 65 млн.' ед. Печатной продукции, вышедшей на терр. России с 1910 и СССР с 1922—91).Гос. Публичная научно-т с х н. Б-ка (ГПНТБ, Москва) представляет пользователям 9 баз данных, в 3 из к-рых содержатся материалы по образованию. Системы МАРСИ (Междунар. Автоматизиров. Системы регистрации сериальных изданий стран — членов МЦНТИ). Системы АСПТИ-ЗК (АСНТИ по заруб, книге). Системы АИПС-ФАП (Автоматизиров. Проблемно-ориентированной информац.-поисковой системы по фонду алгоритмов и программ). Международный центр научной и техн. Информации (МЦНТИ. Учреждён в 1969, Москва), включает междунар. Специализиров. И отраслевые системы. Среди них для исследователей в области педагогики интерес представляет Междунар.

Специализированная информационная система по научноисследоват. Работам (информация об отчётах, завершённых н.-и, работах, защищенных диссертациях, пакетах прикладных программ и др.). Интеринформ-перевод (Москва) включает неопубликованные переводы книг (а также отд. Разделов и глав из них), статей из периодич. И продолжающихся изданий и непериодич. Сборников, отчётов о н.-и, работах и др. Интерфильминформ (Москва) представляет по запросам сведения о законченных науч. Фильмах и видеофильмах.Основу лингвистич. Обеспечения автоматизиров. Системы научно-пед. Информации в России составляет рубрика-тор «Нар. Образование. Педагогика». Он предназначен для определения тематики органов НПИ, формирования информац. Массивов поиска по рубрикам, включая адресацию запросов.Информационно — поисковый тезаурус по нар.

Образованию и педагогике предназначен для использования в качестве осн. Терминологич. Пособия при индексировании документов и информац. Запросов в рамках автоматизиров. Системы НПИ, основан на лексике естеств. Языка.Международные сети и национальные центры в области НПИ выполняют координирующую функцию, способствуют развитию сети центров по распространению информации.Региональные центры. В Африке действуют. Центр многоотраслевой документации регионального бюро образования для Африки (создан в 1970. Г. Дакар, Сенегал), Деп. Публикации, информации и документации (г. Кисангани, Заир). В Азии — Деп. Документации и информации (1970. Тунис), Центр документации и информации при региональном бюро по образованию в араб, странах (1987.

Г. Аман, Иордания), б-ка и документац. Служба регионального бюро ЮНЕСКО по образованию в Азии и Тихоокеанском регионе (1961. Г. Бангкок, Таиланд). Центр документации по образованию в Европе (1964. Страсбур, Франция). Центр документации и информации стран Лат. Америки и Карибского бассейна (1963. Г. Сантьяго, Чили).Международные центры документации и информации. Центр документац. И информац. Ресурсов (CREDI. 1953. Мадрид, Испания). Объединение документации и информации Междунар. Бюро просвещения (1929. Женева, Швейцария). Документац. Центр Междунар. Ин-та по планированию образования (1963. Париж, Франция). Документац. Центр и б-ка ин-та ЮНЕСКО по образованию (1951. Гамбург, Германия). Роль междунар. Центра выполняет Пед. Документац. И информац. Служба Деп.

Образования (1959, Вашингтон). Действуют также св. 200 нац. Центров информации и документации.При Международном бюро просвещения (МБП) создается единая система обмена документами между странами.Разработаны автоматизиров. Библиографич. База данных, тезаурус по образованию, единая методика сбора и обработки информации. С 1974 реализуется проект междунар. Пед. Справочно-информац. Службы. Компьютерный центр бюро связан со 100 нац. Центрами НПИ. Междунар. Сеть пед. Информации (INED) создана в рамках МБП. Объединяет нац. Центры Европы, Азии и Америки. С 1975 издаётся бюл. «Образовательные инновации и информация» («Educational innovation and Information»), функционирует кооперативная реферативная служба, аккумулирующая материалы по нововведениям в области образования из нац.

Центров. Наряду с тра-диц. Фондами (св. 100 тыс. Публикаций) центр обрабатывает св. 1000 журналов, отчёты о н.-и, работах, материалы конференций и др. Документы. Вторичная информация сети INED хранится в 4 автоматизиров. Базах данных. IBECENT (фактографич. Информация о профилях центров пед. Документации и исследований, пед. Образования и т. П.), IBETERM (единая терминологич., фактографич. База данных для поддержки, и развития тезауруса для индексирования и автоматизиров. Поиска документов), IBELIB (библиографич. База данных — автоматизиров. Каталог б-ки МБП. Систематически выпускает указатели новых поступлений и нововведений в области обучения и воспитания), IBEDOCS (библиографич. База данных с описанием конференций, проводимых ЮНЕСКО и МБП, рефераты публикаций и их дискрипто-ры).

INED даёт возможность пользоваться всеми базами данных в диалоговом режиме.Европ. Система документации и информации по образованию (EUDISED. Центр — Страсбур, Франция) представляет материалы нац. Информац.-пед. Центрам. С 1984 действует терминологич. Служба.Документац. Объединение по педагогике (DOPAED. Осн. В 1964 как. Добровольный союз учреждений зап.-европ. Стран, в к-рых используется нем. Язык). Обрабатывает ежегодно ок. 500 назв. Пед. Журналов, св. 70 тыс. Статей и пр. По отд. Информац. Рубрикам. Дидактике, дошкольному, школьному и внешкольному воспитанию и т. Д. Публикует ок. 40 периодич. Информац. Изданий, спец. Библиографии по тематике, по видам источников и т. П. Издаёт метод, пособия, отчёты о н.-и, работах, тезаурус по педагогике. Библиографич.

Поиск в диалоговом режиме возможен в ряде науч. Учреждений (в т. Ч. Международных) Германии, Австрии, Швейцарии.Европ. Информац. Центр Карлова ун-та по повышению квалификации учителей (ЕИЦ-ПКУ. Создан в 1973. Прага, Чехия). Ориентирован на все формы и методы непрерывного образования учителей, собирает и обрабатывает лит-ру по проблеме повышения квалификации, методике преподавания отд. Уч. Предмеtob Издает аннотированную библиографию «Повышение квалификации учителей» (к 1991 вышли 6 тт) Два раза в год (с 1977) выпускает серию «Новости ЕИЦ-ПКУ», публикует выборочную информацию из стран европ региона по реформе пед образования и т д, биб-лиографич серии по дошкольному воспитанию, пед психологии, тематич сборники по теории и методике обученияИнформац центр пед источников (ERIC, создан в 1966, Вашингтон, США) Спонсор центра — Отдел исследований и развития образования при Деп образования США Развил глобальную информац сеть, охватывающую всю англоязычную пед лит-ру Деятельность системы координирует Нац ин-т образования США В сеть входит 16 отделений, каждое из к-рых отвечает за определенную область или направление педагогики образование взрослых и проф -тех образование, консультация и подготовка персонала, управление образованием и воспитание в раннем детстве, аномальные и одаренные дети, высшее образование, источники информации, языки и лингвистика и др С 1966 издается ежемес библиогра-фич журн «Ресурсы образования» («Resources m Education») Публикации, на использование к-рых нет ограничений по авторскому праву, продаются как микрофиш во все б-ки Выпускает «Текущий указатель журналов по образованию» («The Current Index to Journals m Education», с 1969), др библиографич -реферативную информацию, периодич библиографию журнальных статей с указателями и реферативный журнал Дополнительно для разл групп пользователей выпускаются аннотации, рефераты статей, резюме по актуальным проблемам педагогики в виде микрофиш — система ACCESS ERIC Включает 4 базы данных ERIC Digests Online (резюме из 470 дайджестов), ERIC Information Service Providers (адреса учреждений, проводящих подписку на материалы центра), Education Related Information Centers (сведения о 200 центрах образования), Education Related Conferences (материалы о планируемых в текущем году междунар, региональных, нац и местных конференциях по проблемам образования) Особое внимание уделяется информац обслуживанию шк б-к, студентов пед вузов и ун-тов ERIC доступна для внешних пользователей, имеющих компьютерыЛит Стандарты по библиотечному делу и библиографии, M, 1985, Библиографич работа в б ке организация и методика M, 1990 Рубрикатор «Нар образование Педагогика» Регистрац номер 73592 сост В M Полонский, Информационно-поисковый теза урус по нар образованию и педагогике Реги страц номер 12691, сост В M Полонский, Общая программа по информации, «Бюллетень ЮНИСИСТ», Париж, 1986 т 14, №3, Про хазкова X, Информация и учитель, Пра га, 1986, Commission des Communautes Europe-enne, Strasbourg, 1922, Council of Europe, Strasburg, 1987, Fern ig L R, The place of Information m educational development A study prepa red for the International Bureau of education, P, 1980, Studies and surveys in comparative education, «Resources m education», 1922, J *5, UNESCO IBE education thesaurus, P, 1991B M Полонский.

Значения в других словарях
Наумович Иван Григорьевич

[26.1.1828, Козлов, ныне в Тернополь-ской обл. Украины, — 16(28).8.1891, Новороссийск. Похоронен в Киеве], обществ, деятель Галиции, писатель, издатель. Род. В семье учителя. Окончил гимназию (1844) и духовную семинарию (1848) во Львове. В 1848—49 стал одним из активных участников выступлений против нац. Дискриминации австр. Властями коренного населения Галиции. Н., с 1851 униатский священник, вначале разделял программу польск. Нац. Движения, позднее примкнул к т. И, галицко-рус. Партии. В 1871 ..

Научение

Устойчивое и целесообразное изменение физич. И психич. Деятельности, возникающее благодаря предшествующей деятельности и не обусловленное врождёнными физич. Реакциями организма. У животных достигается за счёт выработки условных рефлексов. На этой основе у ребёнка Н. Может иметь место уже в первые 3 нед. Жизни, а по мнению нек-рых исследователей, и в первые дни жизни. Для человека начиная с дошк. Возраста Н. — следствие и прямой результат учения. Оно заключается в усвоении знаний и формировании о..

Научность

Один из принципов обучения Ориентирует на усвоение конкретного, преим через обобщенные теоре-тич знания.Принцип H как самостоятельный впервые в отечественной дидактике сформулировал (1950) M H Скаткин Осн требования H соответствие содержания образования уровню совр науки, создание у учащихся представлений об общих методах науч познания, показ важнейших закономерностей процесса познания (знания о теории, ее элементах, структуре и функциях) Принцип H регулирует и всю процессуальную сторону обучени..

Начальное Образование

Первая ступень общего шк образования имеет целью освоение учащимся элементарных общеобразоват знаний, обеспечивающих развитие у него познават способностей и социального общения, а также формирование оси навыков уч деятельности Усвоение мл школьниками знаний, умений и навыков осуществляется в процессе уч деятельности под руководством преподавателя, в ходе к-рой у школьников развивается желание и умение учиться, формируются основы теоретич мышления, произвольность поведения, способность к дальнейш..

Дополнительный поиск Научно-педагогическая Информация Научно-педагогическая Информация

Добавить комментарий
Комментарии
Комментариев пока нет

На нашем сайте Вы найдете значение "Научно-педагогическая Информация" в словаре Педагогический словарь, подробное описание, примеры использования, словосочетания с выражением Научно-педагогическая Информация, различные варианты толкований, скрытый смысл.

Первая буква "Н". Общая длина 32 символа